Деньги на ветер. Почему массовая закупка звезд одним российским клубом является злом

Халк, Дзюба, Широков или кто-то еще способны увеличить число зрителей на трибунах вашей команды? Блог ZDK, изучив историю последних громких покупок, приходит к выводу, что многомиллионные трансферы без других усилий - деньги на ветер. И за оптовой закупкой неизбежно следует "обвал".

- С такими игроками, как Халк и Витсель, они должны дойти, как минимум, до финала Лиги чемпионов.Валерий Газзаев в интервью газете «Советский спорт» о покупке футболистов питерским «Зенитом». 2012 год.

Начиная с 2008 года, который стал «золотым» для российского футбола, в Премьер-Лиге трижды возникали случаи массовой покупки дорогих игроков минимум одной командой. По задумке руководства, это делалось для улучшения результатов, ну и для привлечения новых зрителей на стадион. На деле же все выходило все совсем иначе. И неизбежно за массовым усилением начинался спад и падение.

Загружаю...

В сезоне 2011/2012 и 2012/2013 активничал махачкалинский «Анжи». Летом 2012 года более 100 миллионов евро, по данным портала transfermarkt.de, потратил питерский «Зенит». Ну и наконец в лето 2013 года массовую закупку звезд провело столичное «Динамо». Что это дало каждому из клубов?

«Анжи» смог подняться с 11 места по итогам сезона 2010 на третью строчку по итогам чемпионата России 2012/2013 годов, но уже на следующий год занял последнее место в Премьер-Лиге. «Зенит» так и оставил за собой 2 место в турнирной таблице первенства страны, проиграв гонку за «золото» московскому ЦСКА. «Динамо» же разменяло 7 место на четвертое, но потом пострадало из-за своих огромных трат.

Большая трата денег на дорогостоящих игроков никак не смогла привлечь на трибуны новых зрителей. Так, питерский «Зенит» в 2010 году в своем «чемпионском» сезоне хвастался посещаемостью в 20 622 человека. Ну а потом цифры стали падать. 19 688 в следующем чемпионате, а потом и вовсе 16 916 (были случаи проведения «матча без зрителей» в качестве наказания). 

В Санкт-Петербурге ждут окончания строительства нового стадиона, который возводится к чемпионату мира по футболу 2018 года. И тогда цифры посещаемости могут пойти ввысь.

Довольно интересной является картина с московским «Динамо» и махачкалинским «Анжи». Каждый из этих клубов удивителен по-своему.

Для столичных динамовцев с 2009 года домашней ареной является стадион «Арена Химки». И как бы ни старались футболисты с результатами, трибуны на их играх далеко не всегда заполняются. Как раз напротив, у «Динамо» возникает весьма интересная картина. Команда не пользуется популярностью на домашних играх - туда приходят в среднем по 7-7,5 тысяч человек. Но зато посещаемость выездных матчей москвичей вот уже шесть лет выше, чем игр дома.

Загружаю...

Когда же летом 2013 года «Динамо» перекупило большинство игроков «Анжи», то показатель и вовсе стал интересным. В сезоне 2013/2014 на домашних поединках столичного клуба в Химках в среднем было по 7 826 человек, тогда как на выезде на «Динамо» приходили посмотреть по 11 860 зрителей. Так что же выходит? Получается, что ведущие клубы России, покупая дорогих игроков, увеличивают свою популярность в регионах.

К слову, летом 2015 года грянул громкий скандал. У московского «Динамо», который массово скупил всех игроков у «Анжи» пару лет назад, нашлась дыра в бюджете в 267 миллионов евро за три года. В наказание за такие траты клуб исключили из Лиги Европы, поскольку в европейских клубных турнирах уже несколько лет действует правило «финансового фейр-плей».

Показательна история махачкалинского «Анжи». В 2010 году это был достаточно скромный клуб в масштабах Премьер-Лиги. В том сезоне он занял 11 место, но зимой после окончания чемпионата в клуб пошли финансовые вливания от Сулеймана Керимова, в «Анжи» появились такие игроки как Юрий Жирков, Роберто Карлос, Самуэль Это'О. И что же поменялось? На «Анжи» стали еще лучше ходить по всей России. Для сравнения - в 2010 году средняя посещаемость выездных встреч дагестанского клуба составляла 9 498 человек. Ну а по итогам сезона махачкалинцы стали намного популярнее - 16 510. Для сравнения, постепенно топовые цифры дагестанской клубы сошли на нет и 9 домашних матчей этого сезона в среднем посещали 11 475 человек.

Роль своеобразной «гастрольной труппы» выполняют три московские футбольные команды. Для примера - у ЦСКА в прошлом сезоне на домашних играх были по 8 967 человек, тогда как на выезде 13 463. «Динамо» - 7336 против 11 825. «Локомотив» - 8 822 против 14 816. В Москве на них не особо ходят, но вот в регионах болельщики с охотой смотрят на игру своей команды против столичного клуба. Иногда, бывает, даже победной игры против московской команды.

Загружаю...

Свою роль в этом плане играет и тот факт, что «Динамо» и ЦСКА домашние поединки проводят на стадионе «Арена Химки», которая находится за чертой города. Но у обеих команд в ближайшее время должны появиться свои арены в черте Москвы. ЦСКА строит собственный стадион, а «Динамо» - реконструирует старый в Петровском парке. Новые арены могут помочь вернуть зрителей обратно на домашние игры, но и тут еще предстоит осознанно работать. Ведь даже тот же «Локомотив» при действующей добротной домашней арене улучшении результатов по итогам сезона, выходу в еврокубки может потерять зрителей на домашних матчах.

Минувшей зимой самым-самым усилением отметился питерский "Зенит". Всего за один год в составе команды Андре Виллаша-Боаша появились Артем Дзюба, Юрий Жирков, Александр Кокорин - номинально топовые российские звезды.

Питерцы - первый кандидат на то, чтобы "обвалиться" в ближайшее время?

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
ZДК
Популярные комментарии
Nightfall
Как же автору хочется притянуть за уши разрозненные факты к своему выводу :)) Безусловно, на матчи команд с именем и звездами ходят больше (кто бы сомневался), тупое вливание бабок не приводит ни к чему хорошему (не только в футболе), а средняя посещаемость естественно сильно уменьшится, если на матч просто нереально попасть (а этот матч учитывать в статистике). Но собирать все эти факты в кучу и говорить, что инвестиции в футбол - зло, весьма странно. Про посещаемость. У всех команд она вырастет после ввода новых стадионов и с большой вероятностью перекроет показатели гостевых матчей. На Петровский при всём желании сейчас не влезет большее 22 000, даже если приедет Барселона. На ЦСКА и Динамо наверняка будет ходить больше людей, когда стадионы будут в Москве, а не Химках, до которых не сильно радостно добираться. Если, конечно, нынешний не слишком компетентный менеджмент Динамо не угробит команду окончательно.
FUFAYKIN
Ради интереса, можно было бы для сравнения привести среднюю посещаемость матчей "Спартака".
Samir Gabidov
Надо просто уметь работать со звездами и нужен авторитетный тренер для таких игроков.
3 комментария Написать комментарий