3 мин.

Фонарь

Сергей Моня был единственным в сборной России, кто позволил себе недипломатичные высказывания перед игрой с македонцами. «Готовимся занять первое место», – за 2,5 секунды до финальной сирены пришло время отвечать за слова. В тот момент никаких мыслей в голове не было, но, если бы были, то общая логика происходящего склоняла к беспросветному пессимизму: македонцы всеми правдами и неправдами продержались до конца, а там уж положились на свой главный козырь – Бо Маккалебб остается индивидуально самым сильным игроком Евробаскета-2011. Казалось, что в ответ на эту примитивную, но столь эффективную тактику российская команда не может предложить практически ничего: Блатт транжирил тайм-ауты, Кириленко самоустранился в качестве лидера, выбросив неудачную попытку из-за дуги, подсевшие «малыши» терялись и не верили в свои силы. Итоговый штурм был, но рациональности в нем не присутствовало и на грамм. Все должно было завершиться как-то так – выбросом в сторону моря. Фактически так и случилось – очередная парабола со стороны капитана сошла с руки, но мяч сам нашел дорогу к цели, оттолкнувшись от щита. Как любил говорить в таких случаях один из цицеронов НБА, мяч не врет. В чем состояла его логика на этот раз, не совсем понятно. Но очень приятно.

Матч с Македонией был подобен 12-му раунду в схватке посредственных тяжеловесов. Сил нет, эмоций нет, амбиций нет, злости тоже нет. Главное – устоять на ногах до гонга, а там пусть все определяют судьи: накопленный багаж дает неплохие шансы, а так – все безумно надоело. С македонцами играли не ради того, чтобы не выйти на хозяев чемпионата. Отличие между сербами и литовцами было чуть менее существенно, чем разница между победой и поражением в практически ничего не значащем матче. С македонцами просто играли и старались одолеть. Но фактор 8 матчей за 13 дней накладывал свой непривлекательный отпечаток.

После Блатт светился: в собственной войне с командой он выжал максимум. Он не брал пленных – Понкрашов провел 4 минуты, после чего удалился с выражением раздражения и обиды, Хвостов – одну. Он старался получать от игроков именно то, что ему было нужно – держал Тимофея Мозгова в начале третьей четверти, когда тот один на один с Самарджиски решал исход противостояния, но у него ничего не получалось; а затем убрал в концовке, когда была важна защита от броска с периметра. Стоически перенес самоустранение Кириленко и Хряпы, переставших вести нападение своими трассирующими диагоналями. Дал карт-бланш Алексею Шведу, который за этот год уже показал, что в него главное верить. Не стеснялся вымученной, иногда чересчур прямолинейной и совсем не командной игры в атаке, понимая опустошенность и моральную усталость подопечных.

Никто не сдавался. Никто не давал себе поблажек. Но никто и не феерил. Просто, когда игра превращается в работу, это не очень весело. Команда трудилась на совесть – на щитах, подавив македонцев 45-28, в защите, сделав, правда, лишь 3 перехвата на всех, по мере сил впереди, с трудом, но вымучивая очки, выдавливая по капле все лучшее из самого молодого и самого активного. Только короткие, но яркие вспышки македонцев походили на коварные джебы: два раза россияне уходили в 7-очковые отрывы (30:23 и 58:51) за счет мобильности маленькой пятерки, нагнетавшей скорость впереди и, главное, подавляющей агрессией, неуступчивостью и взаимозаменяемостью на своей половине – но всякий раз за счет трехочковых дуплетов, взрывающегося Антича, стерегущего свой шанс МакКалебба, с которым практически идеально отработал Быков, соперник возвращался. Эта возня должна была в какой-то момент закончиться, но она завершилась вот так – всплеском, драмой, чудом. В общем, все тем, чем эта игра не являлась.

Матч с Македонией сложно проецировать на плей-офф. В броске Сергея Мони довольно непросто найти какую-то высшую справедливость или хотя бы элементарную закономерность. Он был подобен короткому выверенному попаданию под самый гонг, когда оба бойца уже стоят на ногах, исключительно опираясь друг на друга, надоев и сами себе, и зрителям. Это не было взрывом, неким сверхусилием. Это даже не было проявлением инстинкта убийцы настоящего чемпиона: статус матча лишал его всяческого внутреннего напряжения. Это был всего лишь фантастический момент, подведший черту под выступлением сборной на групповом этапе. Возможно, беспроигрышная серия – не самый ценный опыт перед матчами на выбывание. Но глупо расстраиваться из-за отсутствия поражений. Сегодня все так, как оно есть. Завтра будем совсем другая история и иные эмоции.