«Лестер» - самое крутое место на свете». О чемпионской стратегии «лис» и будущем команды
Всего за один сезон «Лестер» превратился из безнадежного аутсайдера английской Премьер-лиги в команду-мечту. Клуб, который в прошлом сезоне чуть не вылетел в Чемпионшип, обеспечил себе досрочное чемпионство, а его тренера и игроков считают настоящими волшебниками. Еженедельник «Футбол» пообщался на международной конференции Marspo с одним из тех, кто причастен к английскому чуду, - Марком Дэвисом, главой отдела New Business, отвечающим за развитие бренда «Лестера» в мире.
Кардашьян, «Ростов», Лига чемпионов
Вишай Раксриаксорн, владелец национальной сети duty-free магазинов King Power, обладатель огромного состояния в размере 2,9 млрд долларов, приобрел «Лестер» в 2010 году. Тогда команда плелась в середине турнирной таблицы Чемпионшипа. Сумма сделки составляла всего 40 млн фунтов. За 6 лет Раксриаксорн вместе с «лисами» преодолел путь от середняка второй по силе английской лиги до чемпиона Англии, а еще получил от короля Таиланда новую фамилию – Шривадданапрабха (что означает: «Семья, освященная долговременным успехом»). Теперь стоимость «Лестера» оценивается в 150 млн фунтов. Но сам Вишай считает, что обладает настоящим футбольным сокровищем.
Футбольный путеводитель по городам мира
- «Лестер» провел просто феноменальный сезон. Вы сами сильно удивлены?
- Сейчас уже нет. Букмекеры говорили, что у Ким Кардашьян (американская актриса и модель. – Ред.) больше шансов стать президентом США, чем у нас стать чемпионами. В нас верил только Том Хэнкс, который поставил 100 фунтов на победу нашего клуба. И оказался прав!
- Джейми Варди, Рияд Марез и Н’Голо Канте прогремели на весь мир благодаря своей игре. Как вы собираетесь сохранить их в команде?
- Я не занимаюсь этим вопросом. Но мне кажется, мы должны создать такие условия, чтобы игрокам было комфортно выступать за нашу команду, жить в Лестершире. Такова работа не только нашего клуба, но и всех клубов вообще. Но вообще «Лестер» - это самое крутое место на свете.
- Слышали ли вы что-нибудь о «Ростове»? У российского клуба примерно такая же история: заблистали, не имея больших активов и звездных игроков.
- Да, я знаю о «Ростове». Я даже слышал, что одна наша газета писала о вашей команде. Вы знаете, такие команды, такие истории способствуют развитию футбола. Они, безусловно, красят этот вид спорта и могут привлечь внимание зрителей как в России, так и в Англии.
- В интернете много желающих увидеть «Лестер» и «Ростов» в финальном матче Лиги чемпионов. Вы бы этого хотели?
- Сейчас, когда мы пребываем в состоянии эйфории, на ум приходят мысли о «Барселоне», «ПСЖ». При всем уважении, о более слабых соперниках - нет. Но вам я скажу, что было бы интересно сыграть против вашей команды.
- Но вы же понимаете, что в таком матче шансов у «Лестера» не много.
- Ха-ха-ха! Посмотрим-посмотрим!
Китай, «МЮ», женщина-босс
Лидеры среди английских клубов по части маркетинга давно известны: это «Манчестер Юнайтед» (годовой доход - 121,6 млн фунтов), «Челси» (340 млн фунтов), «Манчестер Сити» (351,8 млн фунтов). Успехи «Лестера» в бизнесе скромнее, но все равно внушают уважение. По итогам нынешнего сезона клуб должен заработать порядка 90 млн фунтов – благодаря отчислениям от спонсорских контрактов АПЛ. Но в новом году эта сумма увеличится почти вдвое.
- Вы являетесь руководителем по бизнес-направлениям «Лестера». В чем конкретно заключается ваша работа?
- Я продаю бренд нашей команды, бренд Премьер-лиги. Ну и, да, скоро я буду продавать бренд Лиги чемпионов.
Осветивший путь. Кто стал лучшим игроком сезона в Премьер-лиге
- Вы работали в «Хаддерсфилде», «Ковентри». Как сильно поменялась ваша работа с переходом в «Лестер»?
- Клубы, которые вы перечислили, играют далеко не в английской Премьер-лиге. Они выступают скорее на региональном уровне. Однако там у меня тоже было полно дел. Но они в основном были связаны с продажей билетов, различных товаров – фанатской атрибутики, к примеру.
Изначально «Лестер» находился на том же уровне. Но я работаю в этой команде уже три года. В первый сезон мы выступали не очень хорошо, во втором – вышли в АПЛ, в третьем мы взяли чемпионство! Ну не прекрасно ли это?
- Хорошо. Насколько сильно поменялись ваши задачи с момента выхода «Лестера» в АПЛ?
- Когда «Лестер» добился повышения, то его популярность возросла в разы. Мы самая быстрорастущая команда. Сейчас я и мои коллеги, к примеру, занимаемся поисками спонсоров по всему миру. Для сравнения: раньше нам трудно было найти даже спонсоров из Великобритании.
- Какие именно страны вас интересуют?
- О, таких много. Главными нашими партнерами являются представители из США, ЮАР и Таиланда. Мы налаживаем контакты с Алжиром и Ганой – главным образом потому, что у нас есть игроки этих национальностей. Много внимания уделяем Нигерии. Специально для этой страны придумана развернутая стратегия для работы с ТВ-компаниями. Что касается России, то она является для нас совсем новым рынком, который мы только начали изучать.
- А как же китайцы? Они сотворили главные трансферные сенсации этой зимой.
- Проблема в том, что в Китай уже когда-то пришли «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити». Они работают в этой стране уже 5–10 лет.
- У вас будет преимущество над «Манчестер Юнайтед». Вы-то уже в Лиге чемпионов, а вот они – нет.
- Ха-ха-ха! Это да. В этом «Лестер» круче.
- И все же, считаете ли вы сотрудничество с китайцами выгодным?
- Конечно, мы заинтересованы в сотрудничестве с китайцами. И мы надеемся, что сможем далеко продвинуться на этом рынке. Но опять же, это дело необходимо хорошо продумать. Начинать нужно с чего-то малого. К примеру, мы совсем недавно запустили страничку «Лестера» на китайском языке.
Также мы работаем с китайскими каналами, предлагаем им специальный контент, позаимствованный у YouTube. Но АПЛ контролирует YouTube, поэтому нужно аккуратно заниматься этим делом. В Китае, кстати, больше всех среди зарубежных стран смотрят нашу лигу. В этой стране аудитория насчитывает 137 миллионов человек. Для сравнения: в США – 107 миллионов.
Бывшие соседи. Что стало с конкурентами «Лестера» в борьбе за выживание
- Что поменялось в команде с момента резкого прорыва «Лестера»?
- Возросло количество персонала. Теперь мы занимаемся глобальными сделками, ведем переговоры со страховыми агентствами. «Лестер» стал относиться к клубу традиционных команд Англии. Также особое внимание уделяется лицензированию.
- Лицензированию?
- Существует взаимодействие клуба с регионами на уровне контроля продаж и предоставления прав на использование, к примеру, логотипа, ну, или другой клубной символики. В чем смысл: мы живем в Англии, а кто-то в Китае сидит и использует нас – а мы об этом даже ничего не знаем. Это важно контролировать.
- То есть лицензирование можно считать одним из важнейших пунктов вашей работы?
- Да, это последняя точка развития. Не секрет, что есть компании, которые платят деньги за использование нашего бренда для создания различных видов товаров. Не будем забывать о футбольных школах, которые также могут использовать наше название. Глупо говорить, что только одна картинка поможет привлечь детей в такие школы. Используется опыт компании – за его счет дети в основном и привлекаются в футбольные школы.
- Что еще движет футбольным маркетингом в Англии?
- По моему мнению, спонсорство и мерчендайзинг. Почему? Спонсорство может поднять авторитет клуба. Но, вы знаете, мерчендайзинг – это важнейшая часть нашего бизнеса! Потому что продажа товаров – она сама по себе очень важна. С недавних пор у нас огромное количество болельщиков по всему миру. Большая их часть вряд ли может позволить себе приехать в Лестершир и посетить наш стадион во время домашней игры. Так что нужно сделать как можно больше футболок синего цвета с лисенком на груди.
- Как вам кажется, есть ли в Англии команды, которые посильнее «Лестера» в маркетинговом плане?
- «Манчестер Сити» - безусловно. Когда-то сильнейшим по этому показателю был «Манчестер Юнайтед». Но потом пришел «Манчестер Сити» и стал делать дела лучше. Остальные команды лишь пытаются достичь того же уровня. Пытаются, но делают это по-своему.
- Что конкретно продает департамент маркетинга «Лестера»?
- Четыре вещи: успех, партнерство, нашу историю и наши ценности. Под ценностями я понимаю наши корпоративные ценности.
- По какому принципу вы ищете партнеров?
- Интерес к сотрудничеству должен быть виден у обеих сторон. Должны быть использованы ресурсы по всему миру. У персонала, занимающегося налаживанием контактов, должна быть мотивация к этой работе. Ну и, конечно, нам должны быть доступны выходы на новые рынки.
- В «Лестере» работают женщины. Они занимают ведущие должности в команде. Сьюзан Уилан является генеральным директором команды. Супорнтип Чуангрангси – исполнительный директор клуба. Как они влияют на работу мужского коллектива? Лучше мужчин справляются со своими обязанностями?
- Не думаю, что есть какая-то разница между тем, женщина работает в клубе или мужчина. Сейчас все больше английских команд нанимают женщин на ведущие должности. Причем не только в Англии, но и по всему миру.
Что касается названных вами женщин, то скажу следующее: Сьюзан, мой босс, – она замечательный человек. И, кстати, в «Вест Хэме» работает Каррен Брэйди. Она тоже занимает высокую должность (вице-президент лондонцев. – Ред.) и является великолепным специалистом, прекрасно справляющимся со своими задачами.
- Недавно российская команда «Химки» подписала соглашение с компанией Ethihad? Возможно ли соглашение между «Лестером» и какой-нибудь российской компанией?
- О, я помню, что «Манчестер Юнайтед» как-то подписал контракт с «Аэрофлотом». А почему нет? Мы открыты для всех – были бы достойные предложения.
Я думаю, мы бы смогли помочь российским компаниям. Точнее, мы могли бы быть витриной для них, устойчивой медийной платформой. Чтобы вы понимали, есть бренды алкогольных напитков, казино, букмекерских контор – они-то инвестируют больше деньги в АПЛ.
Письмо «Лестеру». Андрей Вдовин – о том, почему он не рад чемпионству «лис»
Можно сказать, что мы являемся движущим средством для хороших российских компаний: «Газпром», «Аэрофлот». Когда-то об этих компаниях мало что знали. Но сейчас каждый англичанин знает, что такое «Газпром». Так что, да, мы можем пойти на сотрудничество. Важен лишь факт переговоров.
Помимо крутых результатов на футбольном поле, у «Лестера» очень эффективная пиар-кампания. Только один твит о чемпионстве от официального аккаунта клуба собрал больше 400 тысяч ретвитов – он стал одним из самых популярных постов в истории социальной сети. Лис Филберт, талисман «Лестера», подписал контракт с Puma, чтобы рекламировать обувь бренда. А сами футболисты прославляют свой клуб даже тим-билдингом: наряжаются в костюмы черепашек ниндзя, Бэтмена и Робина, Железного Человека и отправляются в Копенгаген, чтобы просто попить пива в столице Дании.
- Вы говорили, что «Лестеру» необходимо развивать социальные сети.
- Да, и мы над этим активно работаем. Посмотрите, этот сезон принес нам немало фолловеров на страничках в Facebook и в Twitter. До начала нынешнего сезона у нас было 55 тысяч подписчиков в фейсбуке. Сейчас – больше 4 миллионов. В твиттере тоже немало фолловеров – около 30 тысяч. Сейчас «Лестер» занимает седьмое место среди команд АПЛ по активности в социальных сетях. Помимо этого важно заниматься сайтом команды. На данный момент у нас посещаемость 1,5 миллиона людей в месяц.
- Год назад «Манчестер Юнайтед» вместе с Chevrolet запустили прикольную программку: вставляешь свою фотографию, и появляется ролик, где ты – главная звезда «МЮ». От «Лестера» можно ожидать чего-нибудь подобного?
- Да, конечно! У нас есть парочка идей. И, кстати, такие ходы реально действуют.
- Что скажете о гениальных видео Кристиана Фукса? Дают ли они что-нибудь «Лестеру»?
- Ха-ха-ха! Кристиан – сумасшедший парень! Не знаю ничего насчет конкретной пользы. Но, мне кажется, его видео подогревают интерес к нашей команде.
- Практически у всех команд АПЛ есть знаменитые болельщики. У «Манчестер Юнайтед» - это Усэйн Болт. У «Манчестер Сити» - Ноэль Гэллахер. У вас – Kasabian. Помогают ли они продвигать бренд «Лестера»?
- Ну да. Потому что много людей слушают их музыку. И многие знают, что они поддерживают «Лестер». Они очень часто посещают матчи, постоянно говорят о нас на радио. Думаю, если «Лестер» сумеет выиграть Премьер-лигу, то именно эти ребята будут стоять в первых рядах и плакать от счастья. Кстати, 28 мая они впервые дадут концерт на нашем стадионе.
- В России был случай, когда недовольные болельщики приезжали на базу с пейнтбольными ружьями и на повышенных тонах беседовали с игроками. Возможно ли это в Англии?
- Нет. Такое в Англии вряд ли произойдет. И это в общем-то сильная сторона нашего футбола. Посмотрите, что творится в Италии: там же тоже бывает беспредел. У нас в этом плане поспокойнее.
- Вы говорите, что у вас стопроцентная посещаемость. Недавно вспыхнул скандал с резким увеличением цен на билеты. Что вы планируете с этим делать?
- Посещаемость хорошая – это правда. Мы продали все 23 тысячи абонементов, стадион заполняется в каждом матче. Победа в чемпионате никак не повлияет на цены: они и не упадут, и не поднимутся. Хотя, вы знаете, цены не меняются уже на протяжении трех сезонов.
- На вашем сайте продают разную продукцию. Можно найти гели для душа, духи, туалетную воду. Зачем? Неужели все это пользуется большим спросом?
- Ну, все болельщики разные. К примеру, фанатам из Таиланда нужны другие, не продающиеся в Англии товары. Поэтому необходимо постоянно отслеживать их рынок. Весь рынок вообще.
По наглой рыжей морде. Как «Лестер» и Клаудио Раньери нашли друг друга
- В Германии «Аугсбург» выпустил детские соски со своим лого. «Лестеру» слабо продавать такие вещи?
- Если мы еще не начали этого делать, то просто обязаны! Я считаю, что каждый родитель - болельщик «Лестера» должен сделать, чтобы его ребенок тоже был в тренде. И чем раньше ребенку привьют любовь к нашей команде, тем лучше!
Текст: Илья Егоров
Фото: еженедельник «Футбол», Global Look Press
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru