10 мин.

Итоги года. Аутсайдеры

«Маруся-Верджин»

Цели

Намучившись в 2010-м с медленным и ненадежным болидом VR-01, команда взялась за полную переделку шасси, вознамерившись с новой машиной ввязаться в борьбу в середине пелотона.

«Наша цель на сезон-2011 – стабильно второй сегмент квалификации и максимально близко к 10-й позиции. Главное – минимизировать количество сходов по техническим причинам», – говорил в феврале глава инженерного департамента Николай Фоменко.

Однако новенький MVR-02 еще на презентации не выглядел машиной, способной ехать быстро; пусть конструкторское бюро во главе с Ником Уиртом и переделало каждый узел прошлогодней модели – это была все та же концепция с фундаментальными недостатками в области прижимной силы. К «Запорожцу» можно прикрутить трехлучевую эмблему и спойлер, но от этого он не станет «Мерседесом», так же как MVR-02 не стал ни «Ред Булл», ни хотя бы «Форс-Индией».

Прогресс

Уже после первых Гран-при стало ясно, что «Маруся-Верджин» вряд ли поднимется в Кубке конструкторов выше 10-го места; при этом опередить «Лотус» Тони Фернандеса команда могла только в случае потрясающей надежности собственного болида и многочисленных проблем конкурентов – надеяться на скорость было бы слишком оптимистично.

Когда стало ясно, что обновленная по ходу сезона машина не станет намного быстрее, «Маруся» решила расстаться с конструктором автомобиля – Ник Уирт не оправдал возложенных на него надежд. Разумеется, с учетом перемен в конструкторском штабе одной из слабейших команд, от нее нельзя было ожидать кардинальных улучшений в результатах, и до конца года коллектив, рано завязавший с доводкой машины, так и не превзошел конкурентов из «Лотуса» и «ХРТ».

Лучшая гонка

Несколько раз в году Гран-при «Формулы-1» проходят по необычному сценарию: с неба на трассу льется вода (которая потом по асфальту рекой), лидеры непривычно часто ошибаются и выбивают друг друга с трассы, а в середине пелотона царит такой хаос, что спортсмены порой не знают, с кем и за какую позицию они ведут борьбу. В таких условиях некоторые аутсайдеры молятся лишь о том, чтобы просто добраться до финиша – после взмаха клетчатого флага часто выясняется, что добытые позиции становятся для них лучшими в сезоне.

В 2011 году таким хаотичным и непредсказуемым оказался канадский этап, причем в группе аутсайдеров кипела не менее острая борьба, чем между лидерами. Пилоты «Маруся-Верджина» Жером д’Амброзио и Тимо Глок закончили заезд 15-м и 16-м (после штрафа Нараина Картикеяна оба отыграли по одной позиции), но одна деталь омрачила все – впереди их (в 8,4 секундах) приехал Витантонио Лиуцци из «ХРТ», благодаря чему испанская конюшня оттеснила команду Николая Фоменко на последнее место в Кубке конструкторов.

Худшая гонка

В заключительной трети сезона MVR-02 перестал дорабатываться, и это отразилось на результатах. Финальный Гран-при в Бразилии Глок и д’Амброзио начали с последнего ряда стартового поля (худший квалификационный результат команды), а до финиша добрался только Жером (хотя он и опередил гонщиков «ХРТ») на 19-м месте.

Пилоты

Сухие цифры мало что скажут о соперничестве немецкого и бельгийского гонщиков «Маруси» – в первой части чемпионата Тимо Глок частенько мучился с техническими проблемами и потому время от времени проигрывал Жерому д’Амброзио в квалификациях и гонках, но после обновления машины и решения некоторых проблем с надежностью немец сумел поставить напарника на место. В невидимом многим болельщикам техническом вопросе Глок так же был очень хорош, и определенно заслужил похвалы со стороны руководства.

Расставание с д’Амброзио в конце года со спортивной точки зрения логичным не выглядело – новичок чемпионата на фоне опытного товарища по команде смотрелся вполне достойно, – но в «Формуле-1» никогда нельзя забывать о финансовом факторе. По словам Жерома, он не смог собрать столько спонсорских денег, как Шарль Пик, и потерял место в коллективе.

Впечатление и перспективы

Сезон-2011 можно считать проваленным, но все не так однозначно. Во-первых, «Маруся» научилась справляться с «детскими болезнями» и повысила надежность машины (MVR-02 за сезон проехал 9374 км, что на 1233 км больше, чем VR-01 в 2010-м). Во-вторых, во многих гонках Глок и д’Амброзио были не последними, и частенько уверенно опережали пару пилотов «ХРТ» – решающий этап в Канаде стал неожиданным и неприятным исключением. В-третьих, коллектив избавился от Уирта, нашел технического партнера в лице «Макларена» и взял на работу Пэта Симондза, который сейчас усердно трудится над новой машиной, несмотря на официальную должность консультанта конюшни.

Безусловно, все это не говорит о том, что в 2012-м «Маруся» наконец-то включится в реальную борьбу с серьезными соперниками, тем более у команды мало опыта в конструировании собственных машин, да и мотор «Косуорт» нельзя назвать сильным узлом автомобиля, но все слагаемые для прогресса у Фоменко присутствуют.

«ХРТ»

Цели

Когда команда не может выставить новый болид на предсезонные тесты из-за позднего начала разработки автомобиля, да к тому же испытывает финансовые трудности, сложно представить, чтобы она всерьез рассчитывала на что-то большее, чем попадание на стартовую решетку и финиш в гонке.

Тем не менее, тот факт, что над F111 трудился знаменитый Джефф Уиллис, позволял руководству не терять оптимизм перед чемпионатом. «По крайней мере, эта машина похожа на современный болид «Формулы-1», – отмечал Колин Коллес, – «думаю, в этом году мы добьемся больших успехов, чем в прошлом».

Прогресс и перспективы

Однако старт прошел хуже не придумаешь – в Австралии команда не преодолела квалификационный барьер. И все же кропотливая работа над болидом вскоре дала плоды: в третьей гонке «ХРТ» полным составом добралась до финиша, в четвертой наконец-то ушла с последнего ряда стартового поля, а еще через несколько Гран-при, в Канаде, поднялась на 13-е место.

Прогресс был заметен невооруженным взглядом, однако после нескольких неплохих гонок команда вернулась на последние места. У новых владельцев были свои мысли по развитию конюшни, и они не совпадали с целями текущего руководства. В результате коллектив покинули Уиллис (недовольный бюджетом на 2012 год и планами по развитию машины) и Коллес, и на место руководителя пришел Луис Перес-Сала.

Нельзя утверждать, что фонд Thesan Capital, получивший летом контроль над «ХРТ», не хочет успехов – просто новая метла, как известно, метет по-своему. В 2012 году команда продолжит сотрудничать с «Уильямсом» и, по слухам, готова сменить поставщика моторов. Кроме того, над созданием автомобиля работает достаточно сильный конструктор. Другое дело, что «испанский акцент» теперь стал заметнее – новая база (хоть и временная) находится в Валенсии, новый руководитель родом из Каталонии, и пока единственный подтвержденный гонщик – Педро де ла Роса – также испанец.

Можно сказать, что владельцы вернулись к идеям, которые закладывал основатель команды Адриан Кампос: создать полноценную команду с Пиренейского полуострова. Глядя на молодое и неопытное руководство и все еще продолжающуюся реорганизацию коллектива, в немедленный успех «ХРТ» (в 2012 году) пока не верится. А дальше все зависит от терпения и финансовой состоятельности Thesan.

«Лотус/Катерхэм»

Цели и прогресс

Как и любой другой коллектив, «Лотус» Тони Фернандеса перед сезоном-2011 определил для себя как задачу-максимум – борьба за очки, – так и минимум – 10-е место в Кубке конструкторов. Новый автомобиль T128 оказался быстрее предшественника (учитывая запреты в области диффузора), хотя и не таким надежным.

Уже после нескольких гонок стало ясно, что минимальных целей достичь будет не слишком сложно: базовая скорость болида оказалась выше, чем у «ХРТ» и «Маруси», и для того, чтобы растерять такое преимущество над конкурентами, нужно было сильно постараться. Однако неприятным стал тот факт, что до соперников из опытных конюшен гонщики Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли не доставали. По сравнению с 2010 годом «Лотус» сократил отставание от таких коллективов, как «Торо Россо» и «Уильямс», но этого не хватило, чтобы начать проходить во второй сегмент квалификаций на регулярной основе. На длинной дистанции T128 выглядел даже слабее, чем на одном быстром круге, но это говорит лишь о том, что признанные мастера квалификаций Трулли и Ковалайнен выжимали в субботу из техники все возможное.

К середине сезона техническая группа команды под руководством Майка Гаскойна объявила о начале подготовки к 2012 году – решение, учитывая складывавшийся чемпионат – было верным, ведь обогнать «Уильямс» было невероятно сложно, а конкурентам позади требовалось чудо, чтобы вырваться вперед зеленых болидов.

Лучшая и худшая гонки

С точки зрения статистики лучшими этапами сезона для «Лотуса» стали гонки, в которых Трулли и Ковалайнену удавалось добираться до 13-го места. Всего таких Гран-при набралось четыре. Но по чистому темпу лучшим, пожалуй, стало выступление в Бельгии – Трулли финишировал 14-м, а Ковалайнен – 15-м, но главное то, что им чуть ли не впервые удалось опередить представителя опытной команды – следом за парнями на зеленых машинах клетчатый флаг увидел Рубенс Баррикелло из «Уильямса».

Худшим в плане результата стал Гран-при Великобритании. После отличной квалификации Хейкки и Ярно сошли из-за технических проблем, а очередные трудности с рулевым приводом на машине итальянца стали последней каплей для пилота и руководства – в следующей гонке он уступил место Каруну Чандоку.

Пилоты

Во второй год внутрикомандного соперничества между Хейкки Ковалайненом и Ярно Трулли победу «по очкам» можно смело приписывать финну: 16-2 в квалификациях и 8-3 в совместных финишах в гонках – если называть вещи своими именами, то это разгром.

Класс итальянца при этом совершенно не оспаривается, однако для достижения высоких результатов ему, как правило, требуется идеальная машина. Увы, развивающаяся конюшня таковую предоставить гонщику могла не всегда.

В то же время напарник готов выжимать все из того, что есть под рукой – Хейкки отлично справлялся с пузырением шин «Пирелли», творил чудеса в квалификациях на разбалансированном автомобиле, и оказывался впереди Ярно даже в последних гонках сезона, когда последнему наконец-то починили рулевой привод.

Впечатление и перспективы

Трезво оценив ситуацию в 2011 году, владелец конюшни Тони Фернандес больше увлекся новой игрушкой – футбольным клубом «Куинз Парк Рейнджерс», однако это вовсе не означает, что «Лотус/Катерхэм» ждет забвение. Осенью Тони поставил перед командой четкую задачу – догнать опытные конюшни и наконец-то включиться в борьбу за очки. Для выполнения этой цели у команды есть и деньги, и хороший мотор, и прекрасный технический партнер («Ред Булл»), который в новом сезоне будет поставлять не только коробки передач и трансмиссию, но и KERS, которого так не хватало в 2011-м.

Соперники, конечно, тоже не остановятся в развитии, но технической группе «Катерхэма» вполне по силам справиться с новым вызовом.