5 мин.

Кризис за кулисами

Соглашение об ограничении ресурсов

Как известно, в последние годы экономика мира живет в лихорадочном состоянии: не успели мы толком отойти от одного финансового кризиса, как ожидается другой. «Формула-1», будучи зависимым от потрясений подобного рода продуктом, некоторое время назад попробовала обезопасить свои позиции: не согласившись с радикальным снижением бюджетов до 40 млн евро в год – что усиленно навязывал бывший президент ФИА Макс Мосли, – команды выбрали путь постепенного снижения расходов.

После долгих препирательств руководители конюшен пришли к единому мнению, подписав Соглашение об ограничении ресурсов, согласившись уволить часть сотрудников на базах и сократить бюджеты примерно до 110-130 млн долларов в год. Со временем топ-команды должны были еще снизить планку расходов, обезопасить свое финансовое положение и заодно дать шанс небогатым коллективам повести борьбу с лидерами.

Однако по ходу сезона-2011 в прессу стали просачиваться слухи о том, что далеко не все топ-конюшни придерживаются плана сокращения расходов, а во время Гран-при Японии и Кореи ключевые представители ФОТА прямо сказали, что Ассоциация стоит на грани развала.

Известный английский журналист Джо Сейвард утверждает, что виновником сложившейся ситуации является «Ред Булл» – конюшня Дитриха Матешица не стесняется поглубже залезать в карман, чтобы остаться на вершине. Остальным же топ-командам придется или придерживаться Соглашения и продолжать смотреть на доминирование Феттеля, или начать гонку вооружений, то есть, тоже перестать экономить. Учитывая, что «Ред Булл» не задумывается о долгосрочных перспективах в «Формуле-1», такой подход погубит всех лидеров, а значит, и весь чемпионат, считает Джо.

Наказать «Ред Булл» ФОТА не может. Все штрафы для команд прописаны только в Договоре согласия, а Соглашение об ограничении ресурсов хоть и соотносится с ним, но все же является самостоятельным документом. Максимум, что могут сделать другие участники Ассоциации – погрозить пальцем Кристиану Хорнеру или подвергнуть конюшню публичной критике, однако подобные действия наверняка еще серьезнее обострят отношения между командами.

Согласно другим предположениям, разногласия в ФОТА были бы не такими серьезными, если бы против соблюдений условий Соглашения выступала только одна конюшня. По слухам, в «Мерседесе» также не спешат переходить в режим экономии средств. То есть, команда будет только рада сократить бюджет, но чуть позже. Пока же Росс Браун и Норберт Хауг хотят побыстрее вывести коллектив на победный уровень, и потому активно закупают дорогих и ценных специалистов, а также вбухивают деньги в разработку новой машины. Ведь если «Мерседес» не начнет выигрывать гонки, боссам «Даймлера» будет все равно, сколько конюшня экономит денег, – они запросто могут закрыть бесперспективный проект.

Если для топ-команд рост расходов в краткосрочной перспективе не сильно навредит финансовому здоровью, то более слабые конюшни окажутся перед вопросом выживания. И не исключено, что «Маруся-Верджин», «Хиспания» и даже «Лотус/Катерхэм» и «Уильямс» просто прекратят свое существование.

Договор согласия

Одним из вариантов решения финансовых проблем команд могло бы стать перераспределение доходов от продажи коммерческих прав на «Формулу-1», а также подписание нового Договора согласия на более выгодных условиях.

В прошлый раз Договор подписывался в спешке, причем Берни хоть и пошел на некоторые уступки, сам все же в накладе не остался. Более того, буквально сразу же после подписания соглашения команды начали говорить о том, что в следующий раз было бы хорошо пересмотреть ряд условий, касающихся не только технических вопросов (регламента в области двигателей, внешнего вида болидов и прочих подобных вещей), но и финансовых положений.

Предполагается, что текущий Договор истечет 31 декабря 2012 года, однако ни Берни, ни ФИА, ни команды до сих пор не пришли к консенсусу. С одной стороны, в запасе есть еще целый год, однако до сих пор дело двигалось крайне медленно, и нет никаких гарантий, что за оставшееся время что-то серьезно изменится. Если бы по условиям нового соглашения конюшни стали получать больше денег, это сняло бы многие вопросы, в том числе и тот, что поднимался выше – команды смогли бы или тратить больше денег, или создать специальный фонд для малоимущих и жить в «Формуле-1» даже без солидных спонсоров.

Однако Берни ничего командам не предлагает (и, кажется, не собирается этого делать), а ФИА – между прочим, истинный владелец коммерческих прав, но отдавший их в аренду, – считает, что текущее соглашение вряд ли требует значительного пересмотра.

Календарь чемпионата

Еще одна проблема в «Формуле-1», но не столько финансового, сколько организационного характера. В былые годы чемпионат спокойно посещал 16-17 мест проведений Гран-при в год, однако в последнее время календарь значительно разросся, и что хуже всего для команд, многие этапы распределены по всему миру. В скором времени в «Ф-1» появятся две гонки в США, Гран-при России, кроме того, в календарь рвутся Мексика и Аргентина. При этом количество гонок в Европе постепенно сокращается, и это значит, что при высокой плотности в календаре перед логистами встают сложнейшие задачи по транспортировке грузов. Большая часть оборудования команд доставляется морем, и представьте, как нужно организовать календарь, чтобы все прошло успешно. В общем, эта проблема добавляет головной боли командам, и без того страдающим от других нерешенных вопросов.

***

«Формула-1» еще не в глубоком кризисе, однако раздираемая на части ФОТА и не желающие что-либо менять управленческие структуры чемпионата явно не способствуют решению возникающих проблем. Возможно, сейчас серия стоит на перепутье, как заметил Кристиан Хорнер, и от решений всех участников зависит судьба Больших Призов не только в ближайшем будущем, но и в более далекой перспективе.