4 мин.

Over Latvia

В том, что на полномочных чемпионок Европы будет оказано повышенное давление, сомневаться не приходилось. Во-первых, «бордовые» кровь из носу горят желанием как можно успешнее выступить на глазах преданных зрителей, о чем многократно заявляли задолго до начала чемпионата. Во-вторых, раздражитель в лице команды Тихоненко для прибалток — сильнее не придумаешь. Наконец, перспектива отобраться на «мир» и окончательно утвердиться в стране в ранге национальных героинь и самой успешной команды среди представителей летних видов спорта манили хозяек форума с той же силой, что идея изобрести эликсир вечной жизни средневековых алхимиков.

Прессинг зарождался еще на входе, когда каждый обладатель билетов (на матче была зафиксирована рекордная аудитория в 8713 зрителей), сумевший по-латвийски ответить, для чего пришел на арену, бесплатно получал белую футболку с надписью «Латвия» да единичкой с лицевой стороны и факсимильными автографами дружины Звиргздиньша с обратной. Перила между секторами украшали плакаты с призывами победить и словами поддержки изо всех уголков необъятной родины Екабсоне со товарищи. Наконец, традиционные «заячьи ушки», выкрашенные в бордово-белые колеры и веера той же гаммы превращали арену в буйство цвета (а при поддержке публики — и звука), приятное исключительно хозяйскому глазу.

А вот цифровая картина первой половины латвийским фанатам долго угодить не могла. Сборная России, сменившая в стартовой пятерке Корстин на Карпунину для быстрейшего и безболезненного переключения при опеке главного снайпера, уверенно спуртанула, пользуясь повышенной мобильностью задней линии. В отыгранном положении сразу же оказалась Эглите, угодившая через 1.33 после начала в глубокий запас, трудности с нахождением пространства для броска при уходах в излюбленную правую сторону испытывала Екабсоне. Пожалуй, не стушевалась лишь капитан «бордовых» Башко, гонявшая от кольца к кольцу с высоким КПД. Но ее аргументам достойно возражала Абросимова, проложившая выделенную линию к латвийскому кольцу.

Доминирование россиянок продолжалось вплоть до середины четверти, пока два тайм-аута Звиргздиньша, переход латвийской сборной на зону «2-3» с ультраподвижным верхом и изумительный вход в игру Крумберги не выбили почву из-под ног визави. Тихоненко попробовал было включить аритмию с помощью замен и сноса акцента атак на периметр (благо стяжки оголяли убойные зоны), но кроме перекатывания мяча и робких попыток Хэммон расчехлить мортиры пользы от перестановок не было.

Дальше — хуже. Имея преимущество в росте и атлетизме (прибалтки могли похвастаться лишь одним мощным центром — Янсоне) в передней линии, россиянки «подняли» комбинационную игру. Заставляли все чаще гостить на «усах» Степанову, мучаться со сменами Осипову и позволяли соперницам, компактно подстраивавшимся под перемещения, считать «краску» зоной отчуждения. Даже преимущество на щитах не подвигало россиянок сменить приоритеты. На своей же половине, как ни старались, не могли уследить за Екабсоне, остававшейся на паркете и в горе, и в радости — треть часа без замен! 30:26 в пользу хозяек на экваторе встречи — и перед Тихоненко со товарищи вставал ряд неотложных тактических вопросов, требовавших немедленного решения.

Третья четверть не позволила говорить о том, преуспел тренерский штаб в поисках или нет. Обилие взаимных ошибок, вызванных нервными «качелями» и жесткой работой в защите с обеих сторон, свела на «нет» любые стратегические инициативы. Пожалуй, хороший знак для россиянок можно было рассмотреть лишь в постоянной прописке на площадке сдвоенного центра Осипова — Степанова, принявшегося нагружать работой Янсоне. Та в поте лица с объемами справлялась, но было видно, что без поддержки со стороны (а помощи от Крумберги и Брумермане не поспевало) долго не протянет. И под сурдинку наступившей четверти четвертой действительно «накушалась»: центральная зона все чаще проседала под напором российских «больших». Но на беду чемпионок прибалтийский «энерджайзер» Екабсоне никак не разряжался: практически на каждое попадание оппоненток она отвечала сольным номером.

Слово за слово встреча подкатила к нервной «качельной» концовке, где цена каждого балла возрастала стократ. Увы, россиянки это уразуметь не смогли: дуплетный промах Степановой с линии штрафных за 39 секунд до сирены, а затем один из двух Корстин (последняя, к слову, великолепно провела послеантрактный отрезок) подарили прибалткам шанс на воскрешение. Пребывавшая большую часть периода в роли догоняющей команда Звиргздиньша имела три (!) секунды на последнюю атаку и сумела зацепиться за овертайм благодаря умнице капитану. Башко на два шага протянула мяч, а затем вытянувшись в струнку через Степанову поразила кольцо. Публика, не опускавшаяся на кресла последние полторы минуты, зашлась в экстазе, хотя секундами ранее готова была растерзать Карклину, «маханувшую» атаку с периметра…

Овертайм, как и положено подобным мероприятиям, прошел больше в борьбе нервов и противостоянии характеров, нежели в иных баскетбольных аспектах. Крепче нервы оказались у россиянок: после двухминутного обмена уколами Хэммон и Абросимова не подкачали на линии штрафных, тогда как у исчерпавшей лимит фарта Башко спасительная «треха» в кольцо не легла. На подборы же в защите по ходу дополнительного времени россиянки покушаться не давали…

…Счастливые победительницы уходили с паркета, обсуждая скорое свидание с вице-чемпионками, тогда как уступившие долго не могли оторваться от кресел. Утирая слезы, латвийские девушки вновь и вновь обсуждали перипетии последней атаки, словно не слыша ободрительных скандирований трибун. Одной из последних в раздевалку направилась Иева Таре – 35-летнему ветерану, завершающему выступления за сборную, так и не удалось примерить медали Еврофорума. На «мире», если Латвия туда пробьется сквозь сито дополнительного турнира, она не сыграет…