4 мин.

Притягательные и ужасные

В последние годы непрерывная и неустанная деятельность ФИА и профсоюза гонщиков значительно повысила уровень безопасности в мировом автоспорте. Но общественность, уже привыкшая даже к самым жутким на вид авариям, недавно была потрясена гибелью Генри Сертиса и инцидентом с Фелипе Массой. Увы, автоспорт � крайне опасное занятие, в котором жизнь гонщиков зачастую зависит от случайностей и счастливых или неудачных ситуаций.

В этом небольшом видеообзоре мы расскажем о некоторых эффектных или страшных авариях в гонках с открытыми колесами, произошедших в течение последних десяти лет, � разбор инцидентов с туринговыми машинами, сток-карами просто не уместится в рамки обычной статьи.

Фатальная авария Генри Сертиса во второй гонке «Формулы-2» в Брэндс-Хэтч со стороны выглядела нелепо. Отлетевшее от машины Джека Кларка колесо выпрыгнуло на трассу и угодило прямиком в голову 18-летнему британцу. Случись такое еще раз где-нибудь, и наверняка все закончилось бы просто эффектной аварией и разбитым болидом. К сожалению, в этот раз все получилось иначе.

А днем ранее Сертис заработал первый подиум в молодежной серии.

Вообще, гонки в чемпионатах, где выступают юные дарования, время от времени выдаются бесшабашными и эффектными. Например, первые два круга этапа GP2 в Маньи-Куре в 2007 году подарили зрителям несколько запоминающихся событий. Сначала отличился будущий чемпион этой серии и пилот «Формулы-1» Тимо Глок. Немец стоял на поуле, а его партнер по команде «АйСпорт» Андреас Цубер занимал второе место. Однако радость владельца конюшни Пола Джексона была недолгой: Глок решил закончить гонку для команды пораньше и уже на старте совершил таранный маневр по отношению к Цуберу.

Позднее все на том же первом круге произошел контакт между Эрнесто Визо и Михаэлем Амермюллером. Болид венесуэльца взлетел в воздух, проехал по бетонному ограждению и рухнул недалеко от внутренней части поворота «Аделаида».

Третий инцидент случился на втором круге, когда отправившийся в боксы Николя Лапьер сбил механика команды. Вот уж денек, так денек! К счастью, никто из участников этого видео не получил серьезных травм, а Визо в настоящий момент пытается покорить Америку в серии «Индикар». 

Кстати, в гонках на овалах в США попасть в аварию � дело пустяковое. Например, Дарио Франкитти или Эй-Джей Фойт IV могут о них немало рассказать. В плотной группе машин довольно легко допустить маленькую ошибку и устроить хороший завал.

В другой раз Дарио придумал очень интересный способ отмечать финиш гонки. Действительно, ведь лучше, когда все камеры обращены на тебя, а не на победителя Тони Канаана.

Но хватит шуток. Увы, не все неприятные на вид аварии заканчиваются хорошо. Вот, например, печально известные кадры с тестов на «Хоумстеде» в 2006 году, когда Пол Дана на тренировке врезался в Эда Карпентера. К сожалению, травмы оказались несовместимы с жизнью гонщика. Пол Дана погиб.

Тремя годами ранее, в октябре 2003 года, на тестах в Индианаполисе в смертельную аварию попал Тони Ренна, а в 1999-м произошло сразу два ужасных инцидента: сначала ChampCar лишился Гонсало Родригеса, а через несколько месяцев � Грега Мура. Это был черный год для американской гоночной серии.

Авария с участием Алекса Занарди, кажется, известна всем. Но вот кадры видел не каждый. Чтобы итальянец выжил, врачам пришлось ампутировать ему обе ноги. Сейчас Алекс выступает в гонках туринговых машин и не намерен заканчивать спортивную карьеру. Удивительная стойкость духа.

В 2003 году легенда мирового автоспорта Марио Андретти подумывал о возвращении в большие гонки. С этой целью он провел тесты за команду своего сына Майкла. Неизвестно, повлияла ли эта авария на старину Марио или нет, но глядя на такие кадры, невольно возникают мысли о том, что всему свое время и уходить из спорта нужно вовремя. Авария произошла по вине Кенни Брака, шедшего впереди � его занесло, болид ударился в стену, и трасса оказалась усыпанной обломками болида, на один из которых наехал Андретти. Полет в воздух на шесть метров с двумя переворотами � зрелище не для слабонервных. Несмотря на скорости выше 300 км/час оба гонщика остались целы. Но вопросы о везении возникают сами собой.

«Формула-1», несмотря на постоянно растущий уровень безопасности, иногда тоже ходит по краю. Например, будет совсем неудивительно узнать, если кому-то наверху Роберт Кубица приходится по душе.

В том же 2007 году на первом этапе сезона в Австралии Дэвид Култхард настоящим гусарским маневром хотел опередить Алекса Вурца. К счастью, голова австрийца осталась на месте. Можно сказать, пронесло.

Кстати, иногда кажется, что к гонке в Австралии пилоты настолько забывают свои навыки, что начинают творить совсем странные вещи. По чьей вине произошел этот инцидент до сих пор не совсем понятно � ни Баррикелло, ни Ральф Шумахер не смогли внятно объяснить свои маневры.

Зато годом ранее в аварии Жака Вильнева, результатом которой стала смерть маршала, вину, пожалуй, можно целиком записать на счет Ральфа.

Фелипе Масса сейчас поправляется. К счастью, летающая пружина с болида Баррикелло не нанесла 28-летнему бразильцу более серьезных увечий, ведь попади она чуть левее, в забрало шлема, последствия могли стать совсем другими...

Обо всем рассказать невозможно, показать все � еще сложнее. Те, кто хочет узнать больше, могут открыть постоянно обновляющийся список погибших пилотов. Возможно, увидев чью-то фамилию, вы удивитесь, ведь она покажется знакомой. Иногда случается так, что пилот, чье имя было на слуху в молодежных сериях, уходит в другие гонки, а потом пропадает из виду. Иногда он пропадает навсегда�