Игра окончена
Сезон-2011 еще не преодолел экватор, а в некоторых командах посыпались головы. Вкалывавший за троих Сэм Майкл не справился с задачей возвращения «Уильямса» на вершину «Формулы-1» и был уволен; Альдо Коста, приложивший руку к созданию всех чемпионских болидов Михаэля Шумахера, не потянул на посту технического директора Скудерии и в результате был отправлен в «ссылку» – на фабрику в Маранелло; молодая российская конюшня «Маруся-Верджин» осознала, что с Ником Уиртом каши не сваришь – и решилась прекратить сотрудничество с «Уирт Ресерч».
При этом нельзя сказать, что Ник – плохой конструктор. Карьеру в «Ф-1» он начинал аэродинамиком в «Марче», затем развивал проект «Симтек», успел поработать в «Бенеттоне» на должностях главы разработки и развития автомобиля и главного конструктора, а после увольнения трудился консультантом в ФИА. В 90-х Уирт считался одним из лучших технических специалистов, хотя чемпионских болидов он так и не создал. Но отличительной особенностью англичанина была тяга к новаторским, рисковым экспериментам, которые, как бывает в подобных случаях, срабатывали не слишком часто.
Пожалуй, именно последнее предложение лучше всего характеризует Ника Уирта как конструктора – он сильно увлекается идеями, время которых еще не пришло.
В 2003 году Ник создал компанию «Уирт Ресерч», которая за несколько лет успела сделать в автогонках хорошее имя – во многом благодаря успешному сотрудничеству с «Хондой» в Американской серии «Ле-Ман», и на волне этого успеха состоялось возвращение британца в «Формулу-1» с конюшней «Верджин».
Однако новаторский подход Уирта, заключавшийся в полном отказе от дорогостоящих расчетов в аэродинамической трубе (все необходимые симуляции выполнялись только с помощью вычислительной гидродинамики), в «Ф-1» оказался нежизнеспособным. «Устаревшие» (и более дорогие) технологии, которые использовали остальные конюшни, давали лучшие результаты – так что неудивительно, что сезон-2010 «Верджин» завершил лишь на 11 месте в Кубке конструкторов.
Неудачи команды были связаны не только с бесконечными механическими проблемами болида VR-01, но и с фундаментальными просчетами в области аэродинамики – черно-красному автомобилю катастрофически не хватало прижимной силы.
Еще в 2010-м многим стало ясно, что подход Уирта ошибочен. Да, когда-нибудь вычислительная гидродинамика полностью заменит аэродинамическую трубу в «Формуле-1», однако произойдет это не раньше того момента, когда компьютерные симуляции окажутся более точными и менее времязатратными – сегодня один «прогон» в трубе, по словам специалистов, может дать в десяток раз больше информации, чем расчет на суперкомпьютере.
Однако по итогам 2010 года Уирт не ушел из «Верджина». Владелец конюшни Ричард Брэнсон ничего не понимал в гонках, но хорошо разбирался в бизнесе, и, продав большую часть акций команды фирме «Маруся», больше кадровых решений не принимал.
В свою очередь Николай Фоменко сотоварищи, став совладельцами команды, не стали рубить сгоряча: Уирт получил полную поддержку главного акционера – и это решение было вызвано не только желанием дать техническому директору второй шанс.
«Маруся» получила право решать ключевые вопросы в команде только зимой – в момент, когда уже подходила к концу предсезонка и шла подготовка к первым тестам. Менять в это время фирму-конструктора – означало остаться без собранной машины к началу чемпионата.
Кроме того, Фоменко наверняка задумывался и об эффекте раннего увольнения Уирта – западная пресса быстренько представила бы Николая как аналога Романа Абрамовича – такого же непредсказуемого в действиях по отношению к персоналу.
В общем, зимой Уирт получил шанс, а «Маруся» аккуратно вошла в игру под названием «Формула-1», никого не настроив против себя…
Результаты первых шести гонок сезона-2011 говорят сами за себя – 0 очков (это было ожидаемо, учитывая, что новая машина мало чем отличалась от прошлогодней), ни одного выхода во второй сегмент квалификации (это планировалось делать на регулярной основе) и постоянно увеличивающееся отставание от главного соперника – команды «Лотус» Тони Фернандеса.
Ждать еще половину сезона, прежде чем принимать решение о расставании с «Уирт Ресерч», было бы невыгодно – наступило лето, и все команды уже занялись разработкой болидов на сезон-2012. Если и менять конструктора, то сейчас, когда еще можно как-то повлиять на создание будущей машины. Так «Маруся-Верджин» встала в один ряд с «Феррари» и «Уильямсом» – по части скорого расставания с техническим директором. Но несмотря на то, что увольнение – это смелый шаг, разрушающий текущий чемпионат, ход кажется верным – команда думает о будущем, и это очень здорово.
Наряду с объявлением о расставании с «Уирт Ресерч», представители «Маруся-Верджина» отметили, что они готовы разрабатывать болиды с помощью всех доступных технологий (не только с помощью CFD) – и это тоже мудрый ход, ведь кандидат на вакантное место технического директора должен знать, что в своей работе он не будет зажат утопической идеей предшественника.
Кандидатов, кстати, не слишком много, но они, как и полагается, есть. Во-первых, стоит рассмотреть отстраненных в этом году Косту и Майкла – оба считаются превосходными специалистами, но не справившимися со слишком большим объемом возложенной на них работы. Итальянец по-прежнему официально связан контрактом со Скудерией и наверняка какое-то время будет работать в Маранелло, но вероятность его ухода зависит только от двух вещей: от желания найти работу в другой команде, и от того, когда «Феррари» решит, что ее бывший специалист, перейдя в новый коллектив, не разболтает новейшие секреты итальянцев. Обычно в контрактах таких ключевых сотрудников имеются пункты, в которых говорится о том, как долго после увольнения из коллектива специалист должен находиться от отпуске – от полугода до года. Исходя из этого становится понятно, что Коста сейчас в «Маруся-Верджин» не перейдет. В лучшем случае это случится в конце 2011-го, и то, только при условии, что все совпадет и сам итальянец вознамерится поработать в молодой конюшне.
Случай с Сэмом Майклом схож, но не исключено, что «Уильямс» может отпустить своего бывшего сотрудника чуть раньше – как только тот введет в курс всех дел Майка Кофлэна. Несмотря на то, что ребята в «Уильямсе» частенько занимаются буквоедством и просто так никого никуда не отпускают, существует вероятность, что австралийцу разрешат уйти раньше срока из чисто человеческих соображений – все-таки, сотрудник, проработавший в коллективе довольно долго и отдавший команде много сил и энергии, заслужил нормального к себе обращения.
Тем не менее Майкл также вряд ли скоро присоединится к «Маруся-Верджин», тем более, существует вопрос: хочет ли он работать в маленьком коллективе (по слухам, Сэмом интересуются более сильные команды, вроде «Феррари»)?
Третий вариант – нынешний консультант российской конюшни Пэт Симондз. Представлять его нужды нет – но если кто-то вдруг не знает, то кратко скажем, что это невероятно опытный человек, работавший в «Тоулмене», «Бенеттоне» и «Рено» с Айртоном Сенной, Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо, и создавший несколько чемпионских болидов.
Есть и другие специалисты, вроде конструктора Саймона Филипса из «Форс-Индии», но наверняка все они рассматриваются либо как замена Симондзу на случай, если Пэт не захочет вновь возвращаться в бурный котел под названием «Формула-1», либо в качестве помощников англичанина. Так что ход за Пэтом…
Сегодня «Маруся-Верджин» продолжает перестройку не самого удачного дома, который построил Брэнсон, и шаги, которые делает Николай Фоменко, выглядят верными. Зимой деятельность нового руководства не казалась бесспорной, но сейчас стало заметно, что все решения «Маруси» логичные. Коллектив движется в правильном направлении.
Виртуальные игры окончены. Пора браться за настоящую работу.
а так, действительно, по сути, сейчас самое подходящее время для смены управленцев в виду начавшейся уже работы по болидам на сезон 2012
Утверждение весьма спорное ввиду
«успел поработать в «Бенеттоне» на должностях главы разработки и развития автомобиля и главного конструктора»
За 3 года работы с Уиртом Бенеттон последовательно скатывался вниз: 3-е, 5-е и 6-е места в КК, причем каждый из этих лет команда набирала в 2 раза меньше очков чем в предыдущий год. Первый же год без Вирта - очков пусть и немногим больше, но 4-е место в КК.
Последний год с Виртом вообще вышел эпик фэйл - под его руководством был создан болид с такой большой сухой массой, что ВООБЩЕ не осталось запаса веса для размещения балласта! Последствия такого фэйла думаю понятны...
не принимайте буквально сказанное
Ну если мы его при написании не видим то это не значит, что его нет.... Транскрипция - это вообще штука интересная... Насколько я помню gh на транскрипции читается как нечто среднее между «гф», «гх», и «гфх» - такой приглушенный свистящий звук, прямых аналогов которому в русском просто нет и как ближайший вариант вполне сойдет и «Ф».
А вообще передавать иностранные фамилии, названия и т.п. на русском 1 в 1 к оригиналу - гиблое дело ;) Вот к примеру название музыкальной группы Obituary на руском ты как передашь? ;) Готов поспорить на пиво - в произношение оригинала фиг попадешь :D Люди которые делали афиши к их концерту в Минске (а по нашим дибильным требованиям название группы должно непонятно для кого дублироваться на русском) с этой задачей так и не справились ;) Хотя люди знающие занимались... потому что сама задача глупая изначально - миссион импоссибл так сказать
З.Ы. А откуда ты в Schumaher - Р увидел? ;) Его в оригинальном произношение нет и в помине ;)