11 мин.

Уцелеть и победить

Ведущая серия гонок сток-каров NASCAR Sprint Cup вернулась на суперспидвей в Дайтоне – культовое место, откуда эти соревнования ведут свою родословную. В феврале на 2,5-мильном (4 километра) овале традиционно проходит самый престижный в своей категории этап – «Дайтона-500», а летом пелотон возвращается на восточное побережье США, чтобы провести в Дайтоне 400-мильную (644 километра) ночную гонку.

В пятницу 50-ю в карьере поул-позицию завоевал 52-летний ветеран Марк Мартин, третий год подряд выступающий за «Хендрик». Рестрикторные гонки – совершенно особенное зрелище, в котором важнейшую роль играет эффективное взаимодействие в драфте, а также аккуратный пилотаж. Если ответственность за пилотаж целиком ложится на плечи пилота, то в плане работы в «воздушном мешке» необходимо также найти партнера, с машиной которого получится наладить эффективный контакт.

Команды Sprint Cup давно изучили особенности суперспидвеев, поэтому гонщики сразу же разбились на пары. Так к пятому кругу на первых четырех местах расположились машины «Хендрик» – Марка Мартина разгонял Джефф Гордон, а Джимми Джонсон объединился с Дэйлом Эрнхардтом-младшим, позади которых хорошую скорость демонстрировали гонщики Джека Рауша: Грег Биффл работал с Мэттом Кенсетом, а в драфте с Эдвардсом шел Дэвид Рэган.

Первый «коушен» был объявлен уже через пять минут после начала гонки – Брэд Кезеловски в бамп-драфте криво ударил Тревора Бэйна, действующего и самого молодого победителя «Дайтоны-500», отправив того в стену. На 24-м круге из борьбы за высокие места выбыл Карл Эдвардс, которого развернуло после неудачного маневра Рэгана в триовале.

По ходу третьего отрезка дистанции в лидирующую группу пробились четыре «Тойоты», среди которых шла пара прекрасно взаимодействовавших друг с другом Кейси Кейна и Брайана Викерса, а также Мартин Труэкс с Дэвидом Ройтиманном, выступающих за команду Майкла Уолтрипа.

К середине дистанции пилоты «Хендрик» в полном составе решили отойти на второй план, откатившись в конец третьего десятка. Причин такому решению было две: в менее плотном драфте в радиаторы попадает больше воздуха, а некоторая дистанция между лидирующей группой дает гонщикам дополнительные возможности избежать попадания в крупный завал. Тем не менее Эрнхардт-младший передал по радио своему крю-чифу, что даже «на половине газа» мог идти быстрее тех машин, которые находились рядом.

Среди других претендентов на победу выделялась пара Курт Буш-Реган Смит – эти гонщики уверенно держались вблизи лидирующей группы, несмотря на то, что выступают за разные команды на автомобилях разных марок. Не менее многообещающе выглядели Дэнни Хэмлин с Райаном Ньюманом. Кроме того, с наступлением темноты высокую скорость и отличный тандем-драфт демонстрировали Кайл Буш и Джои Логано.

Гонка проходила в спокойном ключе и после лонг-рана на 40 кругов, ознаменовавшемся волной дозаправок под зелеными флагами, команды начали задумываться о том, когда проводить финальные пит-стопы. Новых желтых флагов не было, и спустя еще 40 кругов крю-чифы начали зазывать пилотов в боксы.

За 20 кругов до финиша все команды совершили последние дозаправки, а на первых позициях оказались Кенсет и Рэган, вслед за которыми шли Кевин Харвик и Пол Менард из «Ричард Чилдресс». Позади выжидали своего момента пары Кейн-Викерс, Ньюман-Хэмлин и Буш-Логано. Лишь позади них расположились Джефф Гордон и Марк Мартин, а Джонсон с Эрнхардтом-младшим догнать лидирующую группу не могли – в изменившихся условиях их настройки были уже не столь эффективны и даже на полном газу «Джуниор» никак не мог начать прорыв…

Джефф Гордон за три круга до финиша отчаянным рывком пытался отыграть какие-то позиции, но с внутренней траектории немного занесло Кейси Кейна. Гордону пришлось уворачиваться, в результате чего его машина налетела на «Тойоту» Логано и почти вылетела с трассы – лишь опыт и мастерство Джеффа позволили удержать «Шевроле» на трассе, но позиции были потеряны, а судьи выбросили желтые флаги.

Первую попытку процедуры «зеленый-белый-клетчатый» лидером с внешней траектории начал Райан Ньюман. Сразу после линии старт-финиш он перестроился на внутреннюю траекторию, где к нему в драфт нырнул Хэмлин, но по внешней траектории с крейсерской скоростью двигались Рэган и Кенсет…

Однако позади произошла крупная авария и, оставшиеся в гонке пилоты, начали готовиться ко второй попытке. Завал начался с Джои Логано, который, пытаясь объехать гонщиков «Ред Булл», сместился в центр, налетел на Марка Мартина, а того понесло в сторону автомобиля Викерса. Среагировать на разбитые машины успели не все пилоты – в аварию угодили более дюжины участников, среди которых оказались Бойер, Труэкс, Кейн, Ройтиманн, Стюарт и Курт Буш.

Финальный рестарт первым на внутренней траектории принял Дэвид Рэган, при том позади него – с третьей позиции – начинал последние круги Мэтт Кенсет, всю гонку шедший с ним в паре. Но на «аутсайде» также расположилась сработавшаяся пара – Райана Ньюмана разгонял Дэнни Хэмлин.

Рэган и Кенсет лучше своих соперников среагировали на взмах зеленого флага, но те сразу же попытались контратаковать по внешней траектории – атака не прошла. На последнем круге лидеры попали под прессинг Кейси Кейна и Джои Логано, причем «Тойоты» даже опередили пару «Фордов» по «аутсайду» на задней прямой, но и им не хватило скорости против подопечных Джека Рауша в третьем-четвертом поворотах. В результате Дэвид Рэган впервые в жизни отправился на Виктори Лэйн гонки Sprint Cup, а Мэтт Кенсет записал на свой счет уже второй финиш на втором месте в трех последних гонках.

На финальном круге произошли сразу две аварии, однако после выброса белого флага заезд уже не приостанавливается. В первом случае в драфте не разобрались Эмброуз и Кэссилл, в которых «приехал» Ройтиманн. А второй инцидент начался с Джейми Макмюррея, когда гонщик «Эрнхардт Гэнасси» сместился внутрь, где в тот момент находился Дэйл Эрнхардт-младший – оба гонщика потеряли управление и врезались в машины партнеров по команде – Хуана-Пабло Монтойю и Джимми Джонсона.

Кевин Харвик стал новым лидером общего зачета, тогда как классифицированный 37-м Карл Эдвардс откатился на второе место и уступает лидеру «Чилдресс» пять очков. На третью строчку поднялся Кайл Буш, завоевавший уже третий за месяц финиш в первой пятерке. Среди лидеров также расположились Курт Буш, Мэтт Кенсет и Джимми Джонсон. Следующий этап Sprint Cup состоится в ближайший уик-энд на полуторамильном треке в Кентукки.

Раньше времени

В минувшие выходные на «Норисринге», городской трассе в Нюрнберге, состоялся центральный этап немецкой кузовной серии «ДТМ». Несмотря на незамысловатую конфигурацию трека, эта гонка считается одной из самых престижных в календаре первенства, однако проведению соревнований помешала погода – из-за сильного дождя заезды пришлось остановить досрочно.

Поул в четвертый раз в сезоне завоевал Бруно Спенглер, потерявший на прошлом этапе лидерство в общем зачете. Главный соперник канадца в чемпионате – Мартин Томчик – квалифицировался лишь десятым, тогда как на первых клетках стартовой решетки Спенглеру «ассистировали» Гэри Паффетт и Джейми Грин. Лучшим представителем «Ауди» стал Маттиас Экстрем на четвертой позиции.

Из-за утреннего ливня старт гонки был дан за машиной безопасности, и лишь с пятого круга гонщикам предоставили возможность побороться. Томчик сразу же опередил Эдоардо Мортару и Мигеля Молину и прорвался в очковую зону. Позиции также улучшили Тимо Шайдер и Дэвид Култхард. На седьмом круге в «Грюндиг Кэре» не поделили трассу Джарвис и Молина – испанец ошибся с траекторией в шпильке, и, возвращаясь на относительно чистую часть полотна, спровоцировал контакт с англичанином.

Джарвис вынужден был начать прорываться из задних рядов – задача осложнялась плохой видимостью из-за продолжавшегося дождя. Однако это не помешало Оливеру опередить Филипе Альбукерке и Рахель Фрей. Обгонами также отметились Рокенфеллер и Култхард, но эта борьба шла за пределами очковой зоны. Тогда как в призовой группе наиболее активно проявил себя Томчик – после продолжительного прессинга лидер чемпионата вынудил Маро Энгеля ошибиться на входе в шпильку «Дутцендтайх» и вышел на седьмое место.

На 19 круге произошла единственная авария в гонке – «Мерседесу» Гэри Паффетта не хватило сцепления в эске «Шеллер», в которой автомобиль и замер. Этот инцидент привел к тому, что Паффетт во второй раз в пяти гонках не смог набрать очков.

Мигель Молина пит-стопом на 21 круге открыл первую волну дозаправок. Его примеру последовали Эдуардо Мортара и Майк Рокенфеллер, тогда как лидеры не спешили на пит-лейн – дождь поутих, в связи с чем на командных мостиках надеялись оттянуть пит-стопы, чтобы провести их с учетом изменившихся погодных условий.

Но подобная тактика никому успеха не принесла – дождь, хоть и небольшой, так и не прекратился, а траектория была недостаточно «накатанной», чтобы кому-либо пришло в голову рискнуть на «сухих» шинах.

Второй цикл пит-стопов начался уже на 51-м круге – к механикам неожиданно ринулись Шайдер, Экстрем, Томчик и другие пилоты «Ауди». По задумке стратегов ингольштадтской команды, их пилоты должны были получить преимущество ближе к концу дистанции, так как раньше своих конкурентов успели бы прогреть резину. Кроме того, была высокая вероятность нейтрализации гонки машиной безопасности, что сулило некоторую выгоду тем, кто решился на ранний пит-стоп. Однако через пять кругов эту идею «прочитали» стратеги «Мерседеса» и в течение трех кругов финальные пит-стопы совершили и их гонщики. Таким образом, вся вторая волна «уложилась» в восемь кругов.

Практически всю дистанцию на первом месте шел Бруно Спенглер, удержавшийся впереди после всех пит-стопов. В этот момент судьи приняли решение нейтрализовать гонку желтыми флагами, а еще через несколько минут и вовсе остановить заезды, засчитав текущее положение окончательной классификацией.

Победа во второй раз в сезоне досталась Спенглеру, что позволило канадцу вернуть себе лидерство в общем зачете, подвинув Мартина Томчика на вторую строчку. Сам Томчик, благодаря верной тактике пит-стопов, а также безошибочному пилотажу в сложных условиях пробился с десятого места на старте на третью позицию. Вторым на момент остановки гонки шел Джейми Грин, завоевавший первый с июля прошлого года подиум.

Замкнули первую пятерку Тимо Шайдер и осваивающийся в «ДТМ» Эдуардо Мортара – для итальянца это только второй финиш в первой восьмерке, но если бы не контакт с Маро Энгелем в Шпильберге и другие неприятности, на счету действующего чемпиона евросерии «Формулы-3» очков могло бы быть и больше.

Также стоит отметить результативные финиши Матиаса Экстрема и Дэвида Култхарда. Если швед вряд ли может быть доволен таким итогом, поскольку на первых отрезках дистанции занимал позицию в первой пятерке, то шотландцу «Норисринг» принес первые в сезоне зачетные очки. В прошлом году Култхард лишь трижды смог финишировать в первой десятке, и лишь в Шанхае добрался до восьмого места, тогда как в этом году в Шпильберге до очков ему не хватило полутора секунд, а зачетные баллы появились уже в первой половине чемпионата.

В общем зачете дистанция между Спенглером и Томчиком составляет лишь три очка, но расположившихся позади них Шайдера и Грина отделяет от первой позиции 15 и 18 очков соответственно. Замыкает пятерку сильнейших Ральф Шумахер, третий раз в пяти гонках текущего сезона заработавший очки. Шестой этап пройдет 7 августа на «Нюрбургринге», однако болельщики смогут увидеть пилотов в действии немного раньше – 17 июля на мюнхенском «Олимпиаштадион» состоятся показательные заезды.

Тем временем

На «Хунгароринге» состоялись очередные этапы в трех классах «Формулы-Рено». В гонках трехлитровой серии выступили Даниил Мове и Михаил Алешин, заменивший в составе «КМП Рэйсинг» Антона Небылицкого.

В субботней гонке Даниил Мове блестяще стартовал и к первому апексу подъехал лидером гонки, но широкий выход из первого поворота открыл дорогу к лидерству Жану-Эрику Верню. Мове начал прессинговать Брэндон Хартли, чья излишне оптимистичная атака закончилась контактом и сходом российского пилота, лишившегося хорошей возможности подняться на подиум. В воскресном заезде москвичу не удалось побороться за очки – Мове финишировал 14-м.

Алешин начинал первую гонку с 21-й позиции, но уже на первом круге опередил сразу нескольких соперников, однако до очковой зоны не удалось дотянуться и Михаилу – 11 место. Зато в воскресенье действующий чемпион первенства смог пробиться в зачетную десятку и финишировал на восьмом месте. Согласно сообщениям, уже на следующем этапе за руль вернется Небылицкий.

В общем зачете Мове пропустил Серхио Канамасаса и откатился на 12 место, тогда как Алешин с четырьмя очками расположился 23-м. На первую строчку уже во второй раз в сезоне вышел Вернь, выигравший в Венгрии обе гонки.

В еврокубке двухлитровой «Формулы-Рено» Даниил Квят завоевал в субботнем заезде уже третий в сезоне подиум, благодаря чему заметно увеличил отрыв от идущего четвертым в общем зачете Уилла Стивенса. Первую же строчку, воспользовавшись осечкой Карлоса Сайнса-младшего, захватил Робин Фрийнс.

Денис Нагулин и Роман Мавланов завершили первый заезд на 26-м и 28-м местах соответственно, а в воскресном до финиша смог добраться только Нагулин – 28-я позиция. Нагулин в общем зачете занимает 39-ю строчку, а Мавланов расположился немного выше – 32-е место.

Мавланов также принял участие в очередном этапе альпийской двухлитровой «Формулы-Рено», прошедшем в рамках уик-энда «Мировой серии» на «Хунгароринге». В первой гонке Роман финишировал 12-м, а во второй занял десятую позицию. Эти результаты позволили россиянину сохранить десятую позицию в общем зачете.

В Порту состоялся очередной этап чемпионата мира по кузовным гонкам. Алексей Дудукало, выступающий на автомобиле «СЕАТ Леон» с двухлитровым дизельным двигателем, завершить первую гонку не смог, а во второй финишировал 14-м. В общем зачете Алексей сохранил 16 позицию. Роберт Хафф, возглавляющий генеральную классификацию с первой же гонки одержал шестую в сезоне победу и еще немного увеличил свой отрыв от Ивана Мюллера и Алена Меню.

На «Нюрбургринге» состоялся четвертый этап международной «Формулы-2». Максим Снегирев завершил выступления на 11-м и 18-м местах, оставшись в общем зачете на 16-й строчке. На первое место вышел победитель обеих гонок в Германии Миркко Бортолотти.