Группа Б. Легендарная группа смерти
2 мая 1986 года, Корсика. 29-летний финский пилот Хенри Тойвонен, несмотря на плохое самочувствие, уверенно мчался на своём Lancia Delta S4 по узким и хитрым дорогам Корсики, побеждая в одном этапе за другим. Триумф был близок, но один несчастный поворот изменил всё. Пилот потерял контроль над сверхмощным Lancia, автомобиль вылетел с трассы, врезался в дерево и мгновенно загорелся. Тойвонен и его штурман Серджио Кресто даже не успели выбраться из машины и сгорели заживо. За считанные минуты от автомобиля остался лишь обгорелый каркас. Трагедия поставила жирный крест на ралли Группы Б, который с блеском зародился лишь пятью годами ранее...
***
80-е не зря считают золотым периодом во многих сферах. Мир тогда стремительно менялся, наблюдал за многочисленными инновациями и прорывами. Подобное случилось и в мире ралли, которое на конец 70-х переживал не самые лучшие времена. Как это часто бывает, трудности помогли включить воображение и серьезно подумать над тем, как сделать этот спорт более увлекательным и популярным. Президент Международной федерации автоспорта (FIA, тогда FISA –
Тем не менее, идею о полноприводных автомобилях конструкторы не сразу приняли на ура. Некоторые автоконцерны воспринимали такой либерализм, как угрозу своим интересам. Правила игры кардинально менялись. Но раз уж им была дана практически полная свобода, то вскоре конструкторы немецкого автоконцерна Audi решили проверить, на что способен этот полноприводный зверь. Результат потряс всех. Финский автогонщик Ханну Миккола, перешедший в начале 1981 года в стан Audi, сумел показать новый автомобиль во всей красе и его Audi
«Правила в Группе Б были очень недальновидными. FIA не предвидела прихода Quattro. Эта была самая сумасшедшая и дикая эпоха в истории ралли. Среда осталась той же, но инженеры находили всё новые способы, как сделать автомобили быстрее. Это было безумие. Мы ждали, когда кто-нибудь погибнет. Всё сводилось к тому, что победителя определяло не столько его мастерство, сколько его бесстрашие. Кто был готов рискнуть всем, тот и побеждал», – вспоминает ралли-фотограф Рейнард Кляйн.
Группа Б вскоре развила свой неповторимый шарм и очень стремительно набирала популярность, которая в скором будущем приблизилась к Формуле-1. Это толкало автоконцерны на более серьезные затраты и вложение в развитие технологий. Не все были рады этому. К примеру, Ford сталкивались с финансовыми проблемами, и изначально американский концерн воспринимал все
Пока в кабинетах FIA происходили споры между чиновниками и представителями команд об окончательном варианте регламента, который переживал разные коррекции с 1980-го по 1983-й год, в ралли борьбу за Кубок конструкторов вели Audi, Lancia и Opel. Когда в мае 1982 года FIA обещала руководителям команд, что регламент, который вступит в силу с 1 января 1983 года, в ближайшие пять лет больше не будет повергнут изменениям, борьба обострилась и взяла новые обороты. Автоконцерны начали бурную «гонку вооружения». Вскоре в гонку включился
Французский «малыш», несмотря на свой скромный визуальный облик, сразу же показал зубы главным конкурентам. Peugeot с блеском выступал в самый разгар и пик Группы Б, выиграв в зачете конструкторов два года подряд (1985, 1986). Инженеры и конструкторы в те годы довели технические возможности болидов до запредельной точки. Группа Б превратилась в настоящее безумие. Смертельный наркотик для пилотов и болельщиков. Болиды становились всё быстрее, пилотам было всё труднее совладать с этими железными монстрами, и запах смерти постоянно
«Ралли достигли той точки, в которой ограничение скорости решает гонку. Если для пилотов всё идет хорошо, разница на каждом этапе составляет не более 2-3 секунд. Что означает, что судья – это не машина, резина или сам пилот – это дорога. Они не могут ехать быстрее!» – в 1986-м году признал Морис Гаслар, руководитель раллийной программы Michelin.
Они действительно не могли ехать быстрее... Трагедия была лишь вопросом времени, и тут дело не только в невероятной мощи болидов. Группа Б вызывала небывалый ажиотаж. Болельщики заполняли обочины трасс везде, где это только было возможно. Для них это был шоу, сравнимый с бегами быков в Памплоне. Ладно бы они просто наблюдали за гонкой. Болельщики ловили адреналин и часто толпой выбегали на середину дороги, освободив ее для болида лишь в последний момент. И никто этого не запрещал, меры безопасности для организаторов были лишь пустым звуком. Внимание на это безумие обратили уже тогда, когда было слишком поздно.
До гибели талантливого и бесстрашного Хенри Тойвонена, Группа Б повидала еще несколько аварий с летальным исходом. В 1985-м в страшной аварии погиб пилот Аттилио Беттега на своей Lancia. В 1986-м году на ралли Португалии Ford RS200 вылетел на полном ходу с трассы прямо в толпу болельщиков. Молодой пилот просто не совладал с болидом после того, как ему пришлось сделать лишнее движение из-за болельщика, который не сумел вовремя освободить дорогу. В результате трое зрителей погибли и десятки получили травмы различной степени тяжести. Смерть дождалась своего выхода…
Материал из журнала Rytai. | ЯНВАРЬ 2016
Для более удобного просмотра на смартфонах и планшетах, советуем скачать приложение Issuu | iOS | Android | PDF
Rytai. в социальных сетях | Vkontakte | Facebook | Twitter | YouTube