Голый год. «Сперс» – чемпионы НБА в сезоне-1998/99

Многие историки определяют рамки двадцатого столетия не хронологически, а исходя из духа эпохи — начался век, дескать, с Первой Мировой войны, а закончился распадом Советского Союза. Мысль эта не лишена изящества. Зависят ли признаки эпохи от даты на календаре? Мы-то с вами, баскетбольные болельщики, знаем — нет, ни черта они не зависят.

Золотые девяностые НБА, эпоха титанов и небожителей, закончились задолго до наступления миллениума – летом 1998-го, когда Майкл Джордан сыграл свой последний матч в лиге (его пожилого тезку и однофамильца, дебютировавшего через пару лет в «Уизардс», мы по ясным причинам в расчет не берем).

Загружаю...

НБА встала перед угрозой Великой Баскетбольной Депрессии.

Понятно было, что это когда-нибудь случится. Лихорадочные поиски «нового Джордана» начались уже в ту пору, когда «старый Джордан» в поте лица вырабатывал золотую жилу второго трипита. Выглядит цинично: вот монарх еще восседает на троне в ослепительном сиянии своего величия, а тем временем к трону уже подбирается улыбчивый самозванец с заранее подготовленным венком «Скорбь наша безмерна. Группа товарищей». Но НБА руководил Дэвид Стерн, а его главная заслуга – вывод лиги в принципиально иную медийную плоскость, вроде прорыва в другую галактику. И то, что НБА смогла без особого ущерба пережить самые черные и депрессивные годы после ухода Джордана – во многом объясняется именно великолепной операцией «Преемник», проведенной Стерном: Картер, Айверсон, Брайант и прочие Ти-Маки так увлеченно соревновались, кто ловче подхватит корону из рук одряхлевшего титана, что это придало развитию лиги совершенно уникальный импульс.

Но как бы ни пошли события дальше, первый постджордановский год – голодный год, голый год, и его нужно было пережить. Сделать это было непросто. Король ушел, и все пошло вразнос. Закрутилась траурная карусель локаута: хозяева клубов хотели кормить своих игроков макаронами с сарделькой – игроки требовали икры и марципанов. Потеряв полсезона, лига выдала освежающе безобразную регулярку – не то что уродливую, а просто никакую, серую, как перловая каша в заводской столовой. MVP сезона признали престарелого Карла Мэлоуна (что выглядело явным почетным «Оскаром», запоздалым Орденом Чокерства). Трагической ноткой по всем законам жанра стал взрывной распад «Чикаго» – одна из главных команд в истории НБА обрушилась в пучину с неприличной скоростью, повторив путь бердовского «Бостона». И на все эти руины, на это выжженое постапокалиптическое поле черным осьминогом выползли и воцарились на брошеном троне «Сперс».

Загружаю...

Предыстория

Строго говоря, «Сперс» стали контендерами не на пустом месте – в той или иной мере были ими с начала девяностых, выпав из пула претендентов только однажды: когда половину команды выкосили травмы, а лидером клуба по Win shares стал, между прочим, феноменальный Уилл Пердью с показателем WS 4,4 (для сравнения – в предыдущие годы лидировал Адмирал с показателями 18-20 WS). Впрочем, тот сезон для «Сперс» стал этапным: именно на этом перегное выросла будущая великая династия. Сперва Грегг Попович избавился от наследия царского режима в лице Боба Хилла и сам захотел царствовати и всем владети. Затем он перевел в ассистенты Майка Буденхольцера и подтянул повыше скаута команды с вычурным именем Роберт Кентербери Бьюфорд (спорим, вы не знали, что такое «Ар Си»!). Наконец, вынужденный слив сезона привел к главному событию в истории команды: выбору на драфте-97 Тима Данкана. Пока Рик Питино скрежетал зубами в бессильной злобе, «Сперс» получили гарантированного HoF-а и могли уже основательно подойти к построению чемпионской команды.

«Сан-Антонио» тех лет не была «квартирой под самоотделку» – Данкана встретил уже вполне оформленный костяк. Он начал создаваться еще во времена «команды тренеров», когда в «Сперс» играли одновременно четверо будущих хедкоучей – Дель Негро, Риверс, Монти Уильямс и Эйвери Джонсон. К триумфальному сезону-99 некоторые важные персоналии из команды ушли (тот же бессменный Дель Негро, честно отпахавший в САС шесть сезонов), но три кита остались – Адмирал Робинсон, Шон Эллиот и Эйвери Джонсон. И если раньше этим китам явно недоставало фундамента, то теперь он появился – могучая мудрая черепаха Тим Данкан, непреклонно ползущая за своим первым чемпионством. 

Загружаю...

Факт

Сезон 1998-1999 стал первым и, вероятно, последним в карьере Тима Данкана, когда его команда не смогла перешагнуть рубеж в 50 побед; даже в урезанном сезоне 2011-12 «Сперс» смогли натянуть пресловутые 50 побед всего-то в 66 матчах. Проклятые профсоюзные боссы, лишившие нас серии из восемнадцати сезонов с 50+ выигранными матчами. Я вас ненавижу. А впрочем нет. Во всем виноваты «Сперс». Нужно было просто пройти регулярку без поражений. Слабаки.

Этапы большого пути 

С первого раза поход за титулом не получился: злой матерый волчара Почтальон образцово-показательно разделался со своим юным визави в пяти матчах второго раунда (когда я пишу слово «юный» применительно к Тиму Данкану, у меня по спине ползет странный холодок – как будто соприкоснулся с вечностью). Но как бы сказала легенда русского рэпа MC Василий – «Ну и ничего страшного в принципе не приключилось!»: раундом раньше, раундом позже – против Джордана сотоварищи шансов у «Сперс» объективно было немного. Ждали следующего года.

«Сперс» часто упрекают в том, что они брали свои чемпионства «на безрыбье», пользуясь безвластием и ослаблением главных конкурентов. Перефразируя Энгельса, когда короны валяются на мостовых, и некому их поднять – вот тут-то и набегают Попович и К со своим окаянством. Каждый такой упрек мы разберем детально, когда доберемся до следующих чемпионских сезонов команды – а пока скажем так: в 1999-м году эти упреки, возможно, ближе всего были к истине.

Загружаю...

Отягощенная локаутом регулярка получилась уникальной: растренированные и сбитые с панталыку клубы выдали, возможно, самый унылый сезон за всю новейшую историю лиги, соревнуясь под лозунгом «Медленней, ниже, слабее!». Дошло до того, что тренером года был признан горемычный Майк Данливи, и – что самое удивительное – признан заслуженно. То, что громоздкий, тяжеловесный, перегруженный и несбалансированный «Портленд» стал одной из главных команд сезона – характеризует не «Портленд» и не тренерские таланты Данливи, зато это блестящая характеристика сезона в целом.

«Шпоры» не стали исключением из общего тренда и вползали в сезон тяжко. Это довольно трудно объяснить – состав радикально не менялся, с тренерскими методиками Поповича команда была знакома отлично, склок и распрей в коллективе не водилось. Тем не менее, начали «Шпоры» ни шатко ни валко – на каждый выигранный матч приходилось по одному проигранному, а на самом старте регулярки приключился даже катастрофический лузинг-стрик из трех (!) поражений подряд. Апостериори, из дня сегодняшнего, в этом уже виден характерный почерк Поповича: экономное начало сезона, постепенный разгон и катящийся асфальтоукладчик после МВЗ. Проблема заключалась в том, что а) никакой сложносочиненной системы Поповича в те годы не существовало, и б) времени на раскачку уже практически не оставалось – регулярка пролетала быстрее, чем вы успели бы сказать «черничный пирог».  

Поэтому «Шпорам» пришлось воленс-ноленс форсировать. Получив дежурный щелчок по носу от самодовольной «Юты», техасцы выдали девятиматчевый победный стрик и сразу впрыгнули в лидирующую группу конференции, где уже подвизались та же «Юта» и серьезно настроенный «Портленд Трэйл Блэйзерс» – жесткий, дубовый бронтозавр, одолеть которого было так же трудно, как с первого раза выговорить его полное название. «Портленду» игроки из Аламо и проиграли – ровнехонько на экваторе регулярки. В последующих двадцати пяти матчах «Шпоры» уступили всего пять раз, и лишь один из них – будущему вероятному конкуренту в борьбе за титул, «Сакраменто Кингс». 

Загружаю...

Фишка: «Две Башни»

То было счастливое и беззаботное время, когда сравнения с «Башнями-близнецами» еще не могли покоробить или оскорбить чувства – поэтому пресса этими сравнениями сыпала вовсю. В предыдущем сезоне Попович вяло троллил почтеннейшую публику, выпуская в старте «Башен-тройняшек» – Данкана, Робинсона и ослепительного Уилла Пердью; но в этом году времени на развлечения уже не оставалось, и сначала осыпалась третья башня (Пердью закономерно сел на лавку), а затем и главный моряк в истории НБА стал постепенно уходить в тень, которую отбрасывал грандиозный небоскреб под 21-м номером. Еще в дебютном сезоне Данкана это действительно были Башни-близнецы – вернувшийся после годового простоя Робинсон рвал и метал, став самым результативным игроком команды и вовсе не планируя отходить на вторые роли. 

Обидный и безвариантный проигрыш «Юте», однако, заставил Поповича пересмотреть приоритеты. Он немного уменьшил количество минут и очень значительно – количество бросков Адмирала, причем – что характерно – не передал их Данкану, а аккуратно разбросал по всей стартовой пятерке. Робинсон, простой и неамбициозный дядька, «слишком хороший парень, чтобы быть великим чемпионом», воспринял это совершенно спокойно: раз для командного успеха нужно было пренебречь статусом суперзвезды – так тому и быть. В результате Робинсон-суперзвезда не выиграл ничего, кроме сомнительного титула MVP, после вручения которого был брезгливо раздавлен Оладжювоном. Носильщик роялей Робинсон принял деятельное участие в завоевании двух титулов – этим, кажется, все сказано.  

Загружаю...

Плей-офф

Долгожданный накат «Сперс» привел к тому, что команда закончила регулярку лидером; второе место без сенсаций заняла «Юта», а вот на третье взгромоздился «Портленд» – и все полетело наперекосяк.

Сначала, впрочем, все шло своим чередом: «Юта» с огромным трудом сломила сопротивление «Кингс», где Адельман еще только начинал строить команду мечты. Это, однако, никого не смутило – год назад для «Джазменов» все начиналось примерно по тому же сценарию. Слоуну и К будущее явно казалось лучезарным: теперь, когда страшный конкурент на Востоке рассыпался в прах – не могли же они облажаться в третий раз? Невозможно, немыслимо! Тем временем, в «Шпорах», без особых усилий сломавших об колено «Миннесоту», на «Юту» поглядывали с опаской: в девяностых «Сперс» и «Джаз» встречались в плей-офф трижды, и все три раза – с самым плачевным для техасцев результатом.

Тут на авансцену вышел «Портленд». «Какая еще «Юта»? – брезгливо вопросили в Орегоне и ко всеобщему ужасу разделали товарищей мормонов в шести играх. В другой паре «Сперс» с особым цинизмом катались по хрустящим косточкам «Озерников», выдав калифорнийцам полновесный свип. Изрядно покуражился Данкан, набирая 29 очков против 23 у Шакила. На Курта Рамбиса по ходу серии было больно смотреть; «Сперс» вытерли об «ЛАЛ» ноги и тем самым, к слову, вырыли себе могилу на следующие три года – не стерпевший унижения Басс сделал все возможное и невозможное, дабы Фил Джексон прервал медитации и повез свои таланты на Западное побережье. Но в ту пору никто об этом еще не знал.

Загружаю...

Факт

Стив Керр в нынешнем году блестяще подтвердил свою репутацию баловня судьбы и любимца небес – но ковать эту репутацию начал именно тогда, перейдя из одной чемпионской команды в другую и продлив свой виннинг-стрик до четырех титулов подряд. (И заодно основав на пару с Джеффом Хорнасеком удивительный клуб людей, которые сейчас выглядят моложе, чем двадцать лет назад).

Куртка

Чемпионство «Сперс», помимо всего прочего, дало жизнь одному из самых чудовищных образчиков спортивной атрибутики НБА – эталонно уродливой чемпионской куртке «Сперс». Смотреть на нее можно только имея рядом двух сопровождающих, которые, в случае чего, смогут быстро доставить вас в медицинское учреждение.

Плей-офф

В противоборство с «Портлендом» техасцы вступали с легкой опаской; впрочем, тут же выяснилось, что у страха глаза велики, и «Блейзерс», выбив старую гвардию, прыгнули заметно выше головы. Орегонцы поборолись в первой игре и вполне могли зацепить вторую – Данкан очевидно подустал и чудес не показывал. За него это сделал Шон Эллиотт:

1

Загружаю...

После такого руки опустились бы и у тренера посолидней, чем Майк Данливи; настроить своих подопечных на дальнейшую борьбу ему не удалось, и в третьем матче «Блейзерс» еле-еле наскребли 63 очка («Сперс» при этом победили фактически без Данкана, быстро схлопотавшего пять фолов), а в четвертом «Шпоры» доели орегонцев со вкусом, тщательно пережевывая, с довольным урчанием и взрыкиванием. Так в первый, но далеко не последний раз в своей истории Грегг Попович, Тим Данкан и «Сан-Антонио Сперс» вышли в финал НБА.

На Востоке тем временем творились поразительные чудеса. Бедолажный «Нью-Йорк», вползший в восьмерку со скрипом и стоном, встречался с командой своего бывшего учителя и властелина Пэта Райли. Уроки были усвоены на пятерку – «Нью-Йорк» пошел дальше, а Райли, второй год подряд получающий пендель от бывших подопечных, был вынужден мучительно размышлять – что он делает не так. Аппетит приходит во время еды; «Никс» не удовлетворились снятием скальпа с флоридцев, а разнесли в пух и перья птичек из Атланты. Начало казаться, будто у «Нью-Йорка» появились даже некоторые перспективы, а пожилой уже Юинг и впрямь может замахнуться на звание одного из главных игроков десятилетия. Дальше случилось внезапное: в серии с «Индианой» «Никербокеры» начиная с третьей игры остались без своего лидера, но не пали духом и разнесли «Пэйсерс» в шести матчах. Лэттрелл Сприуэлл и Лэрри Джонсон показали себя самыми жесткими сукиными детьми, каких только видел мир, и дали Биллу Симмонсу возможность вдоволь позубоскалить насчет «Теоремы Патрика Юинга» (обретшей даже математическое обоснование).

Загружаю...

Но все эти бессмертные подвиги «Никс» прошли втуне: очевидно было, что без Юинга против могучей передней линии «Сперс» ловить особенно нечего. «Нью-Йорку» удалось выцыганить третий матч серии умелым давлением своего бэккорта. Сприуэлл и К действительно обладали пресловутыми стальными яйцами, но столкновения с яйцами из титанового сплава они не выдержали. В очень упорной пятой игре Эйвери Джонсон коварным броском из угла поставил чемпионскую точку «Сперс» в странном и скомканном сезоне 1998-1999.   

2

Прораб: Эвери Джонсон

Отдавать лавры лидерства объективно среднему защитнику при Данкане, Робинсоне или хотя бы Эллиотте – вещь странная и парадоксальная, но факт есть факт: Маленький Генерал был для «Сперс» важен необычайно. В отличие от мягкого Робинсона и застенчивого Данкана, Джонсон выдавал в раздевалке потрясающие мотивационные спичи – своим удивительным голосом человека, который только что выпил подряд десять бутылок ледяного шампанского. Все сравнения с Наполеоном были абсолютно в кассу. Реже упоминают чисто игровой вклад Джонсона в чемпионство – и абсолютно зря. Все будущие наработки Поповича с «техасской защепкой» и системой драйв-н-кик берут свое начало в чемпионстве-99. «Сперс» в том сезоне стали лучшей оборонительной командой лиги, и огромную роль в этом сыграл крохотный первый номер, душащий прекрасные порывы вражеского нападения в самом зародыше. В нападении Джонсон уже демонстрировал штучки-дрючки, позже гениально развитые Тони Паркером: вход в зону, прорыв под кольцо и резкая скидка на дугу Марио Эли или Шону Эллиотту. Крайне символично, что гейм-виннер в чемпионской игре Маленький Генерал забил именно этим, классическим для «Шпор» способом. Пожалуй, во всей лиге только один человек – Джон Стоктон – был бы так же имманентен этой команде.

Загружаю...

Главный: Тим Данкан

От молодой надежды и опоры «Сперс» ждали чудес сразу, невзирая на юный возраст; и Данкан, с корабля на бал, принялся оправдывать авансы. Забыв как страшный сон прошлогоднее унижение, он со смаком потоптался по Кевину Гарнетту в первом раунде, Шакилу О’Нилу – во втором, Шиди Уоллесу – в третьем. И да-да, по Крису Дадли – в четвертом! Очевидно, 1999-й – один из двух чемпионских лет «Сперс», когда совершенно точно было известно, кто в команде должен получить титул MVP Финала. 

Загружаю...

Видео

3

Топовое фото: REUTERS

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Драйв-н-кик
Популярные комментарии
Рахон Р.
Доброе всем. В ближайшие дни очень постараюсь доделать статью про тренеров и накатать текст про драфт-00, но не взыщите, если не получится - увы, обстоятельства сейчас сильнее меня.
Рахон Р.
Эк ты загнул: четыре! Да разве ж за четыре часа такой брульянт напишешь.
Ответ на комментарий Лобковые волосы Г.Аренаса
Вам привет от Джеффа Бриджеса. На пост часа четыре потратил, али больше?
diehard
Он художник, он так видит
Ответ на комментарий Andersonn
Зачем использовать слова "Апостериори", "имманентен" и т.д.?
Еще 62 комментария
65 комментариев Написать комментарий