Крайний справа. Почему не стоит валить все на Смольникова

Блог «Инженерный подход» пытается выяснить, кто был самым слабым звеном в обороне сборной России на Евро.

Потерпев крупное поражение от Уэльса, сборная России бесславно закончила свое выступление на Евро, спровоцировав очередную волну всенародного возмущения. Раздосадованные болельщики и  разгневанные эксперты безотлагательно приступили к «поиску крайних», одним из которых (и чуть ли не главным!) был тут же назначен Игорь Смольников. В качестве доказательства вины правого защитника «Зенита» и сборной приводился тот факт, что 5 из 6 мячей в ворота Акинфеева на Евро были забиты из зоны его ответственности.

Загружаю...

Но прежде чем выносить обвинительный приговор, необходимо разобраться, насколько обвинения в адрес Смольникова обоснованы. Для этого предлагаю рассмотреть эпизоды с пятью пропущенными мячами в матчах со Словакией и Уэльсом покадрово.

Эпизод первый: Россия – Словакия, гол Вайсса (32 минута)

Глядя на эту картинку, вроде бы все очевидно: Смольников пропускает рывок Вайсса из-за спины, и слишком поздно бросается вдогонку за словацким форвардом. Но если слегка перемотать пленку чуть назад и рассмотреть эпизод с другой камеры, можно обнаружить ряд интересных деталей.

Непосредственно перед тем, как будущий автор голевой передачи Гамшик получил мяч, Вайсс направлялся к своим воротам, возвращаясь из глубокого офсайда. В этот момент защитники сборной России контролируют линию офсайда, располагаясь достаточно компактно по отношению к четырем игрокам словацкой сборной. Обратите внимание, что один из соперников делает рывок, на который реагирует Игнашевич.

Загружаю...

В момент приема мяча Гамшиком смутивший Игнашевича словак возвращается на исходную позицию, но наши центральные защитники уже опустились к своим воротам настолько, что Вайсс оказывается вне офсайдной ловушки.

И вместо того, чтобы снова выровнять линию офсайда, Игнашевич и Березуцкий продолжают пятиться, хотя никаких оснований для этого нет. Напротив, разрыв между линиями сборной России продолжает увеличиваться. Таким образом, в данном эпизоде скорее можно говорить о позиционной ошибке центрдефов, тогда как крайние защитники располагались вполне адекватно ситуации.

Что же касается Смольникова, свою главную ошибку он совершил несколькими секундами позже, когда вместо подстраховки Березуцкого фактически продублировал функции Василия, бросившись под мнимый удар словацкого форварда.

Эпизод второй: Россия – Словакия, гол Гамшика (45 минута)

Загружаю...

При угловых зона ответственности игроков определяется тренерской установкой, а вовсе не номинальной позицией на поле – и именно из этого нужно исходить при оценке действий команды Слуцкого в эпизоде с голом Гамшика.

В момент розыгрыша Смольников следует за игроком, которого, судя по всему, именно ему и положено опекать, а Шатов и Головин направляются в сторону углового флага, причем с видимым опозданием.

О распределении обязанностей между игроками при розыгрышах соперниками угловых можно судить по абсолютно аналогичному эпизоду в предыдущем матче с Англией: Смольников выбирает объект для опеки в районе 11-метровой отметки, Головин должен следить за потенциальным адресатом передачи в районе штрафной, а Шатов выдвигается в направлении углового флага.

В итоге угловой все-таки разыгрывается низом, после чего следует опасная подача, которая вполне могла закончиться голом. Слегка опьяненный «победной ничьей» тренерский штаб Слуцкого, судя по всему, этому эпизоду особого значения не придал, и действия Шатова с Головиным никак не скорректировал. Наставник словаков, напротив, эту слабость оппонента для себя подметил, а маэстро Гамшик ее блестяще использовал.

Загружаю...

Эпизод третий: Россия – Уэльс, гол Рэмзи (11 минута)

Перехват Аллена в центре поля застал сборную России врасплох, поймав ее игроков на встречном движении. Лучше всех в ситуации сориентировался Рэмзи, на рывок которого Смольников среагировал с опозданием. Можно ли в данной ситуации говорить о чисто индивидуальной ошибке Игоря?

Повтор с другой камеры показывает, что все далеко не так однозначно. Дело в том, что помимо Рэмзи в зоне действия Смольникова находился еще и Бэйл, тогда как Березуцкий и Игнашевич вдвоем сторожат одного Воукса, который и без того в глубоком офсайде. Рывок игрока «Арсенала» в коридор между крайним и центральным защитником нес двойную опасность, потому как полностью освобождал зону для передачи Бэйлу.

Загружаю...

Очевидно, что именно Игнашевич обязан был располагаться гораздо ближе к Смольникову (а никак не наоборот!), максимально сужая этот коридор. В этом случае риск передачи на Рэмзи был бы слишком высок (все-таки часть коридора перекрывал и Глушаков), и Аллен почти наверняка предпочел бы чуть менее острый, но более надежный вариант развития атаки через свободного Бэйла.

Эпизод четвертый: Россия – Уэльс, гол Тэйлора (20 минута)

Вторая голевая атака валлийцев, опять же, началась с перехвата поперечного паса Березуцкого на Кокорина. В результате мяч получил Бэйл, перед которым была свободная зона гигантских размеров. В момент перехвата Смольников, очевидно, делал забегание в районе чужой штрафной, и потому уже в начальной фазе контратаки чудовищно отставал не только от линии мяча, но и от рвущегося по флангу Тэйлора.

Таким образом, чем-то помочь команде он мог лишь в том случае, если бы Бэйла удалось притормозить хотя бы на несколько драгоценных секунд.

Очевидно, что в такой ситуации страховать латераля должен был либо его партнер по флангу Кокорин, либо кто-то из опорников. Мамаев в этой роли выступить не мог чисто физически – он уже занял позицию обрезавшегося Березуцкого, так что этим кем-то мог оказаться только Глушаков.

Загружаю...

Но и Александр, и Денис вместо того, чтобы смотреть по сторонам, любовались слаломным проходом Бэйла – причем Гарет приковал к себе взгляды всех восьмерых обороняющихся. Обнаружить незаметного Тэйлора «кинжальной передачей» удалось только Широкову, но это тот случай, когда хвалить за отличное видение поля точно не стоит.

Эпизод пятый: Россия – Уэльс, гол Бэйла (67 минута)

Очередная потеря сборной России в центре поля дала возможность валлийцам в очередной раз комфортно проатаковать. Отбиться в восьмером против четверых было реально, если бы обороняющиеся четко понимали, что от них требуется. Но увы.

Загружаю...

Рэмзи смещается центр, на что тут же реагирует Алексей Березуцкий, теряя контроль над Воуксом. Все это происходит на глазах у Смольникова, который инстинктивно идет на подстраховку своего центрдефа, а подстраховать самого Игоря уже оказывается некому.

В конечном счете, Воукса все-таки ловят в офсайдную ловушку, но форвард сборной Уэльса оказывается всего лишь «подсадной уткой», а приговор в исполнение приводит подключившийся из глубины Бэйл.

Возвращаясь к начальной фазе атаки (первый кадр) становится понятно, что на параллельных курсах с игроком «Реала» следует Головин. Но, как и в эпизоде со вторым голом, все внимание дебютанта сборной приковано исключительно к игроку, владеющему мячом, хотя его помощь в нейтрализации Рэмзи абсолютно не требовалась.

В сухом остатке

В качестве малоутешительного итога можно сказать, что оборонительные проблемы сборной России на Евро были связаны не столько с индивидуальными ошибками (в частности, того же Смольникова), сколько с откровенно слабой организацией игры в защите, где большинство игроков зачастую просто не понимали, что от них требуется. Это в равной степени касается как профильных защитников, так и хавбеков, которые зачастую выполняли новые для себя функции и действовали на непривычных позициях.

Загружаю...

Умирать без музыки. Чем сборная России занималась на Евро

Во всех ключевых аспектах – от установки офсайдных ловушек до взаимной подстраховки, особенно при контратаках соперника – команда отыграла так, как не позволяют себе даже самые дремучие аутсайдеры премьер-лиги. При всем уважении к Слуцкому, основная доля ответственности за столь выраженную «беззащитность» сборной России на Евро лежит именно тренерском штабе.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и все равно болейте за сборную.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Виталий Белоусов

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Инженерный подход
Популярные комментарии
Hierro.
По эпизоду 1. Центральный защитник прав. Крайний должен повторять за ним. Иначе рассказывать про "адекватность расположения" придётся после процедуры вынимания мяча из сетки. Что здесь наглядно и проиллюстрировано. По сути к Смольникову нет вопросов по эпизодам 2 и 4. Но вешать на него всех собак точно не хочется. По сути Смольников стал единственным вариантом выхода на чужую половину поля при розыгрыше мяча внизу. Забросы на Дзюбу и подключения Смольникова - по-другому сборная России возле чужой штрафной и не оказывалась. Так что неудивительно, что у Игоря возникли проблемы при обороне своих ворот.
Hierro.
Линию задают центральные защитники. Крайние должны следовать за ними, а не выдерживать мифическую линию оффсайда, которой уже не существует. Если Игнашевич среагировал на рывок, все остальные должны опуститься за ним (что и сделал Березуцкий), а не ждать, когда он вернётся наверх. Один командует или действует - все повторяют, а не размышляют о том, какая позиция для моего личного оффсайда адекватнее.
Ответ на комментарий Alen-Der
На последней иллюстрации к первому эпизоду поекрасно видно, что Смольников и Щенников линию офсайда выдержали, а центр проспал возвращение Вайса.
Роман Козлов
Эпизод 1. Линию оффсайда делает центральный защитник, ведущий, но никак ни крайний. О какой правильной позиции Смольникова в этом эпизоде говорит автор? Кого или что он контроллировал? Эпизод 2. Это стандарт. Смольников не должен был там находиться. Вины его прямой нет Эпизод 3. Автор говорит, что Игнашевич должен был двигаться в сторону Смольникова, а не наоборот. Запомним. Но при чём здесь Бейл, если Смольников никак на него не реагирует, а играет строго по Рэмзи и реагирует именно на его забегание? Как центральные защитники должны двигаться в сторону правого фланга, если на левом Комбарова обрезали и там огромная дыра, которую страхует Березуцкий? Автор считает, что разрыв между центральными защитниками не важен? Эпизод 4. Лень разбирать. Просто посмотрите, как располагались Широков и Смольников в начале забега, и насколько ближе оказался к воротам в итоге Роман. Кокорин и Смольников возвращались назад прогулочным бегом, никакие позиционные ошибки других не должны это перекрывать И да, Тейло убегал практически с той же линии, где был Смольников Эпизод 5. Так всё-таки, крайний или центральный защитник? Кто к кому должен двигаться, чтобы уменьшить разрыв? Головин конечно виноват, но кого и зачем страховал Смольников? Посмотрите свой же скриншот, он стоит в полупозиции, и реагирует фактически только на забег параллельно воротам от Рэмзи. Вывод. Автор притягивал за уши факты позиционных ошибок остальных игроков, которых вроде никто и не оправдывал. Тот факт, что в каком-то эпизоде ошибся Головин или Березуцкий или кто угодно, не отменяет того, что Смольников свой фланг провалил
Еще 123 комментария
126 комментариев Написать комментарий