5 мин.

Все еще первые

Сомнений в субботнем успехе «быков» почти ни у кого не было – ни у соперников, ни у пишущей о «Формуле-1» прессы, ведь первый из двух запретов ФИА (второй, вступающий в силу с Гран-при Великобритании, касается знаменитых выдувных диффузоров) не мог сильно повлиять на расстановку сил.

Если считать, что «Ред Булл» баловался с картографией для двигателя, работающего в режиме «горячий выхлоп» – хотя Кристиан Хорнер уверяет, что это не так, поскольку такой подход вреден для RB7 – то нововведения должны были затронуть и главных конкурентов: «Макларен», «Феррари», «Мерседес» и, конечно, «Лотус-Рено». Все они, согласно некоторым предположениям (частично подтвержденным, как в случае с W02) также меняли настройки моторов. Так что статус-кво должен был сохраниться.

Успех Феттеля и Уэббера в квалификации вновь был достигнут благодаря значительному преимуществу их автомобиля в прижимной силе и возможности активировать DRS на многих участках трассы. Конструкционные особенности заднего антикрыла RB7, да и всей системы таковы, что в квалификации «Ред Булл» выигрывает у «Макларена» (самого близкого конкурента) 0,2 – 0,3 секунды на круге, но в гонке преимущество переходит к уокингцам – в пассивном режиме DRS заднее антикрыло лучше работает у MP4-26.

Впрочем, в этот уик-энд до квалификации и «Макларен», и «Феррари» были довольно близки к «Ред Булл». Однако прежде чем размышлять о том, почему они не смогли дать бой сопернику, отметим интересный факт – пятерка лучших пилотов по итогам прошлогодней сессии оказалась такой же, как в этом году. И что интересно, отрывы тогда были примерно такими же, что и в сегодня. Правда, год назад «Ред Булл» не мог пользоваться преимуществом, которое им сегодня дает DRS…

Последнее говорит о том, что «Макларен» в гоночном темпе на самом деле ближе, и в воскресенье вряд ли будет проигрывать 0,4 секунды на круге. Более того, Льюис Хэмилтон после квалификации признался, что мог показать и более высокий результат, но просто «пожадничал» – то есть, поберег шины ради гонки. Так что даже несмотря на традиционную для Валенсии скупость в плане обгонов, Льюис выглядит серьезным претендентом на победу.

Его напарник лишь шестой, но штука в том, что Дженсон Баттон совсем не ладит с местной трассой. Даже в «золотом» для себя 2009 году британец был в тени напарника, а в прошлом сезоне квалифицировался седьмым. Особенность конфигурации трассы в Валенсии такова, что пилотам очень сложно найти идеальные настройки – не способствуют делу разномастные повороты и не слишком хорошее сцепление с асфальтом. В итоге часть спортсменов, любящих нейтральное поведение болида, идет на компромисс – кто-то предпочитает чуть больше избыточной поворачиваемости, а кто-то – недостаточной. Дженсон не слишком любит последнюю, но еще больше – избыточную. К сожалению, именно эта проблема его доставала по ходу всех тренировок – машина была слишком дерганой, резкой и ее задок так и нровил вырваться из-под контроля.

Ситуацию с Баттоном хорошо описал журналист Питер Уиндзор: «Дело не в умении научиться ездить с подобным недостатком машины. Баттон отлично контролирует болид. Все дело в чувстве автомобиля и ощущениях. Ему просто не нравится избыточная поворачивамость».

Так что Дженсон шестой, позади напарника и двух «Феррари», но те, кстати, также могли добиться большего. Да, Скудерии тоже не хватает прижимной силы, чтобы тягаться с «Ред Булл» на равных, но в Валенсии шансы были: трасса в стиле «разгоны-торможения» отлично подходит алому болиду – мы уже не раз отмечали, что эта машина стабильна на торможениях и у нее хорошее сцепление и тяга на выходе из поворотов. Более того, мягкие шины, с которыми 150-я лучше обращается, чем RB7, должны были помочь в квалификации, но в итоге получился только второй и третий ряд стартового поля – у Фернандо Алонсо возникли проблемы с жесткостью педали тормоза, и он не смог выжать из машины максимум.

В гонке «Феррари» будет еще сложнее, ведь придется использовать средний состав резины, с которым, в отличие от сверхмягкого, 150-я дружит не так хорошо. Но с другой стороны, посмотрим, насколько Скудерия справилась с домашним заданием – еще перед Гран-при Канады команда отмечала, что поняла причину плохой работы болида с жесткими комплектами шин и обещала как можно быстрее исправить ситуацию…

Похоже, потихоньку идут дела в гору у «Мерседеса» – оба гонщика завтра стартуют с четвертого ряда, правда следует учесть, что за эти позиции борьбы не было – Ник Хайдфельд и Адриан Сутиль имевшие шансы посражаться с Шумахером и Росбергом, в третьем сегменте вообще не показали ни одного быстрого круга – они экономили шины.

Если честно, эта экономия начинает потихоньку утомлять, и ценность квалификации как самостоятельного спортивного зрелища заметно снизилась. Так что надо что-то предпринимать – например, «Пирелли» предлагает хитро штрафовать любителей посидеть в боксах, но еще лучшим решением стали бы квалификационные шины. Правда, последние могут довести дело до абсурда, как иногда было в 80-х, но все же это лучше, чем нынешняя скукота, связанная с отсутствием борьбы…

Виталий Петров стартует 11-м – как он сам признался, никаких проблем не было, ему просто чуть не повезло, а машине немного не хватило скорости. Но, вероятно, расстраиваться тут никому не нужно, ведь, глядя на экономного напарника, напрашивается вывод, что Виталий тоже вряд ли бы был активным в конце квалификации. Его позиция практически ничем не хуже, чем у геройски прорвавшегося в Топ-10 Сутиля – и все на самом деле решит старт и сама гонка.

Дальше – тоже никаких сюрпризов. «Уильямс» ожидаемо (после действий ФИА) чуть приподнялся, «Заубер» слегка не угадал с настройками, но наверняка прибавит в гонке, а «Торо Россо» традиционно быстрее только прошлогодних дебютантов чемпионата – «Лотуса», «Маруся-Верджина» и «Хиспании»…

…Главной проблемой Валенсии в прошлые годы были обгоны, вернее, их практически полное отсутствие, и, если честно, пока нет ощущения, что даже с DRS ситуация сильно изменится. Означает ли это, что преимущество вновь будет на стороне обладателя поула? Увидим завтра.