Спринтеры
Полвека назад, когда катки были открытыми, а результаты зависели от ветра, снега и температуры окружающей среды, и советские конькобежцы побеждали всех, везде и всегда, самым известным, самым быстрым, самым-самым конькобежцем страны и мира был Евгений Гришин. Четырехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, Европы и СССР, рекордсмен мира и всего, что только возможно. Последний раз на Олимпийских играх Гришин бежал в 1968 году в Гренобле. Было ему тогда 37 лет, брать в команду его не хотели старый, чего великую державу позорить, когда молодых полно, молодых и перспективных. Но Гришин в команду пробился и в Гренобле стал лучшим из советских конькобежцев, заняв на пятисотке, увы, только четвертое место. А самый перспективный Валерий Муратов, оказался в конце второго десятка
Другие перспективные так и исчезли в спортивной истории, а Муратов в ней задержался. Очень надолго. Он эту историю начал делать уже как тренер. Он и сегодня вовсе не исторический персонаж, а вполне реальный тренер сборной России. Уже больше сорока лет советский, а потом и российский спринт связан с именем этого выдающегося человека: в семидесятые годы олимпийский чемпион и рекордсмен мира Евгений Куликов, чемпион и рекордсмен мира Александр Сафронов, чемпион страны Александр Меденников; в восьмидесятые чемпион мира и призер Игр в Сараево Сергей Хлебников, шестикратный абсолютный чемпион в спринтерском многоборье Игорь Железовский
Девяностые
На Игры 1992 года в Альбервиль приехала Объединенная команда без флага, без гимна, без Да и отбор в нее проходил не столько по спортивному принципу, сколько по территориально-национальному. Но в целом команда смотрелась неплохо. Кроме конькобежцев. Катков по-прежнему не было, денег не было, да и патриотизм куда-то потерялся. Еще оставался энтузиазм. Но на энтузиазме быстро не побежишь, а если побежишь недалеко и недолго. В общем, спринт провалился. Лучшим из наших оказался 19-летний Александр Голубев 7 место. Провалился опытный Железовский (8 место), провалился молодой казахский спринтер Вадим Шакшакбаев (14), провалилось еще одно молодое дарование Сергей Клевченя (21 место)
На километре ждали победу Игоря Железовского но снова без медали (6 место). И олимпийский чемпион 1988 года Николай Гуляев без медали (8 место). И совсем худо бежали опытные Александр Климов (13) и Андрей Бахвалов (25).
В общем, всё мимо и все мимо.
Через два года Лиллехаммер. Нет уже в сборной России Николая Гуляева. Игорь Железовский, которому уже 31 год, теперь попытается стать олимпийским чемпионом уже для Белоруссии, а Вадим Шакшакбаев представляет Казахстан, сбросивший иго российского колониализма. Насчет ига не шучу. Как-то случайно откопал в сети учебник истории Казахстана начала 90-х. Там так и сказано: пришли русские, построили города, стали добывать разные полезные ископаемые, читать-писать научили, потом распахали степь для зерновых, и тем «угнетли» свободных кочевников. Было очень смешно этот бред читать. Но вернемся в Лиллехаммер.
В спринте главным и единственным претендентом на золото считался американец Дэн Дженсен. Посмотреть на его триумф в Лиллехаммер приехали его родители, жена с малолетним ребеночком, и толпа американских болельщиков с флагами в руках и лицах, а также патриотизмом в взоре. Чего от наших ждать? Трудно сказать. Но лидером становится Сергей Клевченя 36.39. Потом Александр Голубев показывает 36.33. А у Дженсена сильнейший сбой, 36.68, и только восьмой результат. И никто Голубева и Клевченю опередить не смог. Вот такой финиш. Железовский показал 10-й результат, Шакшакбаев 12. Еще двое наших выступили совсем слабо: Михаил Вострокнутов 15-й, Бахвалов 16-й.
Очень мне хотелось, чтобы на километре победил Игорь Железовский. Была бы в этом какая-то высшая справедливость. Тем более, что равных ему на этой дистанции не было. Дженсен километр всегда бежал слабовато проигрывал на последней сотне метров. Ну и Клевченя мог выстрелить километр он бегал всегда лучше, чем пятисотку.
Железовский лидирует 1.12.72. Клевченя второй 1.12.85, немного не хватило на последних метрах.
На лед выходит Дэн Дженсен. В многочисленных после олимпийских интервью была нарисована целая сказка о Дженсене. Типа: перед глазами промелькнула вся спортивная жизнь, великий американский народ спит и видит победу Дэна, в его родном городке всё поголовье сидит у телевизоров или прильнуло к приемникам, чтобы не пропустить Великое Мгновенье Победы и прочий псевдопатриотический бред, на который столь горазды не только американские журналисты. Я чисто прагматически - думаю, что никаких особых мыслей в голове у Дэна не было. Точнее, была одна: как удачно пройти повороты, не запутаться в собственных ногах на прямых, и не умереть ДО финиша. Потому что семью из Норвегии надо обратно отправлять денюжек-то нет, и семью эту кормить надо, да долги отдавать из чего-то тоже надо. И без медали впору застрелиться и не жить. Так что Дэн как рванул со старта, так после финиша и распрямился с мировым рекордом и золотой олимпийской медалью. Похоже, высшая справедливость в это время смотрела на звезды в полоску.
Золото, серебро и бронза наших спринтеров - это и заслуга Валерия Муратова.
А через четыре года в Нагано полный провал. За год до Нагано появились коньки новой конструкции слэп-скейты, с отрывающейся пяткой. Уже все на них бегали. Все, кроме нашей сборной. Они увидели эти коньки месяца за два до Игр. Потому и только смотрели на то, как побеждают другие. Никак в этих разборках не участвуя. Но это только одна, пусть и из главнейших, причина поражения. Оставались проблемы со льдом, с финансированием, с медицинским обеспечением
Да что говорить, если чемпионат страны и отбор на Игры проводился в Берлине!
В общем итоги таковы: на 500 метров Клевченя 14, олимпийский чемпион Голубев 20, Александр Кибалко (25 лет) 33, а Сергея Савельева(26лет) дисквалифицировали. Еще веселей на километре: Андрей Ануфриенко(28 лет) 23, Кибалко 28, Дмитрий Шепель(21год) 32, Клевченя 33 Это был фантастический провал. Притом, что в 1996 и 1997 годах Сергей Клевченя выигрывал чемпионаты мира в спринтерском многоборье. Команда была абсолютно не готова, и особую благодарность за это надо выразить федерации.
Прошло еще четыре года. К Солт-лейк-сити в команде появились новые имена: Дмитрий Дорофеев (25 лет), Дмитрий Лобков (21 год), Евгений Лаленков (21 год). И остался Сергей Клевченя, которому исполнился уже 31 год. На пятисотке наиболее интересно смотрелся Лобков: отличный старт, хороших ход по дистанции. И глаза горят. Он и был лучшим из наших, но только на 11 месте. Клевченя 13, Дорофеев 18. И впервые мы не выбрали квоту (4 чел) на дистанции.
На километре Сергей Клевченя сделал всё, что мог: установил рекорд страны (1.08.41). Но этого хватило только для 9 места. Лобков показал 18-й результат, Лаленков 23, а Дорофеев на старт не вышел.
Наши коньки продолжали уходить в глубокое пике. Возможно, изменения произошли бы и раньше, а скорее всего и нет. Потому что понадобился провал в Ванкувере, чтобы хоть кто-то зашевелился. А в этом 8-летнем промежутке прошли Игры в Турине. Где исключительно личным подвигом 30-летний Дмитрий Дорофеев завоевал серебро на пятисотке. А Светлана Журова таким же личным подвигом и вовсе стала олимпийской чемпионкой, в 35 лет. Да еще в командной гонке наши девицы бронзу оторвали. Эти три медали так затмили всем глаза, что на них ссылалось руководство федерации все четыре года до Ванкувера. А остальные? На пятисотке не восстановившийся после травм Лобков 14, 32-летний Алексей Прошин 24, Сергей Корнилов (28 лет) 27 . И на километре не лучше: Лаленков 7, Дорофеев 10, Прошин 15, еще один ветеран Кибалко (33 года) 21.
В Ванкувере провалились все, кроме Ивана Скобрева. И это тоже его личная заслуга, но никак не федерации и тренеров сборной. Но нарыв всё же прорвался перед Ванкувером, но исправлять начали уже после.
За последние пол-года изменилось многое и в федерации, и в сборной.
Что есть.
Есть Дмитрий Лобков, есть Евгений Лаленков. Остальные, кому за 20, уже бегали и пробовались в разных стартах. Что они могли известно, что смогут не знаю.
Из молодых самые перспективные Андрей Панов, Павел Кулижников, Ярослав Викулин.
Новый старший тренер, новые (и старые тоже) тренеры в сборных, которых уже три, новые подходы ко всему тренировочному процессу, к восстановлению, к медицинскому обеспечениию.
Неужели наступает эпоха Ренессанса?