Фрэнк Уильямс: «На похоронах Сенны почувствовал вину»
Владелец «Уильямса» Фрэнк Уильямс поделился воспоминаниями об Айртоне Сенне и трагической аварии на Гран-при Сан-Марино 1994 года.
«Я познакомился с Айртоном после того как он приехал в Англию в 1983 году. Я предложил ему контракт, но он, к сожалению, отказался. Однако мы поддерживали связь. Пришлось подождать его прихода в нашу команду, и, увы, из-за произошедшей трагедии мы поработали вместе очень мало.
Безусловно, я был впечатлен его невероятным стилем пилотирования. Он всегда искал прямой путь при достижении цели. Для него не существовало компромиссов.
Я считал Сенну уязвимым, как и Джима Кларка. Его авария стала шоком для меня и Патрика Хэда. Вне зависимости от причин аварии, я чувствую большую ответственность, ведь он выступал в моей команде.
Никто не видел гибель Кларка, поскольку в те времена не было ни трансляций, ни фотосъемок. Айртон погиб на глазах у миллиона людей.
Многие винили в этом нашу команду, как будто мы украли у мира картину Микеланджело. Айртон был суперзвездой международного масштаба, и я понял это на похоронах. Тогда я почувствовал вину.
Прессинг постепенно возрастал по ходу того уик-энда в Имоле. Не только из-за аварий на пятницу и субботу. Все знали, что трассе в Имоле является опасной. Проблемы в скоростном повороте могли привести к трагедии.
Когда я увидел аварию, сразу понял, что нужно готовиться к худшему. Все произошло на огромной скорости, передняя правая часть машины оказалась полностью разрушена, Айртон не двигался», – цитирует Уильямса Auto Motor und Sport.
Сенна отказался от контракта с "Вильямсом" ради "Тоулмена"? о_0
По-моему, в сети работает генератор случайных новостей о том, кому Айртон обещал контракт в Ф1.
Видео самое обычное. Дам две ссылки, одна крупным планом с камеры на болиде, другая - синхронное воспроизведение с этой жей камеры, с камеры Шумахера и камеры на повороте.
http://www.youtube.com/watch?v=Tpp7OCngXQM
Сначал внимательно посмотрите этот ролик с 0:10 до 0:58 и обратите внимание на 4 момента.
1. За все это время в поле зрения камеры не попадает шлем Сенны, его видно только в зеркале заднего вида.
2. На 0:57 антена на болиде доходит до первого из двух рекламных щитов, и потом, просматривая пункты ниже, обращайте на ее положении относительно щитов (видео обрывается, когда антенна находится под буквой "О" на втором щите)
3. Обратите внимание на темный фрагмент в нижнем правом углу, который захватывает внутреннию часть кокпита. До 0:32 там хорошо видны перчатки при поворотах - синие с белым. После 0:32 они видны плохо, видимо солнце уже не освещает этот кусок, но белая полоса на левой перчатке, при движении прямо (!), все равно видна. В 0:56 она исчезает и пошел поворот в левую сторону. В с 0:58 впервые появляется шлем.
4. Поставьте паузы на 0:57. Обратите внимание на положение левого колеса относительно белой полосы вдоль трассы. Затем жмите стрелку вправо и покадрово двигайтесь вперед по видео. На границе 0:58-0:59, сразу за помехами, видно, как колесо начинает отдаляться от белой полосы, и в этот же момент начинает появлется шлем в углу камеры.
Второй видео http://www.youtube.com/watch?v=dAUTVZHmaKs
Нажмите на паузу, где антенна касается первого щита (это еще до 0:01, в самом конце 0:00). Теперь двигаясь по кадрам вперед, ориентируюся на положение антены относительно щитов, вспоминайте, где находились колеса и что видно с камеры Шумахера в этот момент. Дойдите до фрагмента, когда антена поровняется с буквой "О" и теперь смотрите на камеру Шумахера и камеру поворота. Именно в этот момент болид Сенны уже двигался прямо. На стену.
Какие выводы я делаю? Сенна начал поворачивать, по перчаткам это видно, белая полоса уходит вниз и исчезает. Так же, и колеса идут вдоль белой полосы на повороте (имеется виду не физически они рядом с полосой, а в проекции на плоскость камеры). Но в какойто момент времени, колеса начинают уходить в сторону от белой полосы и в этот же момент в камере впервые появлется шлем Сенны. И если теория в поломанной рулевой колонкой верна, то в тот момент, когда машина перестает уходить влево, при том, что поворот продолжается и белая полоса перчатки в камере не появлется, можно сделать вывод, что пытаясь вернуть машину на траекторию, Сенна начинает заваливаться уже телом влево, чтобы иметь еще большую возможность вывернуть руль в туже сторону, так как свободного хода рук уже не хватает, от этого в камеру и попадает шлем, а зеркале уже видна часть забрала.
тот момент у меня до сих пор перед глазами.. на сколько я помню айртон шевелил головой , смотрел на всех и как-будто не узнавал
Где есть такое видео? Там всё обрывается ещё до столкновения со стеной - сэр Фрэнк стёр записи, походу. Я, по крайней мере не видел это видео полностью - дай ссылку, если есть. Хотя я тоже думаю, что причина была в рулевом, но на суде представители команды ссылались на какие-то датчики (не уверен в правильности своих технических терминов), которые якобы доказывали, что рулевое реагировало на движения пилота до последнего. Но запись кто-то похерил, имхо
Для тех кто не читал про суд - кратенько: "..СУД Официальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на стол судьи Пассарини лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что непосредственно перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена В мае 1997 года, после очередного заседания суда, судья Пассарини заявил журналистам: «Я уверен, что видеозапись, предоставленная суду Ассоциацией конструкторов «Формулы-1», не полная, и в ней намеренно уничтожены последние секунды, компрометирующие команду «Вильямс».В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор «Вильямса» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицают выдвинутые обвинения. Хэд, Ньюи и шеф команды Фрэнк Уильямс отрицают утверждения прокуратуры, будто бы сломанная соединительная пластина на рулевой колонке машины Сенны привела к его смерти. Процесс продолжался. В суде выступили Дэймон Хилл и Берни Экклстоун. В Италии за убийство по неосторожности грозит тюремное заключение сроком в полтора года. А ведь речь еще может идти о препятствии в проведении следствия, подтасовке фактов и уничтожении улик. Вспомним еще и о тридцати трех миллионах долларов, которые выплатило родственникам Сенны "Страховое общество Ллойда".ИТОГ 16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории" "Формулы-1". Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых "подельщиков". обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время "Гран-при Сан-Марино" на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле: "Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии оправдываю подсудимых Фрэнка Уильямса. Патрика Хэда и Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины: оправдываю подсудимых Федерико Бендинелли, Джорджио Поджи и Ролана Брюинсереда, поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления. Устанавливаю 90-дневный срок для подачи апелляции как защитой, так и обвинением, если таковая покажется необходимой", - таков дословный текст решения синьора Костанцо, оглашенный во вторник в 15.00 по местному времени в Имоле. В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы. переоборудованной в зал суда на время слушании (напомню, что начаты они были 22 февраля ), длилось пять минут.