Михаил Алешин: «Попадание в «Формулу-1» на 50 процентов зависит от таланта, и еще на 50 – от бюджета»
Михаил Алешин приехал в Турцию проведет уик-энд в GP3 по просьбе босса своей команды в «Мировой серии» Тревора Карлина. Это интервью еще из предгоночного Монако. Там он финишировал вторым и сохранил лидерство в чемпионате. Так что с тех пор мало что изменилось. Разве что Миша дочитал «Раковый корпус» Солженицына.
Миш, блестящее начало сезона: две победы, лидерство в чемпионате. Сам ожидал, что старт получится настолько сильным?
Все время ожидаешь худшего, но надеешься на лучшее. Когда работаешь, особенно не думаешь о том, что получится. Мы очень много работали в межсезонье, и это дало результат. Да, старт получился хорошим, но я бы не сказал, что он был легким. Да, у меня больше опыта по сравнению с другими пилотами здесь наверное, только у Дани Мове столько же сезонов в «Мировой серии», но важнее всего количество не проведенных гонок, а тестов. Важно время, которое ты проводишь за рулем вне соревнований. И вот с этим временем у меня всегда были проблемы. На сей же раз, в этом плане все было чуть лучше, чем обычно.
Когда ты уходил в «Формулу-2» поговаривали, что я одна из причин была в том, что «Карлин» стал чуть слабее
Нет, в «Формулу-2» мы перешли исключительно из соображений логики. Во-первых, как нам тогда представлялось, машина должна была быть чуть более удачной, чем она в результате получилась. Во-вторых, конечно, там вменяемый бюджет это хорошо для спонсоров. И плюс более плотная работа с прессой, лучше ситуация с телевидением. Если честно, то «Мировая серия» очень сильно проигрывает в этом отношении. Взять, к примеру, сайт. Он же неделями не обновляется!
Сейчас там итоги прошлого сезона еще висят
В общем, непонятно, кто этим занимается... Конечно, в этом отношении «Мировая серия» уступает. Но в этом году, скажем, ее показывает «Евроспорт» есть трансляции у нас в стране. И отчасти поэтому мы решили попытать здесь счастье вновь. Я не считаю, что переход в «Формулу-2» был ошибкой. Единственное, от машины ожидал все-таки большего. Но в остальном чего ждали, то и получили. Для меня это был очень важный сезон я научился выжимать максимум из машины.
Давай поговорим про первые гонки сезона. Как вообще в таких условиях, какие были в Арагоне, можно что-то рассмотреть? С он-борда впечатление такое, что вы вообще гонялись под водой
Увидеть что-то можно только в том случае, если едешь первым. Конечно, перед стартом я не знал, что дождь усилится до начала все было более или менее нормально, но в любом случае понимал, что даже при таком раскладе будет очень тяжело ехать вторым или третьим. И в том числе благодаря этому пониманию мне удалось обойти Даниэля Риккиардо на старте. Конечно, он пытался потом атаковать, но ему было уже намного сложнее, чем мне. Когда соперников нет все нормально. Да, попадает вода под забрало. Да, стекло потеет. Но это мелочи. Ехать позади совсем другое дело. В Спа у меня была такая ситуация. Не удалось нормально проехать квалификацию, стартовал девятым, и в гонке ориентировался только по белой полосе с краю. Сложно на торможениях: нажмешь на педаль чуть раньше в тебя кто-нибудь приедет, позже сам кого-нибудь догонишь. Есть трассы, где как в Спа повешены таблички с указанием количества метров до поворота. Но их все равно очень плохо видно. Увидел что-то такое мелькнуло думаешь: «Да, наверное, табличка», тормозишь. Не видно вообще ничего. Но при этом надо ехать. Причем не на дачу с друзьями, а под три сотни в час. И задача не просто не убраться и никого не убить, а еще и первым приехать по возможности.
В зеркала реально что-то увидеть?
Вообще ничего. В Арагоне у меня была проблема не работало еще и радио. Плюс боксы у нас были очень близко к первому повороту, и я не видел доску. Ее мне показывали очень близко к повороту, как раз на точке торможения. Ну не на доску же мне смотреть. Поэтому всю гонки не было вообще никакой информации ни сколько еще ехать, ни нет ли кого сзади. И в зеркалах ничего не видно. Сложно.
В Спа удивительная история случилась у Брендона Хартли, который преследовал тебя в той гонке, что ты выиграл. У него закончилось топливо кругов за восемь по-моему до финиша. У тебя такое когда-нибудь случалось?
Конечно. Да, до сих пор случается. В том же Спа инженер что-то перепутал, залили топлива больше чем нужно во время одной из тренировок. И не могли понять, почему у нас пятое время. Вес очень сильно влияет. А у него вообще разница была килограмм двадцать.
Ты с ним не разговаривал после этого? Он понимал, что он как-то нереально быстр?
А как ты можешь это понимать? Если у тебя все хорошо, ты просто начинаешь верить, что ты Шумахер. Естественно, он был не слишком доволен. Инженеры потом, кстати, не хотели признавать ошибку. Говорили сломалось что-то.
Сейчас у тебя две победы, ты лидер чемпионата. Уже задумываешься о том, что дальше? Понятно, что цель в этом году титул. А потом куда? В GP2?
Точно не в GP2. Какой смысл? Да, там машины побыстрее немножко. Но я там уже гонялся. Первым из наших соотечественников набрал очки. Не скажу что это какой-то принципиально другой класс. «Формула-2», например, медленнее «Мировой серии». «Мировая серия» чуть медленнее GP2. Но принцип один и тот же. Это большие машины с большими колесами, большим весом и большой мощностью. Все нацелено на то, чтобы готовить тебя к «Формуле-1». Лично для меня GP2 не представляет никакого интереса. А самое главное GP2 не представляет интереса для спонсоров. Это стоит колоссальных денег. При этом отдача нулевая. Ее тоже показывают по «Евроспорту»
По-моему, даже нет.
Разве? Ну, тем более. Факт в том, что машина практически такая же. И спонсорам объяснить, почему такая разница в цене, просто невозможно. Я и сам это не слишком хорошо понимаю. Там у тебя есть шесть дней тестов перед каждым сезоном это еще если денег на них хватит и полчаса тренировок перед каждой квалификацией. Одна квалификация, две гонки и все. Если посчитать суммарное количество времени, которое ты проводишь в машине это вообще ничто. Ничему особенному там не учат.
То есть фактически ты платишь за то, чтобы быть рядом с паддоком «Формулы-1»?
Да, безусловно. За престиж. А я предпочитаю тратить деньги спонсоров не на престиж, а на достижение конечного результата.
Но статистика свидетельствует в «Формуле-1» сейчас половина пилотов из GP2
Это легко объяснимо. Так происходит не из-за какого-то там прирожденного таланта тех или иных пилотов. Понимаешь, для того, чтобы гоняться в GP2, тебе нужен очень хороший спонсор. Ни для кого не секрет, что большинство спонсоров гонщиков в GP2 это папы. Это семейные деньги. В «Мировой серии» ситуация иная. Тут таких примерно половина. Но остальные это профессиональные гонщики, за выступления которых платят спонсоры. «Ред Булл», «Рено». Ты задумывался почему в GP2 сейчас нет гонщиков, которых поддерживают «Ред Булл» или «Рено»? Просто они понимают, что это безумные деньги, оно того не стоит. В GP2 хороший автомобиль, мне он очень нравится, но, если честно, принципиальных отличий от «Мировой серии» я не нашел.
Но ведь за последние годы в «Формулу-1» из «Мировой серии» перешел только Феттель. Ну и еще Хайме потом
Опять же Про Хайме. Если у тебя есть финансовые возможности, ты можешь попасть куда угодно и откуда угодно. Конечно, нужен талант. Никто с тобой и разговаривать не будет, если ты не будешь быстрым. Но в GP2 и «Мировой серии» медленных просто нет. Когда Хайме перешел в «Формулу-1», он занимал в нашем чемпионате одиннадцатое место. Так что, я думаю, абсолютно неважно, где ты едешь в «Мировой серии» или GP2. В «Формулу-1» отсюда попал Кубица. Тот же Феттель. Достаточно серьезные люди, да? Смысл в том, что те, кто может позволить себе гоняться в GP2 Скажем так, у них больше возможностей найти средства и на «Формулу 1».
Титул в этом сезоне поможет тебе найти бюджет на «Формулу-1»?
Конечно, поможет. Но, в том числе и на своем опыте, я понял, что титул это абсолютно не главное. Может быть, это главное для меня. Но, увы, не для команд «Формулы-1». Они хотят получить быстрого пилота, с которым могли бы зарабатывать постоянно хорошие очки, но им нужны и деньги. Я бы сказал, попадание в «Формулу-1» это: 50 процентов талант, и еще 50 бюджет. Конечно, если ты супергонщик, цифры несколько другие. Но схема та же. Бесплатно тебя никто в «Формулу-1» не посадит. Шумахер за свою первую гонку тоже платил.
Но есть разные виды спонсорства. Это либо папа, либо крупная компания, которая тебя поддерживает
Если ты приносишь деньги в мешке, ставишь их на стол, команду уже не интересует, откуда эти деньги папа их тебе дал или не папа
Но есть ведь разница для самих гонщиков. Одни пилоты своими результатами добиваются того, что попадают в программу поддержки крупной компании, другие в 12 лет встречают Рона Денниса. А третьи так и приходят в «Формулу 1» с папой. Причем, зачастую они не менее талантливы
Можно встретить кого угодно и попасть в какую угодно программу поддержки. Но, поверь мне, не программа поддержки позволила Хайме Альгерсуари попасть в «Формулу-1». Это, я думаю, известно всем. Программа поддержки это просто плюс к твоим собственным средствам. Только программа поддержки полностью твои выступления не обеспечит. Всем нужен бюджет извне. То есть, допустим, «Ред Булл» не обеспечит тебе 100 процентов попадания в «Формулу-1». Они никуда не посадят тебя абсолютно бесплатно. К сожалению, это так. И их тоже можно понять. Бюджеты в автомобильном спорте огромные. Они просто не могут себе этого позволить. Так что, конечно, для меня в этом году основная задача побеждать. Но так же важно искать финансовые возможности для того, чтобы перейти затем в «Формулу-1». Так уж получилось, что это очень важный фактор.
Долгое время тебя считали самым обеспеченным гонщиком России в финансовом плане
Зря считали.
Тем не менее. У тебя на машине были логотипы двух крупных компаний. Что произошло перед началом этого сезона? Как ты, скажем, узнал, что программа «Ред Булл» сокращается, и тебе в ней больше нет места?
Я прекрасно знал, что программа будет сокращаться еще до того, как об этом было объявлено. Я вообще был удивлен, что они мне еще предложили кое-какой вариант. Он просто не совсем мне подошел, и я отказался. Мы решили без всяких скандалов и ссор пока разойтись. В принципе, я все понимаю в программе было очень много пилотов. Единственное, для меня до сих пор загадка Можно понять, почему им не понравилось мое выступление в «Формуле-2». Но вот почему они Роберту Уикенсу ничего не предложили? Я предполагал, что из тех, кто выступал в «Формуле-2» первым отсеют Мирко Бортолотти для меня это казалось естественно. Второго меня. Уикенса, я думал, оставят исходя из его результатов. А получилось, что сначала отсеяли именно его. Потом начали со мной вести переговоры, которые в итоге ни к чему не привели, а Бортолотти посадили на тесты в «Формулу-1». Вот такая история По логике любой бы человек посадил в «Формулу-1» Уикенса. Но посадили того, кого посадили. Как это объяснить?
Видимо есть какое-то объяснение
Да, видимо, есть. И заключается оно отнюдь не в спортивных результатах И все же спонсоры очень важны. Я благодарен и «Ред Булл» и «Лукойлу» за их поддержку. Без них я бы не стал тем, кем я стал, не набрался бы такого опыта. Опять же никто не говорил, что это сотрудничество прекратилось навсегда.
Новых спонсоров быстро удалось найти?
Конечно, нет. Когда стала ясна ситуация, мы начали вести работу в этом направлении. И заключили контракты с двумя компаниями это «Газпромбанк» и «Кордиант». Сейчас я участник новой программы поддержки молодых пилотов, которая создана при поддержке «Газпромбанка». «Наша формула» называется. В ней я и еще четыре пилота, которые пока гоняются в картинге на самом высоком уровне в Европе. Со следующего года посадим кого-нибудь в младшую формулу. Будем помогать молодым.
PS. К слову. Сайт «Мировой серии» все-таки обновился