Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Шинные тайны «Феррари»

Не слишком успешная работа с жесткими шинами дорого обошлась «Феррари» в 2011 году, но подписание контракта с Хирохиде Хамасимой может многое изменить для Скудерии. Эксперт Autosport Тони Доджинс объяснил, зачем итальянской конюшне понадобился японский инженер.

Шинные тайны «Феррари»
Шинные тайны «Феррари»

Недавно появилась интересная новость о том, что «Феррари» решила пригласить Хирохиде Хамасиму на должность директора шинного развития. «Хамми» является знакомым лицом в паддоке, так как последние четверть века работал в компании «Бриджстоун», занимавшейся поставкой резины командам «Формулы-1».

Хамасима – которому в этом году исполнится 60 лет – изучал макромолекулы в Токийском университете сельского хозяйства и технологий. Проще говоря – если вы хотите знать, как гоночные шины будут взаимодействовать с поверхностью трассы – Хамасима тот, кто вам нужен.

В ходе истории такие увлекательные концепции как «граунд-эффект» и активная подвеска позволили добиться в развитии гоночного болида гигантского скачка. Но, в целом, наряду с универсализмом аэродинамического развития, которое присуще современной «Формуле-1», наибольшее влияние на результаты всегда оказывала правильная работа с резиной.

Хамасима тот, кто вам нужен, если вы хотите разобраться в шинных тайнах

Конечно, нельзя недооценивать достижение Джеки Стюарта на Гран-при Германии 1968 года, когда он победил на закутанной в тумане «Северной петле» «Нюрбургринга», оторвавшись от ближайшего соперника на четыре минуты, но я уверен, что даже сам Джеки признается, что ему во многом помогли дождевые шины «Данлоп».

Затем, в конце 1977 года, когда некоторые считали, что болид «Феррари» 312T2 больше не будет быстрым, Скудерия перешла на «Мишлен», и это позволило Карлосу Ройтеману начать следующий сезон с победы на «Жакарепагуа» с преимуществом в три четверти минуты над конкурентами.

Существуют и более поздние примеры. Несмотря на то, что дебютный сезон-2007 для Льюиса Хэмилтона в «Макларене» прошел потрясающе – британцу удалось взять верх над двукратным чемпионом мира Фернандо Алонсо, – есть и такие, которые видят ситуацию с другой с точки зрения.

Они утверждают – при этом заслуги Хэмилтона не умаляются, – что Алонсо выступил прекрасно. Испанец сумел набрать столько же очков, сколько и напарник, намотавший на шинах «Бриджстоун» более 15 000 тестовых километров, хотя до этого в своей карьере в «Формуле-1» Фернандо работал только с резиной «Мишлен».

Эффективность резины очень важна во время шинных войн, когда покрышки разрабатываются конкретно под определенное шасси, однако и сейчас, в эпоху контроля за производством шин, вопрос остается более чем актуальным. Просто необходимо придерживаться несколько иного направления: нужно менять конструкцию шасси для оптимального соответствия покрышкам, а не наоборот.

Покрышки «Пирелли» плохо реагируют на сильное скольжение – это привело Марка Уэббера к проблемам

Есть принять данный тезис за истину, то становятся понятны объяснения руководителя «Ред Булл» Кристиана Хорнера о том, как серьезно Себастьян Феттель изучал принципы работы резины «Пирелли» в 2011 году. Это же касается и наблюдений главы конструкторского бюро австрийской конюшни Эдриана Ньюи, который отметил, что итальянские шины очень плохо реагируют на сильное скольжение – с которым Марк Уэббер сталкивался чаще, чем Феттель.

Технический директор «Феррари» Пэт Фрай, обсуждая испытания и невзгоды, через которые итальянской конюшне пришлось пройти в прошлом сезоне, дал интересный взгляд на причины, по которым «Феррари» решила пригласить Хамасиму.

Как и все остальные, в 2011 году в «Феррари» разрабатывала новый болид, не имея абсолютно никаких данных об особенностях работы новой резины «Пирелли». Когда команда получила первые данные, она изменила геометрию задней подвески, что моментально привело к улучшению результатов и победе в Сильверстоуне. Это дало «Феррари» больший диапазон в настройке схода-развала, но, например, в Спа или Монце применить эти знания было нельзя, поскольку на этих автодромах возникли проблемы с прогревом внутренней стороны покрышек.

Наилучшим образом проблемы с прогревом резины иллюстрирует Гран-при Испании, где Алонсо, пилотируя на мягкой резине, долгое время лидировал в гонке. Однако после того как на пит-стопе на его болид был установлен жесткий тип резины – отстал от лидера на круг. По словам Фрая, все дело в фундаментальной настройке болида.

Бывший сотрудник «Макларена» объяснил: «Макларен», как и мы сейчас, раньше придерживался классического пути развития. Однако зимой 2007-2008 года они решили кардинально изменить ситуацию, и пришли к тому, что мы наблюдаем сегодня. Не могу сказать, насколько оправданно это было тогда, но сегодня их шаг окупился».

Хамасима будет ключевой фигурой Скудерии, когда дело коснется настроек и оптимального использования шин

Фрай также считает, что в «Феррари» многое нуждается в улучшении, однако отметил, что команде уже удалось добиться определенного прогресса.

«Сейчас мы намного лучше понимаем ситуацию и постараемся применить полученный опыт при разработке болида следующего года», – рассказал Фрай в конце прошлого сезона. Несомненно, Хамасима будет ключевой фигурой, когда дело коснется настроек и оптимального использования шин.

Хамасима, без сомнения, не будет в «Феррари» чужим. Ему уже доводилось работать с Россом Брауном в период тотального превосходства Михаэля Шумахера. Именно Хамасима в период противостояния с «Мишлен» отвечал за четкое формулирование требований к «Бриджстоуну» при производстве резины, которая бы идеально отвечала предпочтениям Шумахера в области сцепления и резкости поведения передка машины. Стоит отметить, что Хамасима блестяще справился с поставленной задачей.

Существует, однако, некоторая проблема с общением, о которой Росс Браун рассказал приглашенным журналистам во время вечеринки, устроенной «Бриджстоуном» несколько лет назад.

Японские компании всегда стремились получить максимальную отдачу от своего участия в «Формуле-1», поэтому часто отправляли в «Феррари» новых инженеров – чтобы узнать больше для своей программы в «Ф-1».

Однажды по такому случаю Брауну позвонил Хамасима – японец очень серьезно объяснил, что в Европу скоро отправится новый молодой инженер.

«Ой, ай. Нет! Нет! Простите! Извините! Мотивировать!! Вот оно – мотивировать!»

– Он очень хороший и общительный парень, – сказал «Хамми», – но когда он приедет, убедитесь, что ему мастурбируют. Он будет хорошо реагировать.

Возникла затяжная пауза – и здесь постарайтесь представить, каким невероятным самообладанием должен обладать Росс Браун.

– Э-э, мы не совсем так работаем в Маранелло, Хамми…

Еще одна длинная пауза.

– Ой... ай... Нет! Нет! Простите! Извините! Мотивировать!! Вот оно – мотивировать! Убедитесь, что вы его достаточно мотивируете.

– Хорошо, Хамми, я думаю, что мы с этим справимся.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы