Почему Мохаммед Али стал Величайшим

Алексей Сукачев называет 10 главных причин, сделавших Мохаммеда Али иконой. И не только бокса.

В мире, где правит клиповое, осколочное мышление, не так-то просто осознать что-то на системном уровне. Мохаммед Али всю свою жизнь боролся с Системой, но тем самым создал свою собственную, заложив основу для всего современного бокса и, в какой-то мере, всего современного спорта.

Али – фигура, несомненно, системная. Глыба, цельная в своей сути, содержании и в форме. Лишь взгляд на карьеру Величайшего сверху, взгляд объединяющий и обобщающий, показывает истинное величие этого человека, не столько даже в контексте спорта вообще или бокса в частности.

Загружаю...

Олимпийская медаль

Год: 1960

50-е и 60-е годы прошлого века проходили на фоне явного доминирования американской школы бокса в тяжелых весовых категориях: наши еще не набрали плановые обороты, а Куба только-только начинала подтягиваться, перестраиваясь с бокса профессионального на любительский. Поэтому сама по себе победа Али на боксерском турнире римской Олимпиады неожиданностью не стала.

Неожиданностью стала та легкость, с которой Кассиус Клей одного за другим проходил не самых простых оппонентов. И если наш ветеран Геннадий Шатков (постаревший и выступавший не в своем весе) и не мог что-то противопоставить ртутному американцу, то на Збышека Петшиковского в финале возлагались большие надежды. Однако тогда еще полутяж Клей прошел его едва ли не с большей легкостью.

А ведь самой Олимпиады для Кассиуса могло и не быть: будущая легенда страдала аэрофобией в тяжелой форме, и в Рим Клей согласился лететь (а не плыть) только после двух месяцев уговоров и то – с парашютом за плечами.

Две победы над Санни Листоном

Годы: 1964 и 1965

После победы в Риме Клей перешел в профессионалы и за три года превратился из талантливого юнца в полноценного претендента на титул чемпиона мира. Небольшие (разрешимые) проблемы ему на пути создали только Даг Джонс и сэр Генри Купер, но и с ними будущий Мохаммед Али не без труда справился. Все это, впрочем, никого не убедило. Считалось, что никакие победы не помогут Клею в поединке с таким монстром, как Санни Листон, больше которого в боксе боялись только молодого Формана, Дюрана и Тайсона.

Загружаю...

Они и не помогли. Помогло другое: великолепная техника и чемпионский характер. В середине первого боя в глаза Кассиусу попала едкая мазь – возможно, умышленно нанесенная на перчатки Листона его командой. Другой бы спасовал, но не этот претендент: Клей отбоксировал полтора раунда на инстинктах, а закончил бой на ударной волне, заставив Листона сдаться в углу.

Матч-реванш был необходим, и он состоялся через год с лишним. На этот раз Санни не продержался и раунда, хотя бой был с душком: не все поверили в то, что нокаут действительно случился, а не был симуляцией.

Популярность

И до Али были боксеры, которые являлись настоящими мегазвездами не только в боксе, но и в спорте вообще: Джон Л. Салливан, Джек Джонсон, Джек Демпси, Джо Луис и Рокки Марчиано – в тяжах, Рэй Робинсон, Хенри Армстронг, Билли Конн, Гэрри Греб – в других весах. Их звездность была природной, но ограничивалась спортом.

Али же стал первым – не только в боксе, но и, пожалуй, в спорте, кто вышел за рамки, став поп-иконой в самом широком смысле этого слова. И он сделал это сам, собрав команду единомышленников, создав образ крикливого хвастуна, на каждом углу кричащего о своем величии, и заставив поверить в этот образ весь мир.

За много лет до Чака Норриса, Али уже «поборол аллигатора, сдавил в тисках кита, приручил молнию, отправил грозу за решетку, убил скалу, повредил камень»…

Загружаю...

Борьба за равноправие чернокожего населения

«Нация ислама», отказ от службы во Вьетнаме, требование монтировать звезду на Аллее Славы в стену, а не на землю, «чтобы ее не топтали те, кто меня не уважает» – все это лишь вехи, отдельные проявления цельной личности Али и его восприятия окружающей действительности.

«Даже Иисус всегда был белым на картинках. <…> Затем я заметил, что все ангелы на картинках были белыми. <…> Так что однажды я спросил маму: «Что будет, когда мы умрём? Мы попадём в рай?», – мировоззрение Али начало формироваться еще в юности, но лишь завоевание одного из самых престижных титулов в мировом спорте помогло Кассиусу обрести трибуну и полномочия вещать с нее.

Лишь Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс (один из главных духовных наставников Али, с которым он порвал, когда Икс ушел от Элайджи Мохаммеда) сделали больше для чернокожей Америки, чем Али, но никто из них – ушедших столь рано – не дал столь продолжительный во времени эффект. Али бросил вызов основам американского самосознания и победил.

Гонорары

Следствием самопиара и самораскрутки, а также и просто раскрутки бокса и развития телевизионных технологий, стала гонка гонораров, развернувшаяся особенно рьяно после возвращения Али в бокс.

Став мегазвездой и начав делать кассу, Али стал основной причина резкого взлета гонораров в середине 70-х годов. Это повышение стало трендом, а после и единственным возможным направлением движения для бокса профессионального. Пока же за один только бой с Джорджем Форманом Али получил 5.5 миллиона долларов – это больше, чем Демпси, Марчиано и Луис за всю карьеру.

Загружаю...

Стиль бокса

Про Али часто говорят, что он уничтожил целое поколение боксеров, старавшихся имитировать его стиль и адаптировать (вернее даже скопировать) его для своих интересов. Но копировать что-то можно только со своего уровня развития, а Али по уровню своего боксерского дарования в какой-то момент надолго и намного опередил современников.

При этом – что в еще большей степени подчеркивает величие Али как спортсмена – он смог меняться, а это уже высшее искусство. В 60-е он мог позволить себе порхать как бабочка и далее по тексту. После возвращения его уникальный стиль развалился: ноги отказывались быть столь быстрыми, как руки, да и те замедлились. Но Мохаммед нашел этому противоядие, сконцентрировавшись на развитии защитных навыков и новой тактике rope-a-dope.

Rumble in the Jungle

Год: 1974

Ни один успех не производит большего впечатления, чем тот, который одержан вопреки мнению окружающих. После катка, которым Джордж Форман раздавил Джо Фрэйзера и Кена Нортона (оба по разу победили и проиграли Али), двух мнений быть не могло: Али должен был быть торжественно казнен Большим Джорджем.

Реальность оказалась волшебнее и проще одновременно: вся огневая мощь, которую Формен бросил на подавление своего оппонента, была самортизирована или отклонена .Сначала Али сломал Джорджа психологически, а затем и внутри ринга.

Загружаю...

Thrilla in Manila

Год: 1975

Участие в именованном поединке – уже достижение, знание того, что как бы лично для тебя не сложился бой, имя твое будет увековечено.

Али принял участие в 3-х таких поединках: «Бое Века (1971 – против Фрэйзера), «Грохоте в джунглях» (1974 – против Формана») и «Триллере в Маниле» (1975 – опять против Фрэйзера).

Именно последний поединок и вошел в историю как истинный претендент на бой века. Он же завершил и трилогию Али и Фрэйзера, подытожив карьеры и достижения обоих, указав их место в истории. И, конечно же, такое лучше увидеть, чем прочитать.

Статистика и достижения

Статистика – математическое обоснование боксерского величия Али. За свою карьеру Мохаммед провел 61 бой, 56 из которых выиграл (37 нокаутом), а еще 5 проиграл.

• Али 5 раз (рекорд) становился лучшим боксером года по версии The Ring (1963, 1972, 1974, 1975 и 1978);

• Али стал первым тяжеловесом, дважды возвращавшим себе чемпионский титул;

• Лучший спортсмен 1974-го года по версии Sports Illustrated, лучший спортсмен 20-го века по версии Sports Illustrated;

• Член Зала боксерской славы (1990 – в первом наборе);

• И множество-множество остального.

Борьба с Паркинсоном

Загружаю...

Последние тридцать с лишним лет не были для Величайшего столь уж радостными. Но даже в тисках суровой и неизлечимой болезни Али оставался собой до самого конца, побеждая болезнь своей собственной жизнью. Мохаммед вел максимально активный образ жизни, даже если активность эта и была больше сидячей. Открытие Олимпиады в Атланте, ведение нескольких благотворительных фондов, участие в телевизионных передачах – Али боролся и побеждал.

«Меня это (Победа Формана в чемпионском бою против Мурера) здорово задело за живое и тоже захотелось вернуться. Но потом наступило утро — пора было выходить на пробежку. Я лёг обратно в постель и сказал: «Ладно, все равно я самый великий».

Фото: REUTERS/Jorge Nunez/File Photo; globallookpress.com/dpa/picture-alliance (2,5,6), imago/Colorsport; Gettyimages.ru/Harry Benson/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/C.Niehaus/Future Image

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Hardcore
Популярные комментарии
Ферданел
В том-то и дело, что он был лучшим, причем не только в спорте, но во многом другом, именно поэтому и останется в истории.
Ответ на комментарий Analjinn
Собственно его урок другим наука - в истории остаются не лучшие, а популярные.
Cactus Jack
Невероятный человек и великолепный боксер. Пускай не во всех аспектах Али был объектом для подражания, но это не отменяет факт его величия. Мой отец всегда им восхищался и я, родившийся уже после завершения его карьеры, всегда относился с большим уважением к Мохаммеду Али. Да что там говорить, для огромного количества людей Али - как родной. И это дорогого стоит.
Рахил Тагиев
если посмотреть его многие инверью как он рассуждает о религии, о доброте, о хорошем отношении к людям и в целом о жизни, то понимаешь, что всякие мейвезеры чемпионы только на ринге. как сказал: Бога не волнует побью ли я Дрейзера или нет, он смотрит сколько я сделаю добрых дел для людей, а мейвезеру задают вопрос почему ты ударил мальчугана таким образом и нокаутировал, хоть он и подло поступил, он ответил - я поступил правильно, вы все дерь..о
Еще 99 комментариев
102 комментария Написать комментарий