Стабилизация управляемых колес

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Где-то неделю назад я в статусе предлагал всем подумать над заданным вопросом:

 

И вот, пришла пора поразмышлять нам вместе. Прежде, чем получить ответ на обозначенный на картинке вопрос, придется, как обычно, изложить немного теории.

Итак, допустим, мы хотим ехать прямо, однако наше колесо под действием неких внешних воздействий (неровность дороги, боковой удар колесом, зазоры в рулевом приводе и т.д.) повернулось на какой-то угол. При этом автомобиль по инерции продолжает ехать прямо, а в пятне контакта возникает боковая сила, которая, с одной стороны, будет поворачивать наше транспортное средство в сторону повернутых колес, а с другой стороны – пытаться вернуть колесо в прямолинейное положение, параллельно вектору скорости:

Загружаю...

 

(зависимость этой силы от угла увода колеса в принципе существует, но она непроста, на этом защищена не одна докторская)

Как же эта сила будет действовать на повернутое колесо?

В случае, если продолжение оси шкворня (оси, относительно которой вращается колесо), будет располагаться впереди центра колеса, эта сила будет создавать стабилизирующий момент:

 

В противном случае эта сила наоборот, будет стремиться дальше отклонить колесо от прямолинейного движения:

 

Загружаю...

Таким образом, для стабилизации управляемых колес нам необходим первый случай. Реализовать его можно двумя путями.

1. Смещением оси шкворня вперед:

 

2. Или наклоном оси шкворня:

 

Ну и конечно, никто не исключает комбинацию этих двух путей, что и можно наблюдать на белом самокате:

 

Такая стабилизация называется скоростной – потому что на стоящем автомобиле она не проявляется, зато стабилизирующий момент растет с ростом скорости.

P.S. Блог все-таки пишет о спорте, и приведенные рассуждения больше справедливы для автомобилей с их высокими скоростям и весами под тонну, а на самокате особой разницы заметно не будет. Если хотите, катайтесь, как на черном самокате, но в этом случае отпускать руль надолго я бы не советовал.

Загружаю...

P.P.S. В реальной жизни очень легко получить пример нестабилизированного колеса: попробуйте посильней разогнаться при езде задним ходом. Только руль держите крепче, он начнет вырываться. И меня потом не обвиняйте:)

P.P.P.S. Это только один из углов установки управляемых колес. Тем не менее, в стабилизации участвует еще один – поперечный угол наклона шкворня. О нем – в следующий раз.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Взгляд технаря
Популярные комментарии
rivaldo555
Т.е. на белом едут правильно? Чисто визуально кажется наоборот - черный едет правильно, белый - развернул на 180. Удивительно как у белого еще колесо не трется о раму. Или на самокате скорости маленькие, поэтому все то что описано в статье не играет роли и правильно ехать "как черный", хоть это и не оптимально с точки зрения механики?
ИваN
Не могу плохо оценить, но "бобёр выдыхай"))
giga90
Ну принцип видимо как у тележек магазинных например, едешь вперед а колеса заходят назад (как на белом самокате). Но на самокате без рук особо не поездишь, приходится держать руль поэтому и варинат черного самоката тоже годится.
Ответ на комментарий alex-botsman
знаете, сложный вопрос. Если набрать в яндекс-картинках "самокат", то можно будет найти и такие, и такие модели. Например вот http://www.resimbul.com/sonuc/roma/roma-xootr-reviews/roma-xootr-reviews-9e39cb.jpg и вот http://shket.com.ua/images/item/1164/samokat_hummer.jpg То есть это уже просчет конструкторов (или сознательное пренебрежение). Не могу сейчас сказать, насколько это будет оказывать влияние на стабильность движения. Но если колесо почти трется о раму - то скорее всего руль перевернут:)
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий