Человек, который сделал автоспорт безопаснее - чемпион «Формулы-1» Джеки Стюарт

Джон Янг «Джеки» Стюарт родился 11 июня 1939 года в Шотландии, Дамбартоншире. Его отец владел гаражом, где занимался бизнесом. Первым попробовал себя в автоспорте старший брат Джимми, хотя мать его поступок не одобрила. Джеки пришлось в 15 лет бросить школу, потому что ему диагностировали тяжелую форму дислексии. В то же время он увлекся стендовой стрельбой, где стал одним из самых лучших в Великобритании. Затем он попробовал себя за рулем спортивных машин, где смог проявить свой прирожденный талант. В 1963 году шотландец выиграл семь гонок подряд в Формуле-3 и это заметил Кен Тиррелл.

Загружаю...

В 1965 году Стюарт присоединился к команде Формулы-1 BRM. За команду он провел три сезона, выиграв два Гран-при и, став ее лидером. В 1968 году Кен Тиррелл возглавил команду Формулы-1 Matra. Стюарт объединился с ним, чтобы создать то, что приведет к превосходному сотрудничеству. Вместе с Тирреллом он провел шесть сезонов в Формуле-1. В 1973 году в возрасте 34 лет он решил завершить карьеру пилота Формулы-1, хотя Стюарт оставался одним из лучших пилотов того времени. За эти шесть сезонов он выиграл 27 Гран-при и три титула. Хотя у Хуан Мануэля Фанхио было и больше титулов, но Джеки сделал для спорта гораздо больше, чем просто установил рекорд.

Почти в одиночку ему удалось добиться улучшения мер безопасности, что в итоге спасло бесчисленное количество жизней. Во времена выступлений Стюарта погибло очень много пилотов Формулы-1. В 1970 году погибли его близкие друзья - Пирс Каридж и Йохен Риндт. В 1973 году погиб его напарник по команде Tyrrell Франсуа Север. В этот день Стюарт понял, что для него – это окончательная гонка в Формуле-1. Теперь он удвоил свои усилия по повышению безопасности.

Стюарт также оказывался в очень опасной ситуации. На Гран-при Бельгии 1966 года пошел дождь, Джеки не справился с управление на своем BRM и попал в аварию. Машина была очень сильна повреждена и даже был риск возгорания болида. Маршалов рядом не было, но ему помогли пилоты. «Как выяснилось, я сломал только ключицу», вспоминает Стюарт. «Этот спорт был очень опасен из-за того, что не было никакой инфраструктуры и было мало мер безопасности. Таким образом, я понимал, что должен что-то сделать».

И он сделал. Пилоты стали носить шлемы, которые закрывали лицо полностью. Появились ремни безопасности. На трассах стали появляться медпункты, защитные ограждения и широкие зоны вылета в опасных поворотах. Все это должно было обезопасить пилотов и зрителей.

Загружаю...

«Было много критики со стороны средств массовой информации, даже от некоторых пилотов», вспоминает Стюарт. «Они говорили, что в этом спорте больше не осталось романтики, что я просто слабак. Но не многие из этих критиков попадали в аварии на скорости 240 км/ч. К счастью, я добился больших успехов, выигрывав гонки в опасных для жизни условиях. Например, я выигрывал гонки в Германии на первоначальной конфигурации Нюрбургринга – самой опасной трассе в мире – в то же время я всегда боялся этого места. В 1968 году я здесь выиграл гонку с отрывом более, чем в четыре минуты. Над трассой шел дождь и поэтому дорогу было очень сложно увидеть. Эту гонку вообще не должны были проводить, но я ее выиграл, что придавало мне больше доверия, когда я требовал улучшения мер безопасности. Но я не сделал бы то, что я сделал, если бы я просто хотел выиграть состязание по популярности».

В то же время харизматичный «Крошечный Шотландец» стал очень популярен среди общественности. Ношение черной фуражки на волосах, как у рок-звезды, сделало Стюарта международной знаменитостью – первая суперзвезда Формулы-1. Он всегда был семейным человеком (глубоко преданным своей жене Хелене и их сыновьям Полу и Марку), но точно не плейбоем. Он был смелым пилотом, который общался с видными политиками, музыкантами и кинозвездами.

Еще пилотом он стал мультимиллионером. Шотландец снимался в телевизионных рекламных роликах и участвовал в рекламных компаниях, выступал с речами по всему миру, а также имел офисы в Лондоне, Нью-Йорке и Швейцарии, где жил в течение нескольких лет. Стюарт сыграл главную роль в том, чтобы Формулу-1 вещали во многих странах мира и это принесло ему немалые дивиденды.

Он стал очень популярен среди средств массовой информации. Стюарт также работал комментатором для американского телевиденья, где неустанно популяризировал этот спорт. В 1971 году в Монако шотландец занял поул, а затем прямо со стартовой прямой Стюарт объяснял в деталях в прямом эфире о том, как будет проходить гонка. Ему также удалось выиграть эту гонку и на финише он уже объяснял на камеру, как ее выиграл.

Загружаю...

Он всегда оставался победителем (В 1999 году его собственная команда выиграла Гран-при, хотя затем она была продана, а сейчас уже называется Red Bull Racing). Джеки Стюарт является одним из самых известных чемпионов Формулы-1. За свою любовь и заслуги перед этим видом спорта в 2001 году Стюарт получил рыцарское звание. 

1

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!
Популярные комментарии
Сергей Пашацкий
написано неплохо, хотя про таких людей сколько ни пиши, всё равно мало, тем более в таком сверхсжатом объёме. (Джеки Стюарт мой любимый гонщик, я серьёзно заинтересовался Ф1 в его эпоху). Заметил одну неточность: уйти из активного спорта он решил раньше (где-то в середине года, о чём сказал К.Тиррелу), как раз получалось 100 гонок, но из-за гибели друга-напарника ушёл раньше (99 гонок); взять КК всё равно уже не получалось. Свою аварию Джеки описал ярче - на него стекал бензин из пробитого бензопровода, вытащил его Г.Хилл; с тех пор он возил с собой прикленный скотчем гаечный ключ для демонтажа руля и т.д. Можешь заполнить русскую Вику, а то там с гулькин нос.
Сергей Пашацкий
и ещё в тему статьи: он рекламировал на себе гоночное нижнее бельё, что в те годы было непринято и "неприлично"
V3ttel
Значит вы уже знаете Формулу-1 столько лет? Если да, то сейчас она вам нравится больше или нет?
Ответ на комментарий Сергей Пашацкий
написано неплохо, хотя про таких людей сколько ни пиши, всё равно мало, тем более в таком сверхсжатом объёме. (Джеки Стюарт мой любимый гонщик, я серьёзно заинтересовался Ф1 в его эпоху). Заметил одну неточность: уйти из активного спорта он решил раньше (где-то в середине года, о чём сказал К.Тиррелу), как раз получалось 100 гонок, но из-за гибели друга-напарника ушёл раньше (99 гонок); взять КК всё равно уже не получалось. Свою аварию Джеки описал ярче - на него стекал бензин из пробитого бензопровода, вытащил его Г.Хилл; с тех пор он возил с собой прикленный скотчем гаечный ключ для демонтажа руля и т.д. Можешь заполнить русскую Вику, а то там с гулькин нос.
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий