Кинорулетка. Под кайфом и в смятении
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В 1990-м году Ричард Линклейтер, предварительно дважды сменив кардинально род деятельности, дебютировал в полном метре с фильмом «Бездельник» / «Slacker». Необремененная сюжетом картина, где главным действующем лицом является камера, переходящая, в среднем каждые три минуты, с одного разговора незнакомых прохожих на другой, и так в течение киношных суток. Объекты съемки находятся в диапазоне от «малость чудаковат» до «слишком странный» и толкуют они о соответствующих вещах. Стоит признать, скучных историй хватало, но главным изъяном, на мой взгляд, было ощущение искусственности действия, тому виной и излишняя вычурность, и слабая игра актеров-любителей (сам Ричард в их числе). Следующий фильм Линклейтер снял в тех же временных рамках и в схожей манере, приблизив происходящее к реальности, детализировав его и набрав более талантливых лицедеев. Вышло гораздо лучше претенциозного дебюта: кино обрело культовый статус и признание многих заслуженных кинодеятелей. Как вы уже догадались, название сего творения «Под кайфом и в смятении» / « Dazed and Confused» (далее D&C). О нем и пойдет речь.
Сюжет: Середина 70-х, снова Остин
Всего действующих лиц около двух десятков: компания ушлых школьников, разной степени везучести, глава студенческого матриархата, изгаляющиеся над новичками с особым рвением, качок-забияка, оставшийся на второй год, есть группа ботанов, неодобряющие глупую, с их точки зрения, традицию, и, конечно, присутствует чувак, который использует «man» вместо знаков препинания и видит в употреблении травы сакральный смысл. Самым запоминающимся окажется относительно взрослый укурок Вудерсон – знаковая роль для Меттью МакКонахи, и не только из-за того что первая. Спустя двадцать лет он снова примерит образ, давший ему путевку в большое кино. Каждый из персонажей представляет собой личность, а не человека-функцию, служащим сухим хворостом, который автор подкидывает в костер сюжета. Вследствие чего, как сказал один фотогеничный графоман-отшельник: «Энтропия возрастает». Действительно, в D&C можно найти метафору: «Пинк» приглашает свое прошлое на вечеринку, а на рассвете укатывает со своим вероятным будущем; можно рассматривать кино как срез общества 70-х, поразится контрастом; но побуждает на исследование и пересмотр скрупулезно воссозданная притягательность атмосферы тех лет: за одни сутки будет показан насыщенный живой мир, где интересно следить за развязанными, где-то дикими, но всегда естественными и простыми отношениями подростков, в которых, я уверен, каждый сможет найти что-то знакомое. Для них этот мир – Неверленд, в котором сказкам на ночь и битвам с пиратами предпочитают пеструю одежду, мускл-кары и вечеринки. Пусть здесь стареют телом, но душа остается молодой.
Буквально пару вещей, о которых стоит упомянуть. Как вы уже заметили, в D&C множество актеров, не известных на тот момент, но обретших славу ныне. Шутка ли, трое из здешних оболтусов стали лауреатами Оскара. Рене Зельвегер, к слову, без подсказки заметить крайне сложно.
Если вас зацепил виновник презентации, есть хорошая новость: Линклейтер обещает в следующем году выпустить идейный сиквел D&C – «О чем я и говорю».