Ники, ты не прав?!
За пятилетнюю карьеру в элитном классе, восходящую по оригинальной кривой, латиноамериканец защищал цвета всего двух конюшен, барражируя между «Заубером» и «Феррари». Однако отчетный период подарил ему уникальную возможность сотрудничать с пилотами, чьи подходы к стилю вождения, настройкам болида, сотрудничеству с инженерами, равно как отношению к ресурсу покрышек и мотора, рознились, словно небо и земля. Масса имел шанс сопоставить аккуратность Ника Хайдфельда и резкую отточеность движений Михаэля Шумахера при работе рулем на виражах, прикинуть плюсы и минусы плавной работы Джанкарло Физикеллы, оценив их сквозь призму агрессивной прагматичности маневров Кими Райкконена, дабы выстроить собственную идеальную модель поведения на трассе. Что же получилось в итоге?
Первое время Фелипе гонял по трассе согласно принципу «целовать – так королеву, воровать – так миллион». Резкие торможения, немного «безбашенная» работа рулем и пристрастие к входу в поворот по широкой траектории зачастую оборачивались разворотами и вылетами с трассы. В то время как Быстрый Ник приятно удивлял руководство «Заубера» размеренностью хода в сочетании с грамотной тактикой, бразилец то и дело вынуждал хвататься герра Петера за валидол и ерошить без того негустую растительность на голове. Доходило до того, что гонщик несколько раз кряду мог избирать неверный путь при атаке одного и того же виража! Однако даже невооруженным глазом замечалось: парень обладает неплохими способностями, чувствует нерв гонки и может добиваться высоких результатов, едва обуздывает эмоции (пятое место на Гран-при Испании-2002 – лучшее тому подтверждение).
«Обилие ошибок идет от нехватки опыта», – резонно рассудили руководители «Феррари», высоко оценившие задатки дебютанта, а также поверившие рекомендациям Николя Тодта (сына руководителя скудерии, по совместительству профессионального менеджера). Как оказалось, не прогадали. Именно в Маранелло раскрылось истинное дарование Массы, взращенное под чутким руководством Михаэля и Рубенса. Ведь недаром юноша посещал все технические брифинги, а также внимательно изучал телеметрию напарников, попутно моделируя их состязательные маневры во время тестов. Работа в Мюджелло открыла Фелипе положительные стороны избыточной поворачиваемости (ранее игравшей с ним злую шутку, отправляя в заносы и последующие экскурсии по гравийке), преимущества плавного втопления педали тормоза (обратите внимание на изменение динамики диаграммы throttle/brake во время трансляций), качественные пути выигрыша во времени за счет следования идеальной траектории выхода на апекс. Проще говоря, благодаря умению схватывать на лету крупицы знаний, бразилец сделал качественный шаг вперед: кавалерийская резвость и чапаевская бескомпромиссность, позволившие покорить «Формулу-Рено» да «Формулу-3000», уступили место «королевской» расчетливости и выверенности движений.
Правда, до чемпионской выдержки и безупречности нашему герою еще далеко. Во-первых, при обороне позиций Масса зачастую нервничает, из-за чего начинает торопиться и совершать ошибки. Взять недавний Гран-при Европы. На промежуточных покрышках F2007 выглядела нестабильной: настройки под избыточную поворачиваемость ухудшили и без того слабое сцепление с сырой трассой, что вызвало вибрацию задней части машины, постоянно норовившей уйти в занос. «Макларен» Алонсо куда быстрее шел по прямым, при этом надежно выкатываясь из эсок. Тем не менее, шараханье по всей ширине трассы, как это делал Фелипе, вместо обороны внутреннего радиуса с последующей возможностью перекрестить траектории, выглядит не самым лучшим решением. Ведь на «Нюрбургринге» всего один поворот имеет несколько альтернативных траекторий входа.Уже упомянутый этап в Куала-Лумпур убеждает, что окончательно излечиться от горячности Фелипе также не удалось. Стремление атаковать и обгонять, безусловно, похвально. Но риск, тем паче безрассудный, в «Формуле-1» очень редко позволяет пить шампанское из триумфального кубка. Уж сколько примеров знала история (вспомним, хотя бы конец 1970-х), сколь похожа ситуация в наши дни, когда стабильный «доезд» зачастую оказывается более продуктивным в рамках чемпионской гонки, нежели пара лихих финишных спуртов при нескольких провалах.
Фелипе не скрывает, что мечтает походить на кумира – Айртона Сенну, культу которого, как признается пилот, был верен с младых ногтей. Однако для достижения чемпионского величия земляка, кроме непосредственного гоночного мастерства и знания мельчайших нюансов болида, представителю Скудерии не хватает еще одного качества – спортивной злости. Или, если быть уж предельно точным и откровенным, состязательной наглости и умения отстаивать завоеванные позиции. Порой поклонники Массы становятся свидетелями спорадических всполохов активности (как во время майского этапа в Каталонии), иногда же их любимец пассивен до безобразия, позволяя конкурентам в буквальном смысле слова выдавливать себя из лидирующей группы.
При всех достоинствах и недостатках у латиноамериканца есть врожденное качество, которое может помочь ему посрамить Лауду. Фелипе умеет делать выводы из ошибок, причем необязательно собственных, и приумножать знания, полученные в любых, даже самых неприятных ситуациях. Если работоспособность бразильца останется на нынешнем уровне (а трудится Масса, судя по прогрессу на автодромах, не покладая рук), возможно, в ближайшие годы он завоюет право на равных говорить с австрийским ворчуном – как чемпион с чемпионом.
Первым пока рановато, а может и не суждено. Харизмы в нем нет. Ни Сенну ни Шумахера однозначно не заменит.
Интересно, кому-то удается для себя делать анализ, сопостовимый с тем, что приведен в статье?
Кому оно надо? Пивко, фисташки, не пропустить старт, если повезет, то дождик - что еще нужно для полного счастья? Тем и уникальны эти статьи, что такого анализа днем с огнем.
Кому оно надо?
================
ну как-то хочется понимать хотя бы такие банальности, кто лучше пилотирует...
в футболе, вот, все видно и понятно, но мне интересно, кто-то видит различия между спортсменами в Ф1
Думаю, чтобы реально это оценить, нужно смотреть телеметрию, причем гонщиков на одинаковых машинах, причем все равно окажется, что кто-то лучше пилотирует в одних условиях и на одних отрезках, а кто-то на других. И вообще, пока ф1 - не моносерия, с уверенностью можно судить только о том, что у Феррари лучше болид, чем у Спайкера :), а понять, кто лучше - Ковалайнен или Сутил - лично мне не представляется возможным в данных условиях.