5 мин.

Бенгт-Оке Густафссон: «Почти все команды КХЛ играют в крайне пассивный хоккей»

– На Кубке Латвийских железных дорог ваш «Атлант» встречался с «Локомотивом», который возглавил бывший тренер «Детройта» Брэд Маккриммон. Игра ярославцев чем-то отличается от других клубов КХЛ?

– Они играют в стиле «Детройта». Стараются умно распоряжаться шайбой, меньше возиться у бортов, играть предельно активно и по возможности жестко. Удивило и движение, продемонстрированное этой командой.

– Бытует мнение, что большинство команд КХЛ играет очень пассивно, а в Европе, той же Швеции, Финляндии или Швейцарии, играют гораздо более активно, и скорости выше.

– Смотря матчи КХЛ по телевидению, был очень удивлен тому, что почти все команды играют в крайне пассивный хоккей, «закрываются» со стартовым свистком и уделяют огромное внимание обороне. Я действительно удивлен такому положению дел. Могу вас заверить, что «Атлант» будет играть максимально активно. Конечно, будет непросто изменить психологию игроков – большинство делает то, к чему привыкло – они бегут в откат чуть что. Но думаю, что со временем все освоятся.

– Не считаете, что все дело в больших площадках, которые позволяют тренерам замедлять игру, играть более горизонтально? Если сравнить, к примеру, с НХЛ, то разница в скоростях заметна невооруженным глазом.

– Конечно, скорости существенно отличаются. Минус четыре метра ширины – вполне естественно, что разница огромна.

– Может быть, стоит уменьшить площадки и в Европе?

– За свою игроцкую карьеру я успел поиграть в НХЛ, так что мне есть с чем сравнивать и на собственном опыте в том числе. Игра за океаном не столь технична, больше «бей-беги», «вброс-выброс», меньше техники, меньше мастерства. Конечно, у отдельных игроков все это есть, и после локаута лига решила помочь этим ребятам, но стиль не претерпел существенных изменений. В НХЛ вовсю ведутся разговоры об увеличении ширины площадок, так что я не считаю целесообразным уменьшать их в Европе.

– Может, стоит уменьшать не столь радикально, скажем, на 2 метра?

– Финский размер. Такой вариант можно рассмотреть, но я убежден – уменьшать размеры площадок можно только в КХЛ, на самом высоком уровне. Лиги рангом пониже, а также молодежные и детские должны играть на больших площадках. Особенно это касается юниоров. Они должны учиться и развивать свои навыки на большом льду. Если заставить их с младых лет играть в североамериканский хоккей, максимально упрощая действия, это неизбежно приведет к падению уровня мастерства. То есть, если тренеры постоянно будут требовать бездумно выбрасывать шайбу из зоны или же наоборот, вбрасывать, юные игроки ничему толком не научатся. А ведь именно в таком возрасте закладываются основные навыки, формируется игровой стиль.

Посмотрите на финскую молодежь – на драфте финских игроков почти не выбирают, и я считаю, что Финляндия за последние четыре-пять лет потеряла немало талантливых ребят. Они зря избрали этот путь.

– Однако же если посмотреть на результаты финнов, то регресс не наблюдается, даже, возможно, наоборот. Взрослая команда выиграла чемпионат мира, на юниорских чемпионатах мира дважды подряд взята бронза, на последнем Мемориале Глинки финны очень неплохо выступили, и только на молодежных чемпионатах мира выше пятого места Финляндия никак не может подняться. Может, то, что они берут пример с Канады, не так и плохо? Канадцы-то традиционно сильны на всех уровнях.

– А сколько молодых игроков в Канаде? А сколько вообще? Попробуйте сравнить со Швецией, Финляндией, Чехией или даже Россией. Это совершенно разные порядки. У них 300-400 тысяч игроков юниорского возраста и 3-4 миллиона всего, а, к примеру, в Швеции хорошо если 20 тысяч юниоров наберется. Хоккей в Канаде – спорт номер один, без всяких оговорок. И любые сравнения не выдерживают критики.

Такая огромная конкуренция во многом способствует появлению большого количества игроков высокого уровня. В Европе конкуренция намного меньше, поэтому канадские порядки нам не очень подходят. С нашими игроками нужно больше работать, развивать их, а лучше всего это делать на больших площадках.

– Почему Швеция столь успешна на молодежном уровне? Количество драфтуемых в НХЛ шведов растет, на молодежных чемпионатах «Тре Крунур» каждый год в числе явных фаворитов, на ЮЧМ ваши команды также выступают весьма неплохо.

– 5-6 лет назад мы ввели новую программу по развитию молодежного хоккея, и сейчас вы видите ее плоды. Для молодых игроков постоянно организуются тренировочные лагеря, в которые мы приглашаем лучших тренеров, в том числе – из Северной Америки. Кроме того, во всех регионах Швеции федерация создала специальные представительства, и эти представительства помогают клубам в развитии юношеского и молодежного хоккея, дают рекомендации, организуют курсы для тренеров, опять же – организуют лагеря, турниры.

Что касается тренеров – то с ними работают не меньше, чем с игроками, и эта тренерская программа также дает свои плоды. Приглашаемые в лагеря североамериканские и местные специалисты читают лекции нашим молодым тренерам, постоянно идет обмен опытом. Образовательная программа очень хорошая, курсы организуются круглый год.

Обмен опытом – это очень важно. У нас есть возможность узнавать и затем внедрять различные наработки, и таким образом становиться сильнее. Конечно, можно «почивать на лаврах», считая, что мы и так достаточно хороши, но у нашего хоккея хватает слабых сторон – к примеру, игра на пятаке, как в атаке, так и в обороне, – и в лагерях, в которые мы привозим лучших молодых игроков, парни всему этому учатся, становятся более разносторонне развитыми, а наши тренеры потом используют приобретенный опыт в своей работе.

– Как по-вашему, почему в КХЛ так много иностранных тренеров?

– Честно говоря, мне нечего сказать по этому поводу. Попросту не знаю ситуации, ведь я совсем недавно возглавил клуб КХЛ. Но я удивлен тому, что в Континентальной лиге до сих пор не было шведских тренеров.

– Не думаете ли вы, что российская тренерская школа в кризисе?

– Чтобы об этом говорить, нужно знать ситуацию изнутри. Количество главных тренеров-россиян в КХЛ, по сути, ни о чем не говорит. А я ведь не в курсе, что за образовательные программы предлагаются тренерам, как работает с ними федерация, какие курсы устраивает. К примеру, в Швеции для работы в Elitserien тренерам нужно получить как минимум лицензию третьего уровня, а для такой лицензии нужно пройти через несколько образовательных программ. И если человек прошел через все эти программы, то можно с уверенностью сказать, что он обладает достаточным набором знаний. Когда буду в курсе положения дел в России, поделюсь с вами мнением.