Тим Вуд: «крепкий орешек» американского ФК

21 июня 1948 года в г. Хайлэнд-Парк, штат Мичиган (США) родился Тимоти Лайл Вуд.

Он был младшим из четырех сыновей знаменитого хирурга Кеннета Вуда, чьи поистине ювелирные операции спасли жизнь многим онкологическим больным. Тим впервые встал на коньки в три года, а с семи лет начались его регулярные тренировки в Detroit Skating Club под руководством Ронни Бэйкера, приехавшего в США из английского Ливерпуля.

Он был одним из тех юных спортсменов, чье становление происходило тогда, когда вся страна находилась в шоке от потери в авиакатастрофе 15.02.1961 г. лучших американских фигуристов, направлявшихся на ЧМ в Прагу. В той катастрофе погиб и 15-летний фигурист Даг Рэмсей, одноклубник Тима, которого он считал примером для подражания, и  он до сих пор убежден, что тот непременно стал бы чемпионом мира.

В 1962 г. Вуд выигрывает чемпионат США среди новисов, а через год завоевывает бронзовую награду на чемпионате США среди юниоров. В 1964 г. он празднует победу на юниорском первенстве страны, а в 1965 г. становится 3-м на чемпионате США во взрослом разряде.

Загружаю...

Тим Вуд со своей подругой по спортклубу Michigan Skating Club Мирной Болек. 1966 год

В том сезоне он дебютирует сразу на двух крупных соревнованиях: чемпионате Северной Америки, где занимает 5-е место, и на ЧМ, где его успехи были куда скромнее (13-е место). На чемпионате США 1966 г. Тим был 4-м и не попал в сборную для поездки на ЧМ.

1967 год

 В 1967 г. он вновь становится на «бронзовую» ступеньку пьедестала почета на первенстве страны и возвращает себе место в сборной. Однако этот сезон нельзя назвать слишком успешным: Вуд был 5-м на чемпионате Северной Америки и 9-м на ЧМ в Вене. Было от чего впасть в уныние, но Тим только увеличил интенсивность тренировок. В это время он учился на подготовительном отделении юридического факультета в John Carrol University, но ежедневно проводил на льду по 7,5 часов, из которых 4 часа уделял исполнению фигур «школы».

Загружаю...

Во время исполнения "школы" на ОИ 1968 года

 Уже через год Вуда было не узнать: он настолько усовершенствовал свое мастерство, особенно обязательную программу, что буквально ворвался в мировую элиту. Сезон 1968 г. он начал с победы на национальном первенстве, завоевав первый из своих трех подряд титулов чемпиона США.

ОИ 1968 года

На ОИ в Гренобле он на равных сражался с фаворитами – австрийцами Эммерихом Данцером, Вольфгангом Шварцем и французом Патриком Пера - не просто за место на пьедестале, но за золотую медаль. В итоге он, заняв второе место в «школе» и третье в произвольном катании, совсем немного уступил Вольфгангу Шварцу и стал серебряным призером Олимпиады.

ОИ 1968 года

Загружаю...

 Причем, во время исполнения первой же обязательной фигуры его конек попал в выемку на льду, однако Тиму удалось с честью выйти из положения и ценой неимоверных усилий закончить фигуру, не допустив срыва. Ему аплодировали не  только зрители, но и судьи. А в произвольной программе он проиграл Шварцу голосом одного судьи и получив на 0,1 балла меньше чемпиона в протоколе соревнований.

ОИ 1968 года

В марте того же года Вуд стал серебряным призером ЧМ в Женеве. На вопросы журналистов о причинах своего успеха он ответил: «Это психологическая зрелость. Раньше я был очень напряжен перед соревнованиями, а теперь я более раскован и уверен в себе».

1

Произвольная программа на ЧМ 1968 года

Загружаю...

 После триумфа в Гренобле его соотечественницы Пегги Флеминг Тим ставит себе задачу вновь вывести американское мужское одиночное катание на тот уровень, какой оно имело в годы олимпийских  побед Дика Баттона (1948 и 1952 гг.), братьев Хейза Алана (1956 г.) и Дэвида (1960 г.) Дженкинсов.

Чемпион мира 1969 года Тим Вуд с серебряным призером Ондреем Непелой (Чехословакия) (слева) и бронзовым медалистом Патриком Пера (Франция)

В 1969 г. Вуд достигает пика своего спортивного мастерства, впервые став чемпионом Северной Америки, а затем, в напряженной борьбе с Ондреем Непелой (Чехословакия) и Патриком Пера (Франция), и чемпионом мира. В 1970 г. он подтвердил свое право называться сильнейшим фигуристом планеты.

1970 год

 Тем же, кто упрекал его в некоторой рациональности и сухости катания, он отвечал: «Я скольжу быстрее, чем кто бы то ни было. Мой стиль точен, чист и прост. Я с легкостью исполняю прыжки. Я не допускаю неправильностей в катании, и это делает мое исполнение простым на взгляд неискушенного зрителя. Вот почему я думаю, что заигрывать с публикой – неправильно. Лично я хочу кататься ради самого катания и его красоты и добиваться совершенства ради самого совершенства».

Загружаю...

ЧМ 1970 года

 В свободное от тренировок время Тим увлекался игрой на гитаре, пел и даже иногда выступал в любительских концертах. Некоторые песни для них он писал сам.

Еще учась в высшей школе Bloomfield Hills High School  в Мичигане, Тим познакомился со своей будущей женой Тэффи Миллер. Их первым свиданием стал танец влюбленных в день Св. Валентина. В августе 1970 г. они поженились и с тех пор не расстаются.

1970 год

 Тим Вуд рассчитывал выступить и на ОИ в Саппоро, однако покинул любительский спорт после сезона 1970 г. Причины этого он объяснил тем, что зашли в тупик его отношения с тренером Ронни Бейкером. Со слов Вуда, тот хотел полностью контролировать своего воспитанника не только на льду, но и вне его. После окончания соревнований в «школе» на ЧМ в Любляне Тим попросил своего отца сказать тренеру, что не нуждается более в его услугах и завершил чемпионат самостоятельно.

Загружаю...

Не найдя в себе силы просить отца о дальнейшей поддержке его спортивных занятий и не найдя спонсоров, Вуд решил закончить свою любительскую карьеру. Позже он вспоминал, что, возможно, если бы он тренировался у Карло Фасси, его карьера сложилась бы иначе. «Мне нужен был кто-то, кто бы поддержал мой интерес. Я не нуждался в «тренере-технаре», мне нужен был «тренер-мотиватор», - говорил Вуд.

В ледовом ревю. Вторая половина 1970-х гг.

 В течение нескольких лет он выступал в ледовых ревю Ice Capades, Ice Follies, Holiday on Ice, а затем сделал свое шоу в театре Knott’s Berry Farm Good Time Theatre, которое идет там до сих пор.

Завершив свою ледовую карьеру в 1978 г., Тим поступил в университет, чтобы получить образование финансиста. В 1990 г. он выпустил в свет книгу Ice Skating.

Тим Вуд (слева) и Пегги Флеминг комментируют соревнования по ФК. 1990-е гг.

 В 1996 г. Тим Вуд организовал общество с ограниченной ответственностью TLW, продвигающее открытие различных спортивных комплексов для активного отдыха и тренировок в Калифорнии. Однако в 2011 г. он объявил себя банкротом. В мае 2015 г. в американской прессе прошло сообщение, что некоторые инвесторы подали против него судебные иски, обвиняя его в том, что так и не дождались обещанных спортивных комплексов.

Загружаю...

Чему Вуд никогда не изменял в своей жизни, так это любви к фигурному катанию: еще в возрасте 66 лет он в одном из интервью говорил, что трижды в неделю выходит на лед и даже может иногда исполнить двойной аксель.

На вопрос о том, как он оценивает изменения, произошедшие за многие годы в фигурном катании, Вуд ответил: «Чинкванта должен уйти! Он один в последние двадцать лет принес больше вреда фигурному катанию, чем кто-либо еще. Он понятия не имеет, о чем говорит. Он был конькобежцем. Он использовал олимпийский скандал 2002 года в своих политических целях, чтобы изменить спорт.

Что мы делаем сегодня в этой новой системе судейства – это даем объективную оценку каждому пункту катания, как в гимнастике. Вы когда-нибудь препарировали лягушку в старших классах школы? Когда вы ее рассекли на части, это уже не лягушка, не так ли? Когда вы присуждаете больше баллов тому, кто хватает свой конек и прикладывает его сзади к голове, чем тому, кто делает хорошее вращение, вы совершенно теряете понятие о том, что такое на самом деле фигурное катание.

Мы НИЧЕГО не знаем о фигурном катании при этой системе. Куда бы я ни поехал здесь, в Калифорнии, непременно найдется какой-нибудь тренер или спортсмен, который подойдет и попросит меня помочь ему в чем-нибудь. И каждый раз я должен возвращаться  к истокам и объяснять им принцип САМОЙ первой фигуры.

О чем это говорит? Да о том, что они и понятия не имеют, что такое движение и реберность! Речь здесь не об их интеллектуальном понимании: они не имеют понятия о том, как им управлять своим телом. Я не говорю о том, что дети неталантливы. Я смотрел по телевизору все соревнования одиночников и одиночниц, и почти каждый из них делал зубцовый тройной прыжок (тулуп, флип или лутц), а какова техника? Я бы завопил во всю силу легких, если бы такое сделал кто-нибудь из моих учеников.

Загружаю...

Они смотрят на меня как на старое пугало, но понятия не имеют о том, что такое мастерство и когда оно приходит, если кататься правильно. Они даже не знают, как выглядит мастерство. Официальные лица из ИСУ спрашивали меня неоднократно, в судейской ли системе здесь дело, и я бы сказал, что судейская система это только внешнее отражение того, что в действительности неправильно. Судейская система смехотворна. Но истинная ошибка состоит в том, что ушло знание того, как движется тело, чтобы обрести хорошую технику.

Я год работал с Элвисом Стойко. После восьми месяцев занятий он сказал мне: «Я никогда не знал, что это может быть так просто!» Я сказал ему, что техника вся состоит в совершенстве позиций. Есть так много тренировочных инструментов, которые они не используют.

Катание без обязательных фигур – это все равно, что музыка без гамм. Я был шокирован тем, что лишь 2% тренеров в США когда-либо бывали на балете или в балетном классе. Посмотрите на великолепно подготовленных в балетном отношении русских – как далеки они от них! Но Чинкванта должен уйти. Он нанес спорту больший урон, чем кто-либо другой» (Skate Guard: Interview With Tim Wood. 8.04.2014. – Перевод с английского мой. – Л.М.).

Загружаю...

2010 год

Два с лишним года спустя ISU, вероятно, учел пожелание Тима Вуда: новым президентом Международного союза конькобежцев в июне этого года избран голландец Ян Дейкема.

 

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Нескончаемый след коньков
Популярные комментарии
Lohnessi
Спасибо Лариса! Я почему-то не помню Тима Вуда, хотя фигурное катание в те времена уже смотрела. У парня скольжение просто невероятное! Танцор-одиночник. Очень интересно было посмотреть.
Лариса Мариничева
Я тоже согласна и с Тимом, и с Вами насчет нелепостей современной системы судейства, и злоупотребления тано, в том числе. Редко у кого оно выглядит действительно красиво (у Риппона, например), а вот у Жени Медведевой оно мне напоминает борьбу с докучающей мухой, будто Женя ее отгоняет. И прав Вуд в том, что без "школы" (пусть даже не в том объеме, как раньше) настоящего мастерства катания, скольжения не достичь.
Ответ на комментарий Lohnessi
Но вот слияния с музыкой я у него не почувствовала. ------------------------ Слиянием с музыкой в те времена не особо заморочивались даже в танцах. Белоусова-Протопопов - это редкое исключение. У Тима вполне стандартная для своего времени музыкальная нарезка из мелких кусочков. Так было правильно в то время, и более того, даже предписывалось. Я уверена, что Вы хорошо помните печальную "Вестсайдскую историю" Моисеевой и Миненкова, а это было сильно позже. Интересно было почитать соображения Тима о современном фигурном катании. С чем-то согласна, с чем то нет. Насчет "школы" - может быть деткам-новисам стоит вернуть, а взрослым все-таки не надо. А больше всего я согласна с рассуждениями Тима о современной системе ГОЭ, согласно которой Туктамышева и Мияхара получают одинаково +2 за чистый прыжок. Но ведь это даже сравнивать нелепо. И еще, насчет сложных позиций. Кто-то очень остроумно написал в одном из постов, что согласно правилам, ковыряние в носу во время исполнения прыжка - это положительная черта, ибо сложная позиция. Сейчас многие фигуристы злоупотребляют тано, а мало кто делает это красиво. У большинства это не тано, а "ухо чешется". За такое минусовать надо, а их плюсуют.
Lohnessi
Но вот слияния с музыкой я у него не почувствовала. ------------------------ Слиянием с музыкой в те времена не особо заморочивались даже в танцах. Белоусова-Протопопов - это редкое исключение. У Тима вполне стандартная для своего времени музыкальная нарезка из мелких кусочков. Так было правильно в то время, и более того, даже предписывалось. Я уверена, что Вы хорошо помните печальную "Вестсайдскую историю" Моисеевой и Миненкова, а это было сильно позже. Интересно было почитать соображения Тима о современном фигурном катании. С чем-то согласна, с чем то нет. Насчет "школы" - может быть деткам-новисам стоит вернуть, а взрослым все-таки не надо. А больше всего я согласна с рассуждениями Тима о современной системе ГОЭ, согласно которой Туктамышева и Мияхара получают одинаково +2 за чистый прыжок. Но ведь это даже сравнивать нелепо. И еще, насчет сложных позиций. Кто-то очень остроумно написал в одном из постов, что согласно правилам, ковыряние в носу во время исполнения прыжка - это положительная черта, ибо сложная позиция. Сейчас многие фигуристы злоупотребляют тано, а мало кто делает это красиво. У большинства это не тано, а "ухо чешется". За такое минусовать надо, а их плюсуют.
Ответ на комментарий Лариса Мариничева
Спасибо и Вам за отклик! Я Вуда как раз помню хорошо - ведь он был главным соперником моих любимцев Ондрея Непелы и Патрика Пера. Но в те времена (может, как раз поэтому) он не производил на меня особого впечатления. А сейчас пересмотрела это видео с ЧМ 1968 г. - и просто ахнула: мамочки мои, КАК он скользит! На мой взгляд, даст фору и Чану, и другим "катальщикам" современности. Но вот слияния с музыкой я у него не почувствовала. А вообще, видимо, не зря он в свое время был чемпионом, при том, что прыжками он никогда не увлекался и их было у него в программе штук шесть, не больше.
Еще 7 комментариев
10 комментариев Написать комментарий