Неспособность к разговору: Широков

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В 1967 году в небольшой, интересной и просто написанной статье «Логика и речевое общение» британский философ Герберт Пол Грайс предложил свою концепцию коммуникативных импликатур. Эта концепция буквально перевернула мир лингвистики. Грайс показал, что когда люди говорят, они высказываются как будто «неправильно», но при этом «правильно» понимают друг друга. Например, если я спрошу вас: «Не могли бы Вы открыть окно», то ожидаю некоего действия, а не ответа «да» или «нет». Т.е. грамматически был задан вопрос, но легко понять, что это, на самом деле, просьба. Потому что импликатуры – это такие элементы смысла, которые находятся не в самих словах и грамматических конструкциях, а в коммуникативной ситуации как таковой.

Собственно, Грайс не только показал, что импликатуры играют очень важную роль в любом естественном языке, но и определил те правила, исполнение которых обеспечивает «считываемость» импликатур, т.е. делают возможным нормальное общение. Их всего четыре, и они получили название «максим Грайса»: максима количества (говори столько, сколько требуется), максима качества (утверждай то, что ты считаешь истинным, не ври), максима релевантности (говори по теме, не уклоняйся от нее), максима способа (говори так, чтобы собеседник мог тебя понять). Если систематически нарушать эти максимы – разговора не получится.

Загружаю...

Пару дней назад, сразу после бездарного вылета нашей сборной с Евро-2016, в студию на «Матч-ТВ» пришли Роман Широков и Сергей Овчинников. Собственно, они должны были пообщаться с журналистами, рассказать, почему так все сложилось. Однако произошло нечто странное. Журналисты «Матч-ТВ» начали общаться с уважаемыми гостями как с жертвами психического или физического насилия: боялись спросить что-то напрямую, аккуратно подбирали безобидные слова, многозначительно замолкали и подбадривающе кивали головами, когда Широков или Овчинников что-то начинали мямлить (справедливости ради, на обоих больно было смотреть – настолько они грустные и раздавленные). Становится даже скучно и не смешно, все-таки зрители хотят услышать какое-то объяснение, мнение…

Единственный, кого такой расклад не устраивает – это Георгий Черданцев. Он рьяно подключается к трансляции из Парижа (пропускает объяснения Широкова о том, что тот не говорил, что это наш уровень, а на самом деле, он имел в виду, что…) и в лоб спрашивает: «Роман, почему вы лично и другие футболисты, не показали свой потолок на турнире, где от вас требовалось сыграть на максимуме своих возможностей»? Широков дает блестящий ответ: «Ну, вот так мы сыграли на этом турнире».

Да видели мы, как вы сыграли на этом турнире – (1)  восемь слов недостаточно, чтобы как-то оправдать разочарование почти всей страны (количества); (2) вопрос был не про то, как вы сыграли, а почему вы так сыграли (релевантности); (3) если ты не хочешь эту тему обсуждать, то зачем идти в эфир и так замалчивать свои мысли, говоря какой-то бред (качества); (4) почему вы так мямлите, вы же член национальной сборной, образец для молодежи и все такое (способа). Далее Роман с непробиваемым лицом добавляет: «Как еще объяснить, что произошло?» Никак, Роман, спасибо! Разговор не получился.

Загружаю...

Вообще, я понимаю, что у Широкова тяжелая ситуация. Все знают, что он конфликтный, он совсем не молод, контракта нет. Видимо, жизнь его научила, что иногда лучше промолчать. Но вообще, это выглядит символично – самый умный и остроязычный российский футболист последних лет просто неспособен к разговору о нашей сборной по футболу.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Критика спортивного разума
Популярные комментарии
Turalist
Со сборной случилось необъяснимое, зачем же тогда полоскать их как тряпки? То, что они старались - это точно, то, что они хотели как лучше - это неоспоримо. Виновата гнилая футбольная система вместе с ее лидерами, а футболисты стали крайними. Не там ищете, люди!
teto
Разговора не получилось не потому, что Широков неправильно ответил, а из-за того как был задан вопрос. Фактически это было завуалированное в вопрос утверждение. И мало того, обвинение. В действительности Чердаковский посыл звучал как "Из за вас Роман мы просpaли на евро, потому что вы не показали свой потолок.". Широков, как и любой другой в подобной ситуации всегда под стрессом, а под стрессом мышление человека упрощается, он просто не может выдать какой-нибудь содержательный анализ, и на первый план выходят инстинкты: ударить, убежать, спрятаться, в общении это то же проявляется. Я не знаю попадает ли вопрос Чердака, под какую-то из импликатур, но в этом вопросе точно не было ничего, что способствовало бы завязыванию нормального диалога.
teto
Я думаю Широков пришёл, потому что сказали, что кто-то из команды должен быть. Как выбирали я не знаю, но уверен, что добровольцев не было. Добровольцев не было не потому, что именно теперешняя ситуация не располагала к медным тубам, а потому, почему даже после рядового матча РФПЛ игроки и тренеры воспринимают пресс-конференцию как обузу, а журналистов в микст зоне, как угрозу - потому что журналисты (в данном случае коментаторы) используют свою возможность "задать пару вопросов" паразитически, в ущерб партнёру по диалогу. В данном случае я не знаю что двигало теми, кто там стелил соломку, но во многом они делали правильно, в таких случаях надо поддержать, время для разбора полётов придёт позже. В теперешний момент как раз критика контрпродуктивна, потому что может травмировать, вызвать недоверие. Может это звучит не к месту, потому что Роман (и особенно Роман) не ребёнок, но просто это выразится в другом: игра за сборную будет как повестка в армию, ничего хорошего там не ждёт, но какое-то время надо отмучиться... Искреннее отношение останется к тем, на кого можно положиться и доверять: семья, чек из клубной кассы, друзья.
Ответ на комментарий sheginoid
Ты знаешь, я согласен, вопрос прозвучал очень резко. Но, во-первых, мне кажется, Черданцев немного офигел, как его коллеги нежно сдувают пылинки с них, боясь обидеть. Что касается стресса - я согласен, но зачем тогда нужно было приходить вообще, если ты не готов пока обсуждать? Но больше всего, меня поразил Овчинников - он сказал, что тренерский штаб вообще не имеет идей, что было сделано не так. Ну как так можно? Они же, все-таки, профессионалы, хоть какое-то объяснение причин у них должно быть...
Еще 15 комментариев
18 комментариев Написать комментарий