5 мин.

Скромное обаяние буржуазии

До недавнего времени «Фулхэм» был известен прежде всего любителям футбольной истории – как первый профессиональный лондонский клуб, основанный в далеком 1879 году, а в середине прошлого века подаривший английской сборной капитана Джонни Хейнса. Другая примечательная страница в биографии команды – 47 матчей, которые провел в белой футболке в сезоне-1976/77 сам Джордж Бест. Карьера мятежного гения уже неумолимо неслась под откос, и Лондон был всего лишь очередной остановкой на пути в безвестность. Но, несмотря на это, североирландец не раз говорил о пребывании на «Крэйвен Коттедж» как о самом счастливом этапе своей спортивной жизни. Не стоит гадать, лукавил ли он, говорил ли правду или просто хотел быть ближе к бурной ночной жизни столицы – важен факт. Что до «Фулхэма», новых ярких событий на западе Лондона пришлось ждать ровно двадцать лет.Абрамович – не первый

Принято считать, что первым из иностранцев британскую футбольную недвижимость приобрел нынешний владелец «Челси». Но мало кто помнит, что десять лет назад полноправным хозяином «Фулхэма» стал египтянин Мохаммед Аль-Файед (на фото). Безусловно, резонанс тогда был намного слабее. К 1997 году Аль-Файед прожил в Лондоне почти четверть века, владел престижным торговым центром «Хэрродс» и имел устойчивую деловую репутацию, хотя и не без скандального оттенка. «Белые» (или «дачники», как не совсем корректно называют команду в России) на то время только закрепились в третьем дивизионе.

Аль-Файед сразу же продекларировал высокие цели: выход в премьер-лигу максимум через пять лет и превращение скромного клуба в «Манчестер Юнайтед» английского Юга». Первую часть обещаний удалось выполнить практически идеально. Пятилетка – за четыре года! Причем с подкупающей основательностью. Первый сезон в новом для себя дивизионе команда набивала шишки, в следующем – шла на повышение, выигрывая турнир с гигантским отрывом и трехзначным количеством очков.

Оно и немудрено. Ведь помимо многомиллионных вливаний Аль-Файеду удалось практически сразу после покупки переманить в «Фулхэм» звездный тренерский дуэт Кевина Кигана и Рэя Уилкинса. Заметим, первый согласился променять тренерское кресло в «Ньюкасле» на пост исполнительного директора в клубе двумя дивизионами ниже. Впрочем, Уилкинс был уволен уже через год. Киган же вывел команду в «чемпионшип» и ушел на повышение в сборную Англии, оставив команду на своих помощников. А фактически – беспризорной на целый сезон. Тренерская чехарда, казалось, закончилась с приходом Жана Тигана. Он в 2001 году и преподнес Аль-Файеду вожделенный пропуск в высший свет английского футбола.

Будущее рисовалось египетскому толстосуму исключительно в розовых тонах. Летом на приобретения были потрачены рекордные 32,3 млн фунтов. В команду пришел мастеровитый Эдвин ван дер Сар из самого «Ювентуса», довольно известные французы Стив Марле, Сильвен Легвински и Стид Мальбранк. Британская пресса всерьез анализировала шансы «Фулхэма» если не на призовое место, то на попадание в зону еврокубков. Казалось, мечту Аль-Файеда приближала даже вывеска первого матча сезона: играть предстояло с «Манчестер Юнайтед»… Знакомые картинки

В битве при «Олд Траффорд» «Фулхэм» проиграл, но достойно – 2:3. Однако в итоге сезон-2001/02 жестоко развеял все иллюзии на «Крэйвен Коттедж» – лишь тринадцатое место. Несмотря на это, Аль-Файед был все еще полон энтузиазма и вынашивал грандиозные планы. Команда согласилась прорубать окно в Европу через Кубок Интертото. На месте ветхого стадиона на берегу Темзы, единственного в премьер-лиге со стоячими местами, решено было возвести за год ультрасовременный тридцатитысячник. На пост технического директора пригласили легендарного защитника «Милана» Франко Барези. Затраты на строительство новой арены должны были составить порядка 70 млн фунтов. Потому к настораживавшей трансферной политике Аль-Файеда отнеслись с пониманием: он не потратил ни цента, ограничившись арендой нескольких игроков из Италии и подписанием свободных агентов.

Новый сезон команда в качестве хозяина начала на «Лофтус Роуд» – арене клуба «Куинз Парк Рейнджерс». Временные трудности скрашивались близостью к родному стадиону и европейскими успехами: «Фулхэм» преодолел интертотовское сито и даже прошел два раунда в Кубке УЕФА. Беда пришла, откуда ее меньше всего ждали. Респектабельные жильцы Вест-Энда заблокировали строительство новой арены, завалив Аль-Файеда судебными исками.

Терпение шейха лопнуло весной 2003-го. Команда плелась внизу, перед ней маячила перспектива остаться бездомной второй год подряд, еще в начале сезона ушел Барези… Аль-Файед выпустил пар в лучших традициях. Он не только уволил Тигана, но и подал на того в суд. Экспрессивный египтянин заподозрил, что француз смошенничал, намеренно переплатив в свое время за Марле. 11,5 млн фунтов «Лиону» – деньги и впрямь астрономические. Но доказать той весной в суде хоть что-то хозяину «Фулхэма» не удалось.

Строительство стадиона так и не началось. По иронии судьбы клубу, представляющему богатейший район одного из самых дорогих городов мира, пришлось на собственной шкуре испытать многолетние тяготы наших ЦСКА и «Спартака». Судорожные попытки найти арену могли привести команду не только на «Стэмфорд Бридж» – стадион заклятых соперников из «Челси», но и на противоположный конец города: рассматривался вариант сожительства с «Вест Хэмом». В итоге под аккомпанемент слухов, резких заявлений Аль-Файеда и судебных тяжб команда осталась на «Лофтус Роуд», а в премьер-лиге пришла к финишу четырнадцатой. Тренировал ее уже бывший защитник клуба Крис Коулмэн…Между прошлым и будущим

Назначение неопытного Коулмэна было встречено улыбками: очередное чудачество богатого самодура – хороший «свой парень», которому можно платить невысокую зарплату. Остроты болельщиков и прессы не выглядели бессмысленными. Летом 2003-го «Фулхэм» превратился в чемодан без ручки: выбросить жалко, а починить – дорого. Лучшие игроки продавались, команда комплектовалась преимущественно арендованными и свободными агентами.

А Коулмэн, меж тем, весной 2004-го привел бездомный и обескровленный «Фулхэм» к девятому месту – лучшему в истории клуба. Той же осенью команда вернулась на свою арену, где всего-то установили новые пластиковые кресла. Она и по сей день ведет сытую буржуазную жизнь в нижней половине таблицы, но все же ближе к теплой золотой середине…

Грамотная трансферная политика клуба, в котором по-настоящему раскрылись Луи Саа, Стив Финнэн и Брайан Макбрайд, остатки континентальной комбинационной роскоши и тренерские идеи Коулмэна наверняка не позволят «Фулхэму» в ближайшие сезоны пойти ко дну: команд более прямолинейных и в премьер-лиге, и на подходе к ней все-таки с избытком. Аргументы в пользу такой устойчивости –хотя бы историческая победа над «Арсеналом», ничья в гостях у «Челси» или же мало кем замеченная десятиматчевая беспроигрышная серия во всех турнирах (+3=7-0), которая началась еще до Рождества и прервалась в предпоследний день января в Шеффилде.

Алексею Смертину на поле скучать уж точно не придется. А вот Мохаммед Аль-Файед, получив шанс на сравнения с Абрамовичем, за два сезона превратился, увы, в прототипа Федорычева. Разве что пока не продал команду, хотя слухов об этом в последние пару лет возникало с избытком. В потенциальных покупателях ходили в разное время многие: от премьер-министра Тайланда Таксина Шинаватры до небезызвестного Киа Джурабчиана.

Будем надеяться, что ремейка «Динамо» в карьере Смертина не случится…