Снять «бронзу». Как Билялетдинов отказывается от своего консерватизма
Зинэтула Билялетдинов известен всем своей консервативностью, тренер «Ак Барса» настолько не любит перемены, что даже стиль его костюма не менялся уже восемь лет. Однако в этом сезоне наставник казанской команды показывает, что всё же может меняться. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, как Билялетдинов изменяет себе.
НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК
Идти на перемены человеку с динамовским прошлым вряд ли приятно, а офицерские погоны и пенсионный 60-летний возраст могут вообще из любого прогрессивного специалиста сделать категоричного консерватора, ворчащего из-за любого нововведения. Билялетдинов же изначально был не самым переменчивым человеком. Теперь это усугубляется, что особенно заметно в моменты его работы с публикой. Педантичный тренер сознанием остался в советской системе, когда к команде не допускались журналисты, а полные трибуны не были принципиальной задачей. Ему определённо сложно мириться с новой действительностью, когда его работу может критиковать не только высшее начальство. Но он всё же пытается соглашаться с новыми порядками. Открывающийся для болельщиков «Ак Барс» – это и заслуга Билялетдинова тоже. Правда, слишком уж многое зависит от результатов команды и близости плей-офф. «Любите команду не только в моменты побед, но и поражений», – говорят обычно болельщикам, но вот сам казанский клуб тут же закрывается, как только что-то идёт не так. Это ярко показывают ролики клубного телеканала «Ак Барс Info», которые после проигранных матчей становятся не интересной хроникой из раздевалки с комментариями, а просто нарезкой опасных моментов. А ведь именно после поражений к команде бывают вопросы. Легко говорить, когда всё хорошо.
БЕЗ СПЕЦБРИГАД
Это всё то, что не касается самого хоккея. Но и на площадке Билялетдинов последователен – его стиль не менялся долгие годы, что стало проблемой на мировом уровне, он не адаптивен и не предназначен для изменения хода игры. Но со временем стало видно, что и сам главный тренер это понимает, из-за чего и идёт на всевозможные ухищрения, подбивая игру команды под возможности состава. Так, например, «Ак Барс» уже второй сезон не имеет спецбригад – в неравных составах играют все. Сейчас к середине сезона сложились какие-то сочетания для большинства. Оскар Мёллер, например, не выходит вместе с Джастином Азеведо и Михаилом Варнаковым. Его место на синей линии занимает праворукий Альберт Яруллин, причём на левом фланге. Шведа же отправляют во вторую бригаду, чтобы как-то уравнять шансы меняющихся пятёрок. Но в начале сезона, да и сейчас, своё время на реализацию лишнего получает каждый хоккеист, а в меньшинстве вообще нет специалистов. И это в клубе, который был известен убийцей чужого большинства Алексеем Терещенко и великолепным процентом реализации чужих удалений благодаря Илье Никулину на синей линии и Алексею Морозову справа. Сейчас «Ак Барс» занимает 12-е место в лиге по игре в большинстве и 25-е – в меньшинстве, и это даже хуже, чем было в прошлом сезоне. Но и тогда Билялетдинов удивил – прямо перед финальной серией начал отрабатывать совершенно новый для команды розыгрыш лишнего, который был точной копией схемы СКА. С кого теперь будет брать пример «Ак Барс» пока неизвестно.
ВОЗВРАЩЕНИЕ МАЛЫХИНА
Особенно сложным решением для наставника казанцев в этом сезоне было включение в состав Фёдора Малыхина. Известно, что Билялетдинов пытался избавиться от центрфорварда, которого считал медленным и односторонним. Это неоднократно подтверждал генеральный менеджер «Салавата Юлаева» Леонид Вайсфельд, однако руководство «Ак Барса» наложило вето на любые сделки с дорогостоящим форвардом. Аргументация в стиле «Сам просил – сам используй» помогла, и Малыхин стал играть. Понятно, что от безысходности – центров у Казани мало, ставить кого-то нужно. Но Билялетдинов стал давать форварду игровое время и ставить его с удобными партнёрами. Конечно, можно говорить и о тренерском гении, который собрал лучшую тройку команды в этом сезоне, но это лишь метод проб и ошибок, причём не совсем добровольный. В итоге Малыхин надежды оправдал, он понимал своё положение и много работал, возможно, доказав что-то Билялетдинову, который пошёл на шаг, от которого почему-то отказывался весь прошлый сезон.
ТОКРАНОВ ПОВТОРЯЕТ ПУТЬ МЕДВЕДЕВА
С центфорвардами в этом сезоне особая история – на этой позиции недавно выходил защитник Василий Токранов, который в нынешнем сезоне постепенно превращается в нападающего. Решение вынужденное. Билялетдинов быстро заводится, когда его просят объяснить причину такого поступка, но ещё в том сезоне было сложно представить, что «Ак Барс» скорее выпустит игрока обороны, чем подпишет кого-нибудь с громким именем. Последний раз похожая ситуация была в казанском клубе при Владимире Крикунове – на выездной матч с московским «Динамо» в центре четвёртого звена вышел Евгений Медведев. Случилось это тоже в ноябре, в самом начале выездной серии. Разница в том, что нынешний игрок «Филадельфии» начинал профессиональную карьеру именно как центрфорвард, в отличие от Токранова, для которого все эксперименты вряд ли приятны. При этом консервативность Билялетдинова проявляется и здесь – ему проще поставить защитника, с которым проработал больше пяти лет, чем вызвать молодого игрока из «Барса», ведь с ним придётся работать. А ведь когда-то говорили, что системе игры первой команды будут обучать ещё в МХЛ.
КАЗАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Изменился подход Билялетдинова к управлению командой. Так капитаном в прошлом сезоне стал Александр Свитов. «Раньше мы сами назначали капитана, теперь его выбирает команда. Хочется попробовать», – говорил тогда главный тренер о новой системе . Наверняка сказался опыт в сборной России, там по-другому никак. Теперь элементы самоуправления есть и в «Ак Барсе». В этом сезоне такие эксперименты закончились тем, что капитаном команды на время отсутствия Свитова стал Артём Лукоянов. Неизвестно, какие отношения между тренером и игроком, но известно, что альтернативных капитанов назначает тренерский штаб. Возможно, существует дополнительная процедура перед тем, как букву «А» перешьют на «С», выборы или тренерский совет. Так или иначе, Лукоянов-капитан – это тоже непростое решение для такого тренера, как Билялетдинов.
ВЕРА В ТКАЧЁВА