3 мин.

Далеко от народа

***

В российском биатлоне до сих пор официально не утверждены тренеры. СБР подал свои списки в Минспорта (прямо скажем, спорные) еще до 1 мая, команды уже съездили на сборы с новыми старыми тренерами. Но совсем скоро чиновники могут все переиграть: государство недовольно некоторыми кандидатурами...

Кончается май, но сборной России (в общем смысле) нет. Есть несколько парней и девушек: одни ежедневно трудятся по 6-7 часов в белорусских Раубичах, другие только-только попрощались с пыльными кипрскими шоссе. Есть несколько мужчин в возрасте – это тренеры. По диплому, по призванию, по характеру – но не официально. Не ищите здесь напускного драматизма. Драматизировать уместно в спешке, когда нарушаешь дедлайны лишь чуть-чуть, упускаешь мгновения, минуты, часы, дни… А теперь – ну куда уже спешить?

Вроде бы к 1 июня (хм, а почему не к 1 августа?) составы будут утверждены. Подсуетиться раньше не было никакой возможности. Сначала, говорят, хоккейный чемпионат мира мешал – и ведь команда Билялетдинова сделала все, чтобы затянуть ожидание. Потом в Министерстве еще кое-какие дела наклюнулись: стол, может быть, накрывали. Там было явно не до биатлона (и других зимних видов). Вот и проморгали момент.

Ради справедливости, логика руководителей СБР при назначении тренеров и коммуникации с ними не выглядит бесспорной: в составленную на бумаге бригаду угодили, кажется, все, кто хотел, да до кучи и те, кто о приглашении вообще знать не знал. Однако позиция, по крайней мере, сформулирована. И давно.

Любому понятно: заявки, подписанные исполнительным директором СБР и отправленные в Минспорта, будут корректироваться. Насколько серьезно – даже глубоко погружаясь в процесс, вникнуть сложно. Зам Виталия Мутко – Юрий Нагорных – публично (правда, исключительно на словах) отсек от команды Михаила Ткаченко. Не хочется лишний раз цеплять человека, хотя он, скорее, классный мужик, чем классный тренер – и год с лишним назад мы говорили об этом не раз, только суть-то в ином.

Интересно представить, что чувствует сам Ткаченко, прямо сейчас тренирующий мужскую молодежку в Ижевске. Насколько ему приятно осознавать, что до финала работы – фактически, выходит, бесполезной – осталась примерно неделя. Далеко не факт, к тому же, что в изгнанники определят лишь беднягу Ткаченко – поэтому работать в режиме абсолютного душевного комфорта не в состоянии сейчас никто. Как работать, если под тобой, возможно, мина?

***

Еще один пункт недовольства Минспорта – пост главного тренера и собственно человек, который пост занимает. В апреле мы посвятили теме три текста и готовы повторить: в нынешней иерархии слишком много размытых должностей, которые, по сути, повторяют друг друга и не несут никакой ответственности за результат. Зачем стране государственный и главный тренеры, если крайним все равно делают старшего?

Но ведомство Мутко за репутационно-важные затеи хватается крепко: «зачистив» несколько проблемных зимних федераций, Министерство крепко надавило на СБР – и кредиты главного снова выросли. По слухам, Валерий Польховский почти наверняка присоединится к сборной, вопрос – в каком качестве, но вот тут как раз ничего принципиального нет. Главное – моральная победа. А кому она там на пользу или во вред – потом разберемся.

А ведь есть еще фигура Вольфганга Пихлера, которым государство, возможно, тоже недовольно. Но как его уволить, если контракт немца финансирует частное лицо? Государство, желая указывать и насаждать, ведет себя юридически безграмотно – позволяет олигархам финансировать дорогие контракты и соответственно лишает себя рычагов влияния. Ситуация выглядит так же, как несколько лет назад в футболе. Гонорары Хиддинка оплачивала НАФ, подконтрольная Абрамовичу, а тогдашний президент РФС Виталий Мутко звонко хлопал ушами.

Государство требует от спортсменов и федераций результата, кичится, что финансирует все сборы в любых видах, но не может назначить тренеров ВОВРЕМЯ. Ситуация дикая: во всем мире биатлонисты уже на сборах, давно назначены тренеры, составлены тренировочные планы, вовсю кипит работа. И только мы живем в режиме ожидания. Поэтому, наверное, большинство топ-спортсменов не спешат в сборную, предпочитая индивидуальные планы. Зачем ехать к Лопухову, если через две недели ему на смену может прийти другой? Который перекроит тренировочный процесс, переформатирует сборы...

Эта власть слишком далека от народа, чтобы думать о чем-то другом, кроме собственно власти.