Ледовая палитра Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина: от «Чаплина» до «Половецких плясок»

6 января 1960 года  в Москве родилась Наталья Филимоновна Бестемьянова, заслуженный мастер спорта СССР.

В фигурное катание она пришла в 5-летнем возрасте, а ее первым тренером была Антонина Ивановна Карцева. Вот что вспоминает сама Наталья о своих первых шагах в спорте: "Меня записали в фигурное катание из-за слабой ноги. В четыре года мне вырезали опухоль из-под колена. Врачи предупредили родителей, что, если мне не сделать операцию в детстве, я, когда вырасту, ходить буду плохо. Как бы я потом ходила - неизвестно, но из больницы я вышла хромой.

Загружаю...

Наташа Бестемьянова. Середина 1960-х гг.

 (...) Накануне моего пятилетия - я родилась шестого января - папа и мама купили мне коньки и ботинки и повезли в Лужники, в оздоровительную секцию. Опробовать коньки на домашнем катке мне не дали, видимо решили, что я сразу встану и поеду. Мы, как там выяснилось, опоздали, все дети уже катались, к тому же они были старше меня, шестилетки, - пропасть в этом возрасте.

Тренер сказал: "Пусть девочка покажет, что умеет". Я гордо вышла, ничуть не сомневаясь, что закружусь сейчас, как мой кумир, тогдашняя чемпионка мира Людмила Белоусова, и...даже не упала, рухнула. Еще лежа, я заявила, что заниматься здесь не желаю. Но тренер отвел мне месяц испытательного срока: если догоню ребят - оставят, нет - придется записываться осенью.

Моя спортивная карьера увядала, не успев расцвести. Но мама, похоже, поставила перед собой цель, чтобы я не только не хромала, но и стала фигуристкой. Кто-то ей посоветовал: чтобы научиться хорошо стоять на коньках, я должна ходить на них по резине. От этих упражнений болели ноги и кататься уже совершенно не хотелось: "Мама, я все буду кушать, только сними с меня эти ботинки".

Несмотря на мои мольбы и то, что, конечно, родители меня очень жалели, папа по-прежнему заливал и чистил домашний каток, а мама заставляла заниматься. За месяц она научила меня делать "елочку", "пистолетик", "цаплю" и "ласточку". Сама все это продемонстрировать она не могла, но внимательно следила, как учат других детей. Так что азам меня выучила мама, хотя и я оказалась не без способностей, быстро схватывала.

Через месяц в Лужниках меня поставили в середину группы, прошел еще месяц - я уже стояла первой. Мне так понравилось (и с тех пор всегда нравилось) считаться лучшей, что в своей группе я соперников уже не имела.

Загружаю...

Через три года - мне уже шел восьмой год - Антонина Ивановна Карцева, тренер не оздоровительной, а настоящей спортивной секции, взяла к себе двух девочек - мою подругу Люду Кружалину и меня. Я так старалась, что меня невозможно было не отметить. Группа Антонины Ивановны называлась "Школа высшего спортивного мастерства". Как я гордилась этим названием!" (Н.Бестемьянова, И.Бобрин, А.Букин, "Пара, в которой трое", М., изд-во "Вагриус", 2001).

В 15 лет Наталья попала в группу известного специалиста Эдуарда Георгиевича Плинера. Под его руководством она выиграла чемпионат СССР среди юниоров и Кубок СССР 1976 г. в одиночном катании. Уже как одиночница она ярко проявляла свой талант к импровизациии и к актерскому перевоплощению, особенно в показательных выступлениях, что привлекло к ней внимание Татьяны Анатольевны Тарасовой, которая загорелась идеей сделать из рыжей девчушки высококлассную танцовщицу.

Так, начиная с 1977 г. Наталья стала тренироваться у Тарасовой, которая поставила ее в танцевальную пару.

Ее партнер, Андрей Анатольевич Букин, тоже москвич по рождению, появился на свет 10 июня 1957 г. Он встал на коньки в 7 лет и начал заниматься фигурным катанием в клубе ЦСКА. В 10 лет он начал осваивать танцы на льду под руководством тренера Анатолия Ивановича Петухова.

Андрюша Букин. 1958 год

В 1969 г. он перешел в группу Надежды Степановны Широковой и встал в пару с Ольгой Абанкиной, с которой дважды становился чемпионом СССР среди юниоров. Однако вскоре Ольга показалась бесперспективной руководству федерации ФК СССР, и Андрею предложили сменить партнершу. Тогда Букин решил закончить занятия фигурным катанием, поскольку с Ольгой его уже связывали романические отношения, и он не видел для себя другой партнерши.

Загружаю...

Ольга Абанкина и Андрей Букин. Вторая половина 1970-х гг. 

Но добровольное отлучение от спорта продлилось недолго: его пригласила тренироваться Татьяна Анатольевна Тарасова, хотя на тот момент она еще не нашла ему партнершу. А в январе 1977 г. она предложила ему тренироваться с Натальей Бестемьяновой.

Вот как сама Тарасова вспоминает об образовании нового дуэта: «Букина я к себе в группу взяла без долгих напутствий, раздумий, сказав что-то вроде: «Ладно, раскатывайся пока, через три дня я тебе что-нибудь скажу». Через три дня я улетела. Он продолжал ходить каждый день тренироваться. Вернувшись в Москву, я стала собираться в Томск, захватив с собой и Букина.

Вдруг в Томске я обратила внимание, что у меня катается ну просто замечательный мальчик с грустными, доверчивыми глазами и катается печально в полном одиночестве, но мне некогда было подумать о партнерше для него. Он же регулярно деликатно спрашивал: «Татьяна Анатольевна, может, партнершу какую-нибудь возьмем?» — «Возьмем, возьмем, — бодро отвечала я, — приедем в Москву и возьмем».

Однако и в Москве никого не взяли, а вот в Северодонецке, где мы встречались на тренировках с одиночниками, я увидела грустную Наташу, стоящую у бортика, и послала к ней на переговоры Андрея. Он что-то пробубнил ей около борта, она не ответила ни «да» ни «нет». На следующий день, проходя случайно мимо как раз в тот момент, когда она безуспешно разучивала тройной прыжок и все время падала, сказала: «Нечего биться, переходи-ка в танцы». Она пришла... через полгода.

Загружаю...

Начало совместного пути... 1978 (?) г.

 Андрей уже потерял всякую надежду найти партнершу и был готов танцевать в паре с кем угодно. Но с «кем угодно» ему как раз танцевать не годилось. Он заслуживал большего. Когда Букин, наконец, привел Наташу на СЮП, она чуть слышно пробормотала, что хочет у меня заниматься, но не может бросить своего тренера. Эти ее слова меня сразу подкупили. Меня поразило глубокое понимание отношений с тренером. Наташа пережила нелегкий разговор с Плинером, беседовала с ним и я. Он понимал, другого пути у Бестемьяновой в спорте нет, но расставался с ней нелегко. С учениками всегда расставаться больно.

Я дала ребятам задания: Андрей должен научить Наташу танцевальным позициям, сама же уехала на соревнования. А когда вернулась, поняла, что у меня появилась великолепная пара.  

То, что из Бестемьяновой и Букина вырастет чемпионский дуэт, сомнений у меня не вызывало. Такие минуты в жизни тренера тоже бывают нечасто. На следующий же день, забыв обо всех (все — это Моисеева, Миненков, Роднина и Зайцев), я схватила первую попавшуюся мне музыку и начала ставить новой паре показательный танец. Это основное проявление моего восторга, когда я вожусь с кем-то одним и не обращаю уже внимания на остальных.

Загружаю...

 Я была уверена, что их возьмут на первенство Европы и мира в том же, 1978 году. У Бестемьяновой и Букина получилась замечательная программа. Как жалко, что живут программы всего год и ту, первую, так никто толком и не видел. Я все же оставила из первой их композиции пробежку в будущем показательном выступлении.

1979 год 

Для всех специалистов, увидевших Наташу и Андрея впервые, стало очевидным, что в наших танцах появилась оригинальная пара. Их первый танец — романтический. Испанская мелодия. Она полностью исключает улыбку. Это я отмечаю особо, потому что некоторые утверждают, что Бестемьянова и Букин только и могут, что смешить публику. Первая программа Наташи и Андрея полностью опровергает эти странные выводы.

1979 год

 Но скажут: ведь был чаплинский танец? Да, был танец под музыку из фильмов Чаплина. Нужна была программа, чтобы их заметили. И чаплинский танец сделал свое дело.

Загружаю...

Когда мы уже работали над этой программой, но у нас еще мало что получалось, Андрюша вдруг уселся на бортик и начал кричать, что мы зря все это затеяли, зря тратим время, он себя знает и уверен, что умрет, а выкатать танец, в котором нет ни одной медленной части, не сумеет. Он сидел и плакал на этом дурацком бортике, я стояла рядом, гладила его по голове и внушала, что это ступенька, через которую необходимо перешагнуть.

1979 год 

Вся жизнь состоит из того, что мы идем по лестнице, преодолевая с трудом или легко новые ступеньки. И не пройдет и полутора месяцев, как он сумеет катать две части, потом три, потом всю программу.

1

Загружаю...

 Оригинальный танец ча-ча-ча. ЧМ 1981 года

 Дело происходило в Томске. Перед выходным днем я хотела устроить прогон для двух частей, но Андрей упал и не мог кататься дальше. Ночью Букин исчез. Я сидела на окне гостиницы на четвертом этаже, свесив ноги на улицу, ожидая, когда он выгуляется. Он пришел, когда уже светало. Увидев меня со свешенными ногами и с завязанной полотенцем от сумасшедшей боли головой, он, бедный, чуть не лишился чувств.

1982 год

 Потом я кричала, что люди, у которых нет сил, так себя не ведут. Они спят, а не шляются по ночам, и пообещала поставить ему еще одну такую программу. Я не пускала Андрея к себе целый день, не выходила из номера сама. И он все это время сидел за дверью. Там ел и пил и ждал, когда я его прощу.

На тренировке с Татьяной Анатольевной Тарасовой. 1983 год

 Моисеева и Миненков от меня уже ушли. Роднина и Зайцев оставили спорт, и я начала заниматься с Наташей и Андреем много и постоянно. Наташа была довольна партнером, они почти не ссорились, случай очень редкий в паре. Криминальными считались даже те моменты, когда они повышали друг на друга голос. И то, что Андрей женат, как они считали, только улучшало их отношения. Они не уставали от постоянного общения друг с другом и чувствовали себя независимо» (Т.А.Тарасова, "Четыре времени года", М., "Советская Россия". 1985).

Загружаю...

1984 год

 Новый дуэт полностью завладел сердцем уже знаменитого на тот момент тренера, которая увидела в нем большие перспективы для воплощения своих замыслов, как в техническом, так и в творческом плане. С самого начала их совместного спортивного пути Бестемьянова и Букин отличались "лица необщим выраженьем": каждое па их танца было новым и необычным, а эмоциональность достигала высшего накала. Кроме того, фигуристы быстро наращивали техническое мастерство.

1985 год

 Их дебют на ЧМ 1979 г., где они были 10-ми, не прошел незамеченным: произвольный танец "Чаплин" настолько поразил воображение специалистов и зрителей, что Наташу и Андрея пригласили участвовать в показательных выступлениях.

2

Загружаю...

Произвольный танец на ЧМ 1985 года

 На ЧЕ 1980 г. они заняли 6-е место, а на ОИ - 8-е. ЧЕ 1981 г. они закончили на 4-м месте и завоевали бронзовые медали ЧМ того же года.

1986 год

 Их соперничество с Ириной Моисеевой-Андреем Миненковым и Джейн Торвилл-Кристофером Дином отражает ярчайшие страницы истории мирового фигурного катания. Однако, если в сезоне 1982 г. Бестемьянова и Букин обошли Ирину Моисееву и Андрея Миненкова, им за всю карьеру ни разу не удалось выиграть у прославленных англичан. Зато после их ухода из спорта они никому из зарубежных соперников не позволили обойти себя в течение следующего олимпийского цикла.

Загружаю...

1987 год

Каждый сезон Наталья и Андрей встречали новым произвольным танцем, который становился новым словом в спортивных танцах на льду. Они были чемпионами СССР 1982-83 и 1987 гг., чемпионами Европы 1983, 1985-88 гг. и чемпионами мира 1985-88 гг. И кульминацией этой "золотой серии" стали золотые олимпийские медали 1988 г.

1988 год

 На льду этот дуэт всегда отличало буйство красок, перехлестывающая порой через край эмоциональность и филигранное спортивное мастерство.

3

Загружаю...

Произвольный танец на ЧМ 1988 года

С 1988 г. Наталья Бестемьянова начала выступать в Театре Ледовых Миниатюр Игоря Бобрина, который с 1983 г. является ее мужем.

Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин в день бракосочетания. 1983 год

 После ухода из спорта Андрей Букин недолгое время проработал в спорткомитете, а затем пришел, вслед за своей партнершей, в тот же ледовый театр, где они вместе работают и по сей день. В театре Наталья - генеральный директор и главная солистка многочисленных ледовых спектаклей.

Андрей Букин, Ольга Абанкина, Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин. Вторая половина 1980-х гг.

 Продолжив свой творческий путь в профессионалах, Бестемьянова и Букин стали серебряными призерами чемпионата мира среди профессионалов 1989 г. и чемпионами мира 1991 г.

Загружаю...

Наталья Бестемьянова, Игорь Бобрин и Андрей Букин в Театре Ледовых миниатюр. 2010 год

В 2006-2008 гг. Наталья была тренером и соведущей телешоу "Танцы на льду" на канале РТР. В 2007 г. входила в состав жюри телешоу британского канала ITV1 "Dancing on Ice".

Наталья Бестемьянова и Андрей Букин награждены орденами Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, а также являются обладателями приза Жака Фавара "За выдающийся вклад в мировое фигурное катание".

Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин дома. 2010 год

 У Букина есть сын Андрей (1983 г.р.) от Ольги Абанкиной и сын Иван, десятью годами моложе, от второй - гражданской - супруги Елены Васюковой. Иван пошел по стопам отца и составляет интересный и перспективный танцевальный дуэт с Александрой Степановой, входящий в сборную России и уже завоевавший в прошлом сезоне бронзовые медали чемпионата Европы.

Загружаю...

Елена Васюкова, Андрей Букин, Игорь Бобрин и Наталья Бестемьянова - давно уже родные люди. 2010 год

Наталья Бестемьянова на вопрос о том, как ей удается сохранять такую прекрасную спортивную форму и так замечательно выглядеть, отвечает: "В каких-то ситуациях, даже комфортных, надо насильно заставлять себя двигаться вперед, чтобы не деградировать и не забывать, что жизнь - это борьба, и в ней можно добиться, чего угодно".

2011 год

 А о том, каким она видит будущее спортивных танцев, Наталья говорит следующее: "Главное, что есть в танце - это танец мужчины и женщины. Если это сохранится, если в паре есть искра, какие бы элементы они ни делали, это будет интересно".

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Нескончаемый след коньков
Популярные комментарии
Бичуния
В своё время обожала Бестемьянову - Букина. Их яркие и самобытные танцы не могли оставить равнодушными. Особенно хочется отметить великолепные показательные номера - настоящие ледовые миниатюры, при исполнении которых ,зрители неоднократно вызывали их на "бис". Но в какой-то момент у меня наступило пресыщение от их экспрессии, от их стиля и немного вычурного "новаторства". Может ещё и потому, что стала симпатизировать больше Климовой - Пономаренко. Помню, как у нас возмущались у нас оценкой 5.5 за артистизм ББ в "Половецких плясках" от зарубежного арбитра. Но положа руку на сердце признаю, что такая оценка имела право на существование. Позднее творчество Букиных немного уводило спортивные танцы от своей сути. Но здесь бОльшую роль играла ТАТ, именно её видение мастерски воплощала эта пара. А сегодня можно просто наслаждаюсь их танцами и сожалею,что свобода творчества на льду наверное, навсегда ушла из спортивных танцев.
Лариса Мариничева
У меня к Наталье и Андрею отношение было неоднозначное. Мне они очень нравились в начале их карьеры, где-то года до 81-82-го. Они были настолько необычными, выбивающимися из числа остальных дуэтов, что не обратить на них внимание было просто невозможно. Но мне было жаль, что их послали на ЧЕ и ОИ 1980 г. вместо Карамышевой и Синицына, которые были бронзовыми призерами отборочных предолимпийских соревнований и, как я полагала, заслужили свое право там выступать. Понимаю, что это не их вина, а, скорее, "закулисная работа", проделанная ТАТ, но какой-то осадочек от этого у меня остался. Все их танцы были интересны, они всегда были дуэтом, очень творческим, не стоящим на месте, но я как-то быстро пресытилась их бьющей наотмашь экспрессией и она стала меня, как бы это сказать помягче, тяготить, а направление в танцах, которое они проповедовали, стало мне чуждо. Мои симпатии оказались на стороне Климовой-Пономаренко и Анненко-Сретенского с их кантиленностью, плавностью линий и задушевностью. При этом Бестемьянова и Букин всегда были мне очень симпатичны чисто по-человечески: я много читала их интервью, читала их книгу, и я их воспринимаю очень-очень положительно. И, конечно, нисколько не умаляю их заслуг и их вклада в фигурное катание.
bam53
А мне эта пара не очень нравилась. Раздражало это дерганье головой у Натальи и эта поза с наклоном вперед и отклячиванием попы, слишком яркий макияж. И как пара на мой взгляд они не очень подходили друг к другу.
Еще 32 комментария
35 комментариев Написать комментарий