Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Кризис за кулисами

    Несмотря на досрочно выигранный Себастьяном Феттелем чемпионский титул, ситуация на трассах в 2011 году радует многих – топ-команды регулярно ведут красивую и непримиримую борьбу за победы. В то же время за пределами трека «Формула-1» уверенно шагает в опасном направлении. Пытаясь разобраться, что же не так в мире Гран-при, Sports.ru обозначает главные проблемы гоночной серии.

    Соглашение об ограничении ресурсов

    Как известно, в последние годы экономика мира живет в лихорадочном состоянии: не успели мы толком отойти от одного финансового кризиса, как ожидается другой. «Формула-1», будучи зависимым от потрясений подобного рода продуктом, некоторое время назад попробовала обезопасить свои позиции: не согласившись с радикальным снижением бюджетов до 40 млн евро в год – что усиленно навязывал бывший президент ФИА Макс Мосли, – команды выбрали путь постепенного снижения расходов.

    После долгих препирательств руководители конюшен пришли к единому мнению, подписав Соглашение об ограничении ресурсов, согласившись уволить часть сотрудников на базах и сократить бюджеты примерно до 110-130 млн долларов в год. Со временем топ-команды должны были еще снизить планку расходов, обезопасить свое финансовое положение и заодно дать шанс небогатым коллективам повести борьбу с лидерами.

    Однако по ходу сезона-2011 в прессу стали просачиваться слухи о том, что далеко не все топ-конюшни придерживаются плана сокращения расходов, а во время Гран-при Японии и Кореи ключевые представители ФОТА прямо сказали, что Ассоциация стоит на грани развала.

    Возможно, именно из-за «Ред Булл» ФОТА стоит на грани развала

    Известный английский журналист Джо Сейвард утверждает, что виновником сложившейся ситуации является «Ред Булл» – конюшня Дитриха Матешица не стесняется поглубже залезать в карман, чтобы остаться на вершине. Остальным же топ-командам придется или придерживаться Соглашения и продолжать смотреть на доминирование Феттеля, или начать гонку вооружений, то есть, тоже перестать экономить. Учитывая, что «Ред Булл» не задумывается о долгосрочных перспективах в «Формуле-1», такой подход погубит всех лидеров, а значит, и весь чемпионат, считает Джо.

    Наказать «Ред Булл» ФОТА не может. Все штрафы для команд прописаны только в Договоре согласия, а Соглашение об ограничении ресурсов хоть и соотносится с ним, но все же является самостоятельным документом. Максимум, что могут сделать другие участники Ассоциации – погрозить пальцем Кристиану Хорнеру или подвергнуть конюшню публичной критике, однако подобные действия наверняка еще серьезнее обострят отношения между командами.

    Согласно другим предположениям, разногласия в ФОТА были бы не такими серьезными, если бы против соблюдений условий Соглашения выступала только одна конюшня. По слухам, в «Мерседесе» также не спешат переходить в режим экономии средств. То есть, команда будет только рада сократить бюджет, но чуть позже. Пока же Росс Браун и Норберт Хауг хотят побыстрее вывести коллектив на победный уровень, и потому активно закупают дорогих и ценных специалистов, а также вбухивают деньги в разработку новой машины. Ведь если «Мерседес» не начнет выигрывать гонки, боссам «Даймлера» будет все равно, сколько конюшня экономит денег, – они запросто могут закрыть бесперспективный проект.

    Если для топ-команд рост расходов в краткосрочной перспективе не сильно навредит финансовому здоровью, то более слабые конюшни окажутся перед вопросом выживания. И не исключено, что «Маруся-Верджин», «Хиспания» и даже «Лотус/Катерхэм» и «Уильямс» просто прекратят свое существование.

    Договор согласия

    Одним из вариантов решения финансовых проблем команд могло бы стать перераспределение доходов от продажи коммерческих прав на «Формулу-1», а также подписание нового Договора согласия на более выгодных условиях.

    В прошлый раз Договор подписывался в спешке, причем Берни хоть и пошел на некоторые уступки, сам все же в накладе не остался. Более того, буквально сразу же после подписания соглашения команды начали говорить о том, что в следующий раз было бы хорошо пересмотреть ряд условий, касающихся не только технических вопросов (регламента в области двигателей, внешнего вида болидов и прочих подобных вещей), но и финансовых положений.

    Не похоже, что Берни Экклстоун намерен идти навстречу командам при подписании нового Договора согласия

    Предполагается, что текущий Договор истечет 31 декабря 2012 года, однако ни Берни, ни ФИА, ни команды до сих пор не пришли к консенсусу. С одной стороны, в запасе есть еще целый год, однако до сих пор дело двигалось крайне медленно, и нет никаких гарантий, что за оставшееся время что-то серьезно изменится. Если бы по условиям нового соглашения конюшни стали получать больше денег, это сняло бы многие вопросы, в том числе и тот, что поднимался выше – команды смогли бы или тратить больше денег, или создать специальный фонд для малоимущих и жить в «Формуле-1» даже без солидных спонсоров.

    Однако Берни ничего командам не предлагает (и, кажется, не собирается этого делать), а ФИА – между прочим, истинный владелец коммерческих прав, но отдавший их в аренду, – считает, что текущее соглашение вряд ли требует значительного пересмотра.

    Календарь чемпионата

    Еще одна проблема в «Формуле-1», но не столько финансового, сколько организационного характера. В былые годы чемпионат спокойно посещал 16-17 мест проведений Гран-при в год, однако в последнее время календарь значительно разросся, и что хуже всего для команд, многие этапы распределены по всему миру. В скором времени в «Ф-1» появятся две гонки в США, Гран-при России, кроме того, в календарь рвутся Мексика и Аргентина. При этом количество гонок в Европе постепенно сокращается, и это значит, что при высокой плотности в календаре перед логистами встают сложнейшие задачи по транспортировке грузов. Большая часть оборудования команд доставляется морем, и представьте, как нужно организовать календарь, чтобы все прошло успешно. В общем, эта проблема добавляет головной боли командам, и без того страдающим от других нерешенных вопросов.

    ***

    «Формула-1» еще не в глубоком кризисе, однако раздираемая на части ФОТА и не желающие что-либо менять управленческие структуры чемпионата явно не способствуют решению возникающих проблем. Возможно, сейчас серия стоит на перепутье, как заметил Кристиан Хорнер, и от решений всех участников зависит судьба Больших Призов не только в ближайшем будущем, но и в более далекой перспективе.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы