Памяти Эльдара Рязанова

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Вспоминаем фильм, который мы все любим и знаем практически наизусть.

Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников «Мосфильма», Рязанов был настолько потрясён, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.  

Много лет спустя в своей книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушённый, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».

Загружаю...

Однако ещё больше расстроила режиссёра собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме. Поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но всё-таки заговорила.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры, любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил-таки «несчастливый билет». Так режиссёр как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.  

В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Однако сами съёмки проходили не в настоящем музее, а в павильоне «Мосфильма». 

Загружаю...

Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора всё же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, всё действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.

Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме - все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съёмочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли. 

А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актёров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров - максимум на месяц.

Актёров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обострённом чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.  

Загружаю...

А вот Валентин Гафт, напротив, попал в «Гараж» совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актёра, - Валентин, в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике. 

И только когда съёмки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне «Мосфильма».

Кстати, это не единственная «счастливая случайность», связанная с актёрами «Гаража». Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребёнка в детский сад. С детским садом режиссёр помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал. 

Загружаю...

Но и на этом везение не заканчивается - именно на съёмочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт - женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в неё ещё тогда, на съемках «Гаража». В 1996 году актёры поженились.

Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в «Гараже» досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актёру. 

Дело в том, что ещё за несколько лет до съемок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссёр предпочел скрыть своё авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

Загружаю...

Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актёры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова - Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.  

Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.  

Публика приняла картину «на ура» - ещё бы, такой звездный состав актёров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной «Гараж» очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссёра. 

Загружаю...

«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее, - признавался Эльдар Рязанов. - Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но - увы! - «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»

Источник

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Фрикции. Live Pics
Популярные комментарии
pozitiv.100
Классный пост...
Кир Китадзе
Рязанов так и сказал же: «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…
Ответ на комментарий максим дмитриев
Фильм бомбей !!! Мне он даже малому нравился, хотя я ни черта и не понимал,нравилось как Хвостов немой кипишевал. И самое интересное что ни чего не поменялось, и сейчас есть Сидорины и сыны Милосердовых, есть Аникеевы и Кушаковы, есть Малаевы, но их всё меньше и всё больше Гуськовых и Хвостовых . А цитаты чего стоят )) Вовремя предать, это не предать.Это предвидеть. Законным путём идти можно,дойти трудно. - Подумать только,из тех кого не исключили, не нашлось ни одного порядочного. - А Вы сами ? - А я не претендую.
максим дмитриев
Фильм бомбей !!! Мне он даже малому нравился, хотя я ни черта и не понимал,нравилось как Хвостов немой кипишевал. И самое интересное что ни чего не поменялось, и сейчас есть Сидорины и сыны Милосердовых, есть Аникеевы и Кушаковы, есть Малаевы, но их всё меньше и всё больше Гуськовых и Хвостовых . А цитаты чего стоят )) Вовремя предать, это не предать.Это предвидеть. Законным путём идти можно,дойти трудно. - Подумать только,из тех кого не исключили, не нашлось ни одного порядочного. - А Вы сами ? - А я не претендую.
Еще 2 комментария
5 комментариев Написать комментарий