6 мин.

Игра окончена

Сезон-2011 еще не преодолел экватор, а в некоторых командах посыпались головы. Вкалывавший за троих Сэм Майкл не справился с задачей возвращения «Уильямса» на вершину «Формулы-1» и был уволен; Альдо Коста, приложивший руку к созданию всех чемпионских болидов Михаэля Шумахера, не потянул на посту технического директора Скудерии и в результате был отправлен в «ссылку» – на фабрику в Маранелло; молодая российская конюшня «Маруся-Верджин» осознала, что с Ником Уиртом каши не сваришь – и решилась прекратить сотрудничество с «Уирт Ресерч».

При этом нельзя сказать, что Ник – плохой конструктор. Карьеру в «Ф-1» он начинал аэродинамиком в «Марче», затем развивал проект «Симтек», успел поработать в «Бенеттоне» на должностях главы разработки и развития автомобиля и главного конструктора, а после увольнения трудился консультантом в ФИА. В 90-х Уирт считался одним из лучших технических специалистов, хотя чемпионских болидов он так и не создал. Но отличительной особенностью англичанина была тяга к новаторским, рисковым экспериментам, которые, как бывает в подобных случаях, срабатывали не слишком часто.

Пожалуй, именно последнее предложение лучше всего характеризует Ника Уирта как конструктора – он сильно увлекается идеями, время которых еще не пришло.

В 2003 году Ник создал компанию «Уирт Ресерч», которая за несколько лет успела сделать в автогонках хорошее имя – во многом благодаря успешному сотрудничеству с «Хондой» в Американской серии «Ле-Ман», и на волне этого успеха состоялось возвращение британца в «Формулу-1» с конюшней «Верджин».

Однако новаторский подход Уирта, заключавшийся в полном отказе от дорогостоящих расчетов в аэродинамической трубе (все необходимые симуляции выполнялись только с помощью вычислительной гидродинамики), в «Ф-1» оказался нежизнеспособным. «Устаревшие» (и более дорогие) технологии, которые использовали остальные конюшни, давали лучшие результаты – так что неудивительно, что сезон-2010 «Верджин» завершил лишь на 11 месте в Кубке конструкторов.

Неудачи команды были связаны не только с бесконечными механическими проблемами болида VR-01, но и с фундаментальными просчетами в области аэродинамики – черно-красному автомобилю катастрофически не хватало прижимной силы.

Еще в 2010-м многим стало ясно, что подход Уирта ошибочен. Да, когда-нибудь вычислительная гидродинамика полностью заменит аэродинамическую трубу в «Формуле-1», однако произойдет это не раньше того момента, когда компьютерные симуляции окажутся более точными и менее времязатратными – сегодня один «прогон» в трубе, по словам специалистов, может дать в десяток раз больше информации, чем расчет на суперкомпьютере.

Однако по итогам 2010 года Уирт не ушел из «Верджина». Владелец конюшни Ричард Брэнсон ничего не понимал в гонках, но хорошо разбирался в бизнесе, и, продав большую часть акций команды фирме «Маруся», больше кадровых решений не принимал.

В свою очередь Николай Фоменко сотоварищи, став совладельцами команды, не стали рубить сгоряча: Уирт получил полную поддержку главного акционера – и это решение было вызвано не только желанием дать техническому директору второй шанс.

«Маруся» получила право решать ключевые вопросы в команде только зимой – в момент, когда уже подходила к концу предсезонка и шла подготовка к первым тестам. Менять в это время фирму-конструктора – означало остаться без собранной машины к началу чемпионата.

Кроме того, Фоменко наверняка задумывался и об эффекте раннего увольнения Уирта – западная пресса быстренько представила бы Николая как аналога Романа Абрамовича – такого же непредсказуемого в действиях по отношению к персоналу.

В общем, зимой Уирт получил шанс, а «Маруся» аккуратно вошла в игру под названием «Формула-1», никого не настроив против себя…

Результаты первых шести гонок сезона-2011 говорят сами за себя – 0 очков (это было ожидаемо, учитывая, что новая машина мало чем отличалась от прошлогодней), ни одного выхода во второй сегмент квалификации (это планировалось делать на регулярной основе) и постоянно увеличивающееся отставание от главного соперника – команды «Лотус» Тони Фернандеса.

Ждать еще половину сезона, прежде чем принимать решение о расставании с «Уирт Ресерч», было бы невыгодно – наступило лето, и все команды уже занялись разработкой болидов на сезон-2012. Если и менять конструктора, то сейчас, когда еще можно как-то повлиять на создание будущей машины. Так «Маруся-Верджин» встала в один ряд с «Феррари» и «Уильямсом» – по части скорого расставания с техническим директором. Но несмотря на то, что увольнение – это смелый шаг, разрушающий текущий чемпионат, ход кажется верным – команда думает о будущем, и это очень здорово.

Наряду с объявлением о расставании с «Уирт Ресерч», представители «Маруся-Верджина» отметили, что они готовы разрабатывать болиды с помощью всех доступных технологий (не только с помощью CFD) – и это тоже мудрый ход, ведь кандидат на вакантное место технического директора должен знать, что в своей работе он не будет зажат утопической идеей предшественника.

Кандидатов, кстати, не слишком много, но они, как и полагается, есть. Во-первых, стоит рассмотреть отстраненных в этом году Косту и Майкла – оба считаются превосходными специалистами, но не справившимися со слишком большим объемом возложенной на них работы. Итальянец по-прежнему официально связан контрактом со Скудерией и наверняка какое-то время будет работать в Маранелло, но вероятность его ухода зависит только от двух вещей: от желания найти работу в другой команде, и от того, когда «Феррари» решит, что ее бывший специалист, перейдя в новый коллектив, не разболтает новейшие секреты итальянцев. Обычно в контрактах таких ключевых сотрудников имеются пункты, в которых говорится о том, как долго после увольнения из коллектива специалист должен находиться от отпуске – от полугода до года. Исходя из этого становится понятно, что Коста сейчас в «Маруся-Верджин» не перейдет. В лучшем случае это случится в конце 2011-го, и то, только при условии, что все совпадет и сам итальянец вознамерится поработать в молодой конюшне.

Случай с Сэмом Майклом схож, но не исключено, что «Уильямс» может отпустить своего бывшего сотрудника чуть раньше – как только тот введет в курс всех дел Майка Кофлэна. Несмотря на то, что ребята в «Уильямсе» частенько занимаются буквоедством и просто так никого никуда не отпускают, существует вероятность, что австралийцу разрешат уйти раньше срока из чисто человеческих соображений – все-таки, сотрудник, проработавший в коллективе довольно долго и отдавший команде много сил и энергии, заслужил нормального к себе обращения.

Тем не менее Майкл также вряд ли скоро присоединится к «Маруся-Верджин», тем более, существует вопрос: хочет ли он работать в маленьком коллективе (по слухам, Сэмом интересуются более сильные команды, вроде «Феррари»)?

Третий вариант – нынешний консультант российской конюшни Пэт Симондз. Представлять его нужды нет – но если кто-то вдруг не знает, то кратко скажем, что это невероятно опытный человек, работавший в «Тоулмене», «Бенеттоне» и «Рено» с Айртоном Сенной, Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо, и создавший несколько чемпионских болидов.

Есть и другие специалисты, вроде конструктора Саймона Филипса из «Форс-Индии», но наверняка все они рассматриваются либо как замена Симондзу на случай, если Пэт не захочет вновь возвращаться в бурный котел под названием «Формула-1», либо в качестве помощников англичанина. Так что ход за Пэтом…

Сегодня «Маруся-Верджин» продолжает перестройку не самого удачного дома, который построил Брэнсон, и шаги, которые делает Николай Фоменко, выглядят верными. Зимой деятельность нового руководства не казалась бесспорной, но сейчас стало заметно, что все решения «Маруси» логичные. Коллектив движется в правильном направлении.

Виртуальные игры окончены. Пора браться за настоящую работу.