5 мин.

Тучи над «Сильверстоуном»

Истерия по выдувными диффузорам, начавшаяся не вчера, но достигшая в эти выходные точки кипения, говорит о том, что временами у «Формулы-1» со спортом очень мало общего. Международная автомобильная федерация, чья задача состоит в обеспечении честной борьбы, в этом году, мягко говоря, со своими обязанностями не справляется.

Объявив об изменении правил после четырех гонок сезона и назвав выдувные диффузоры нелегальными, Федерация расписалась в собственной некомпетентности. Да, Чарли Уайтинг аргументированно объяснил, почему нынешние конструкции на болидах внезапно оказались вне закона, в отличие от устройств 2010 года, но при этом ловко ушел от одного вопроса: куда смотрела и что делала ФИА в межсезонье? Учитывая, что каждый шаг в развитии каких-либо компонентов мотора или шасси детально рассматривается Федерацией (и об этом частенько просят сами команды, поскольку не хотят оказаться вне правил), утверждать, что высший спортивный орган ничего не знал о порочном пути конюшен, просто смешно.

Однако чем ближе «Ф-1» приближалась к пограничной с точки зрения правил гонке в Великобритании, тем больше история стала напоминать фарс. Сначала ФИА, поддавшись на уговоры мотористов «Мерседеса», устроила тем поблажки, поверив, что немецкие двигатели начнут моментально выходить из строя, если запретить открывать дроссель во время торможения более чем на 10 процентов, затем, уже в пятницу, пошла на поводу у клиентов «Рено», а после жаркого спора Мартина Уитмарша и Кристиана Хорнера решила вернуться на исходную позицию и оставила в силе только уступки клиентам «Мерседеса».

Возможно, слухи о ненадежности моторов из-за новых настроек сильно преувеличены, но вопрос о честной борьбе остается открытым. ФИА объявила выдувные диффузоры вне закона, четко обрисовав новые правила, но затем дала одним командам возможность переступить черту легальности, а другим – нет. Как это назвать?

Стоит отметить, как ФИА решает большие проблемы – путем создания маленьких. Не нравится запрет выдувных диффузоров? Мы кому-нибудь дадим поблажку. Не нравятся уступки? Ничего страшного, уже к Германии снова достигнем компромисса! В результате все будут довольны равенством, и о том, что посреди сезона сменились правила – уже никто не вспомнит. Кроме того, римская максима «разделяй и властвуй», которую очень любил применять Макс Мосли, вновь в действии: в Великобритании единство команд наблюдалось не слишком хорошо – словесная война между «Маклареном» и «Ред Булл» вышла на новый уровень, а тишина в «Феррари» красноречива – они пострадали от запрета меньше других.

…Над трассой в эти дни тоже висят черные тучи. Более того, непогода явно вмешивалась в ход тренировок и квалификации. Единственным сухим стал второй сегмент, а вот в первой и третьей частях сессии наблюдались осадки разной степени интенсивности, которые привели к досрочному окончанию квалификации для «Торо Россо» и относительному провалу «Макларена» – Льюис Хэмилтон лишь десятый, а Дженсон Баттон не смог подняться выше пятой строчки.

Британские чемпионы мира признались, что баланс их машины оставлял желать лучшего – возможно, таковы последствия частичного для «Макларена» запрета на использование выдувных диффузоров. Кроме того, ситуации явно не помогли дожди в пятницу – почти не было возможности подобрать хорошие настройки, да и по ходу всей субботы состояние трассы постоянно менялось.

«Ред Булл» по-прежнему на первой линии стартового поля, но преимущество Марка Уэббера над ставшим третьим Фернандо Алонсо («Феррари», кстати, удачно обновила свою машину) составлило всего 0,1 секунды – учитывая, что «Сильверстоун» лучше подходит RB7, чем 150-й, это практически ничто, и на других трассах, подходящих Скудерии, у нее будут шансы побороться за более высокие результаты.

Изменения в правилах, кстати, коснулись не только команд, но и гонщиков. Уэббер еще перед началом уик-энда отметил, что эти перемены подойдут его гоночному стилю. Кроме того, Марк хорошо чувствует обновленный «Сильверстоун» – так что все карты были у него в руках.

Сложно судить о том, насколько изменения повлияют на стиль Феттеля – похоже, что немец не очень комфортно себя чувствует во время торможений из-за менее стабильного, чем раньше, поведения машины (тут сказался и запрет на использование дросселя во время торможений, и сам характер кочковатой трассы), – но в прошлом году Себастьян доказал, что способен справляться с техническими вызовами. Так что, возможно, через пару гонок, а может и раньше, он сможет вернуться в привычное русло.

Похоже, что хуже всех перемены в регламенте перенес болид «Лотус-Рено». Вероятно, команда уже несколько гонок назад вынуждена была сменить вектор в развитии машины, и, разумеется, это привело к падению темпа появления новинок. В Великобритании Виталий Петров и Ник Хайдфельд откатились на 14-е и 16-е места, и вряд ли ситуация значительно улучшится в гонке. Можно было бы надеяться на удачную гоночную стратегию, однако, увы, в сезоне-2011 слова «стратеги» и «Лотус-Рено» постоянно превращаются в анекдоты…

Зато посмотрите, как встрепенулась «Форс-Индия» – Пол ди Реста стал шестым! Возможно, подействовали новинки, возможно, команда «попала» в настройки, но не стоит забывать и о том, что VJM04 хорошо подходят трассы, на которых важную роль играет низкое лобовое сопротивление машины – эта концепция была заложена еще в автомобиле 2009 года. Но вообще, конечно, приятно видеть, что коллектив справился с техническими проблемами начала сезона и начал прогрессировать с точки зрения чистой скорости.

Отметим попадание в Топ-10 Камуи Кобаяси и Пастора Мальдонадо. Если победа японца над мексиканским напарником не кажется удивительным событием, то очередной успех венесуэльца по сравнению с Рубенсом Баррикелло – событие знаковое. Так что может быть совсем неудивительно, что «Уильямс» не спешит продлевать контракт с ветераном – тот начал сильно сдавать в последнее время… Или просто так хорош Пастор?

В группе аутсайдеров почти все по-прежнему: «Хиспания» проигрывает «Маруся-Верджину», и последнее место дебютанта Даниэля Риккардо было вполне ожидаемым. Лучше всех в этой группе смотрелся «Лотус» – Хейкки Ковалайнен даже пробился во второй сегмент. Не последнюю роль в прорыве финна сыграла грамотная тактика и выезды на трассу в нужное время – за это гонщик должен сказать спасибо своему инженеру Хуану Рамиресу…

Погода на завтра по-прежнему неопределенная – тучи продолжат ходить над «Сильверстоуном», и, возможно, приведут к неожиданным или драматичным событиям на трассе. В любом случае, борьба ожидается плотной и, возможно, яркой – отрыв «Ред Булл» от преследователей сильно сократился, а в конце Топ-10 стартует взрывной Льюис Хэмилтон. Должно быть интересно.

p.s. Уже в конце дня ФИА призналась, что готова вернуться к ситуации с настройками двигателей, которая существовала до Гран-при Великобритании, при условии, что команды придут к единому мнению...