9 мин.

А где же мясо?

Контадор виновен. Так решил вчера Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS), повергнув в шок весь мир велоспорта. За употребление допинга осужден не кто-нибудь, а признанный лидер последних лет. Основания для дисквалификации испанца были, но в Лозанне пошли на принцип, это очевидно. К сожалению, более эффективного метода борьбы с допингом, нежели карательный – «чтобы другим неповадно было» – пока не придумали.

CAS в данном вопросе не выглядит беспристрастным арбитром. Это наднациональный орган. В сложном и деликатном вопросе он поддержал совместную апелляцию Международного союза велосипедистов (UCI) и Всемирного антидопингового агентства (WADA) против Федерации велоспорта Испании, защитил их право диктовать свою волю национальным федерациям. То есть, делать то, что делает сам Спортивный арбитраж в Лозанне. У Контадора есть возможность подать апелляцию на вердикт CAS, но только по процедурным вопросам. По сути, это решение является окончательным и не может быть пересмотрено.

У трехкратного победителя «Тур де Франс», двукратного триумфатора «Джиро д’Италия» и чемпиона «Вуэльты» забрали два титула. Теперь победителем «Тура»-2010 будет считаться Энди Шлек, а первое место на «Джиро»-2011 отдано Микеле Скарпони. Кстати, все это немного на руку и нашему Денису Меньшову, который отныне не бронзовый, а серебряный призер «Тур де Франс»-2010. Осталось дождаться дисквалификации Шлека, и вот она – долгожданная победа России на «Туре». Все это, конечно, из разряда грустных шуток, чтобы хоть немного поднять настроение после очередного черного дня.

История вопроса

21 июля 2010 года допинг-проба Контадора, взятая во время «Тур де Франс», дала положительный результат на наличие кленбутерола. Контадор стал трехкратным победителем «Тура», опередив Энди Шлека по итогам трех недель изнурительной гонки на 39 секунд. Бомба замедленного действия взорвалась 30 сентября: Контадор получил предварительную дисквалификацию, и стартовал самый продолжительный допинговый сериал в истории велоспорта. На установление вины Контадора у чиновников ушло полтора года, в течение которых испанец продолжал радовать болельщиков яркими выступлениями.

Все это время Эль Пистольеро, само собой, на допинге не попадался. Сначала Контадор вроде как был дисквалифицирован на два года, тут же Федерация велоспорта Испании не без вмешательства премьер-министра Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (а вы думали, только в России так бывает?) обжаловала приговор, заявив, что не может не верить гордости нации: раз Контадор говорит, что кленбутерол попал в его организм через зараженное мясо, как бывает, к примеру, в братской Мексике, значит, так оно и есть. UCI и WADA отреагировали апелляцией в CAS, и дело перешло в фазу, устремленную в бесконечность из-за постоянных переносов слушаний.

За это время, во-первых, Контадор убедил всех, что он крут и без кленбутерола, разгромив соперников на «Джиро»-2011, а во-вторых, доказал, что ничто человеческое ему не чуждо, проиграв последний «Тур», где стал лишь шестым. И вот, 6 февраля 2012 года, суд в Лозанне удовлетворил апелляцию UCI и WADA: Контадор лишен всех одержанных с лета 2010 года побед и дисквалифицирован на два года, правда, срок дисквалификации закончится уже 5 августа.

Само объяснение решения суда выглядит удивительно. Не буду утомлять вас длинными цитатами, но оно похоже на пляску вокруг теории вероятностей. Доказать, что Контадор виновен, невозможно. Доказать, что невиновен – тоже. Но вероятность того, что он виновен – выше, как показалось судьям, поэтому так тому и быть. «В конечном счете, суд вынес вердикт на основании того факта, что Контадор не смог доказать, что употребил кленбутерол не намеренно», – так говорится в конце обвинительного заключения.

Контадор – победитель «Вуэльты»-2012?

В итоге мы получили абсурдную ситуацию, в которой Контадора лишили победы не только на «Туре»-2010, но и на «Джиро»-2011, а ведь в Италии в прошлом году он уж точно ехал «чистым», и победил всех оппонентов с колоссальным преимуществом. Если Энди Шлек летом 2010 года во Франции шел с испанцем секунда в секунду, был достоин победы и близок к ней, то теперешний «победитель» «Джиро д’Италия»-2011 Микеле Скарпони три недели сражался за второе место с Винченцо Нибали, а Контадор играючи увеличивал свой отрыв от соперников везде, где мог это сделать. К чести Шлека и Скарпони, оба весьма благородно отреагировали на новость о том, что они, оказывается, победители, заявив, что им такие награды не нужны.

«Я сочувствую Альберто, – говорит Шлек-младший, – всегда верил, что он невиновен. Это очень грустный день для велоспорта. Меня не обрадовало то, что судьи в CAS, изучив 4000 страниц дела, признали меня победителем «Тур де Франс»-2010. Я сражался с Контадором и проиграл ему. Хочу выиграть «Тур» в спортивной борьбе, а не в здании суда. Если мне удастся одержать победу в этом году, буду считать ее первой». Хорошо сказано, Энди.

Сам срок дисквалификации в этом деле не так важен. Звездам велоспорта не впервой отбывать допинговые наказания и возвращаться. В этом смысле Контадору осталось ждать не так много, как приходилось в аналогичных ситуациях Ивану Бассо, Данило Ди Луке и Алехандро Валверде, например. Альберто «выходит на свободу» 5 августа, а значит, теоретически сможет проехать хотя бы «Вуэльту», что лично для него не так и плохо – когда бы он еще выступил на родном гран-туре, который идет в календаре через месяц после «Тур де Франс». Уже сейчас можно сказать, что Контадор – фаворит номер один на «Вуэльте»-2012, если, конечно, у него будет команда.

Главные пострадавшие

Контадор вернется и продолжит побеждать – сомнений нет, но больше всего в этой неприятной ситуации не повезло Бьярне Риису и его команде Saxo Bank. Судите сами, 3 августа 2010 года Риис подписывает с испанской звездой внушительный контракт, а через месяц с небольшим выясняется, что в июле Контадор был уличен в использовании допинга. Нехорошо получилось. Надежды, которые датский веломенеджер возлагал на Контадора, были огромными. Риис даже намекал, что с Контадором они могут замахнуться на невозможное – попробовать взять все три гран-тура сезона, что стало бы одним из величайших спортивных подвигов в истории.

Поэтому решение Saxo Bank поддержать своего нового лидера и не расторгать с ним контракт до завершения разбирательства понятно. «Тур де Франс» в составе датской велогруппы Контадор так и не выиграл, а теперь мало того, что у команды отобрали заслуженную победу на «Джиро», так UCI еще и грозится пересмотреть решение выдать этой команде лицензию на участие в Мировом туре. Сегодня вечером Риис и Контадор собирают пресс-конференцию в Мадриде. Будет интересно.

Жаль и оргкомитет «Джиро», который вынужден был в понедельник вечером растерянно давать свои комментарии. Эти тоже пострадали ни за что, ни про что. К ним допинговая история Контадора не имеет никакого отношения, не допустить его к участию в гонке прошлого года они не могли, но все равно придется пересматривать ее результаты, что является несомненным ударом по престижу.

Прецедент Лэндиса

Оправдания Контадора, который заявил, что допинг попал в его организм через испорченное мясо, с самого начала выглядели не слишком убедительными, но и его вина не кажется очевидной, в отличие от случая, когда победы на «Тур де Франс» из-за употребления допинга был лишен американец Флойд Лэндис в 2006 году. То, что кленбутерол был обнаружен в пробе Контадора – медицинский факт, но зачем испанцу было принимать нетипичный для велошоссе вид допинга, так и осталось загадкой.

Его превосходство над соперниками казалось слишком очевидным, чтобы так рисковать. С Лэндисом история была совершенно другой. На «Туре»-2006 у него было обнаружено зашкаливающее все мыслимые пределы соотношение тестостерона и эпитестостерона, что напрямую повлияло на его феноменальный рывок на 17-м этапе, где он, по сути, и выиграл «Тур». В норме это соотношение у здорового мужчины колеблется в районе единицы, а у Лэндиса превышение по тестостерону было в 11 раз при максимально допустимом пороге в 4. Американец по своим результатам на протяжении карьеры никак не тянул на возможного победителя «Тур де Франс» – место в первой десятке выглядело его пределом – но вдруг стал им, выдав этап за гранью человеческих возможностей. Это был первый случай с 1904 года, когда победитель «Тура» был лишен этого звания постфактум. И вот, всего через пять лет мы получили второй.

Политическое решение

Если отложить в сторону пакеты с кровью, шприцы и прочие допинговые гадости, остается признать, что решение CAS смахивает на политическое. Допинг – это, конечно, нехорошо. Но уж больно показательно, как весь велосипедный мир вчера поднялся на защиту Контадора, даже его конкуренты и соперники. Допинговое дело допинговому делу рознь. Даже если Контадор где-то когда-то нарушил правила, что, конечно, заслуживает наказания, ни у кого не возникает сомнений в том, что он действительно является одним из сильнейших.

К сожалению, такова суть профессионального спорта – хоть велошоссе, хоть шахмат – всегда будут попытки жульничать и обходить существующие правила. Но когда отдельные активисты бегают вдоль дороги, потрясая надувными шприцами и выкрикивая оскорбления в адрес замешанных в темных историях гонщиков, становится противно и обидно. Велошоссе – тяжелейший, поистине лошадиный спорт. Нагрузки в нем несопоставимы, например, с богатым, успешным и гламурным футболом.

Не верите, спросите у экс-чемпиона «Тур де Франс» Оскара Перейро, который, завершив из-за травмы карьеру велогонщика, без проблем нашел себя в футболе. Экс-чемпиона тоже назначенного, кстати, после дисквалификации Флойда Лэндиса. Для победы приходится превзойти сотни таких же, не хуже тебя подготовленных парней, которые тоже накручивают в седле десятки тысяч километров в год, чтобы когда-нибудь, хоть разок взойти на подиум после финиша. Не говоря уже о том, какие страшные травмы, к сожалению, иногда с летальным исходом, могут подстерегать гонщиков за очередным поворотом.

Интересно, что именно Перейро меньше всех стеснялся вчера в выражениях в адрес CAS и UCI, нецензурно выругался в адрес суда, который дисквалифицировал Контадора, так и не доказав его вины, и послал в пекло главу UCI Пэта Макуэйда. Велоспорт оказался на грани очередного кризиса, преодолеть который будет нелегко. Бороться с допингом, конечно, нужно, но уже давно в разных видах спорта нарастает критика в адрес методов, которыми пользуется в этой борьбе WADA, взять хоть пресловутое правило о тотальном контроле за местонахождением спортсменов. Вопросы вызывают процедурные моменты, то, как WADA выбирает время для оглашения, или даже вернее будет сказать, вброса нужной информации, и фактическая презумпция виновности, противоречащая общепринятым юридическим нормам.

Ненавистники Контадора наверняка довольно потирают руки, говорят о торжестве закона – и не без оснований. Но печально не это. В конце концов, если Контадор виноват, он должен быть наказан, сколь великим гонщиком он бы ни являлся. Но обвинительный приговор, и очередная перетасовка победителей больших гонок задним числом – это мощнейший удар по поиску спонсоров, который все больше похож на метания футбольной «Томи», только в масштабе целого вида спорта, и по всему велоспорту, который только-только начал приходить в себя после громких скандалов середины прошлого десятилетия. Единственная хорошая новость – в самом продолжительном допинговом процессе наконец-то поставлена точка.