Евровидение-2015. Вечные ценности

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Чтобы выигрывать на Евровидении, нужна соответствующая ресурсная база. Когда отдельные иностранные победители своих проектов «Голос» приезжают на Евровидение и не могут чисто взять ни одной ноты, сразу ясно: и людей в этих странах мало, и музыкально одарённых среди них не густо, а те, что есть, плохо обучены. И с композиторами в тех странах проблемы, и с постановщиками, и с деньгами, чтобы купить на стороне композиторов и постановщиков, и с собственными административными талантами, чтобы проконтролировать работу купленных специалистов. Со всем этим проблем у России нет.

Загружаю...

Ещё, конечно, требуется желание. Скажем, у Великобритании любых ресурсов для победы более чем достаточно. Но нет желания. Не было ещё несколько лет назад желания и у Италии, которая в Евровидении видела конкурента конкурсу в Сан-Ремо. Но вот желание у Италии появилось — и одним серьёзным претендентом на победу стало больше.

Все эти условия необходимы, но, к сожалению, не достаточны. У конкурса есть организация, организация разрабатывает и изменяет правила, и делает она это не для того, чтобы самоустраниться от определения победителя, а для того, чтобы на него в нужную сторону влиять. Когда-то от судейского голосования отказывались по причине его ангажированности, клановости, продажности и субъективизма. Зрительское голосование подавалось как триумф демократии и выражение народного мнения. Но демократия в странах, любящих называть себя демократическими, хороша лишь тогда, когда обеспечивает «правильные» результаты. Если демократия «перестаёт справляться» с поставленными перед ней задачами, её сразу начинают корректировать. Окончательно перестала справляться демократия, по мнению устроителей конкурса, в тот момент, когда после нескольких российских призовых мест на Евровидении победил Дима Билан. И судейское голосование вернулось, призванное смикшировать «зрительские эксцессы».

После этого, с точки зрения шансов на победу, Россия может посылать на конкурс хоть мяукающих котиков. Но то, что сделала в этом году Полина Гагарина при поддержке своей команды, можно смело назвать феноменальным. В этом году против России было не только жюри, но и обычные зрители европейских стран, в СМИ которых Россию шельмовали весь прошедший год. Едва ли хотя бы одно упоминание Гагариной в немецкой прессе за последнюю неделю обошлось без рассказов про «милитариста и агрессора, посмевшего петь о мире». Когда Полина приехала в Вену, ставки на её победу принимались букмекерами из расчёта один к тридцати или даже один к сорока: ставите один евро — можете выиграть аж сорок. В списке претендентов Полины не было даже в десятке.

Загружаю...

А потом она заговорила и запела. Взять хотя бы первый полуфинал с участием России. Кого в нём только не было. Был украино-молдавский «децл-переросток», получивший три минуты на реализацию своих (би-)сексуальных фантазий. Был армянский интернационал, который думал, что поёт вместе одну правильную ноту, но певший неправильные и разные. Был бельгиец, символизировавший угасание европейской творческой потенции. Был «ай-йя-яй» из Голландии, и ещё один из Албании. Была альтернативно-одарённая группа из Финляндии, которой песня только мешала. Была плюющаяся в микрофон певица из Греции, которую никто не научил брать дыхание. Чёрно-белая копия «Мумий тролля» из Эстонии. Завывающий македонец. И прочая, и прочая.

Дива из России была там лучом света в тёмном царстве. Гора над холмами мусора. И не случайно, что уже после первого полуфинала за один поставленный на победу России евро букмекеры готовы были отдать лишь четыре, а то и три. К началу финала это число добралось до значения в 1,5–2. В самом финале устремилось к единице. А к тому времени, когда отрыв России от Швеции по очкам в голосовании достиг 16, возможный выигрыш от ставки пробил единицу и впервые стал меньше, чем потенциальный выигрыш от ставки на Швецию. Прекрасно зная, как устроена кухня организации с говорящим названием EBU, букмекеры не верили в победу России, но не смогли не поверить собственным глазам.

Разумеется, тот российский отрыв был мнимым. Жюри, в отличие от зрителей, голосует на день раньше. Таким образом, организаторы имеют предварительную картину результатов за день до того, как событие собственно произойдёт. И планируют последовательность включений из разных стран так, чтобы интрига длилась как можно дольше. В этом смысле было бы гораздо перспективнее, если бы поначалу именно Швеция опережала Россию, а не наоборот.

Загружаю...

Песня, с которой приехала в этом году на конкурс Швеция, не была особо выдающейся — что-то вроде попкорна: и много съел — и не наелся. Зато Швеция — самая помешанная на Евровидении страна: и желания побеждать у неё в избытке, и проводить у себя конкурс, чего не скажешь о практически всех других западноевропейских странах, она готова. Мальчик симпатичный, световое шоу замечательное. В общем, лучше кандидата для миссии «чтоб не ехать в Санкт-Петербург или Сочи» (а именно так сформулировал свою благодарность шведу немецкий обозреватель конкурса) не найти.

Но даже в борьбе с жюри Полина проявила себя блестяще — ни одно минимально уважающее в себе профессионализм жюри проигнорировать её выступление и её песню не могло. Нужно было быть совсем уж бессовестным, чтобы, как это сделали литовские арбитры, отправить Полину на 20-е место (замечу, что литовские зрители отправили её на третье место, выше только соседи из Латвии и Эстонии). В итоге даже у судей участница из России в сумме не опустилась ниже третьего места.

А вот итальянцев в качестве своих избавителей от поездки в Россию организаторы всерьёз не восприняли: у судей итальянцы стали всего лишь шестыми, хотя, казалось бы, именно профессионалы не должны были проходить мимо трио из Италии. Но… классика на конкурсе идёт за неформат: вложишься судейскими голосами в итальянцев, а зрители их потом проигнорируют — и привет, Петербург!

Жизнь, однако, часто оказывается сложнее человеческих схем и раскладов. Именно итальянцы выиграли зрительское голосование. Русофобская кампания в Европе не прошла даром. Но и тут Россия стала второй. Несмотря ни на что!

Загружаю...

Запоминающиеся победы на Евровидении вызывают определённый отклик в последующие годы. Иногда прямой: так выигрыш Александра Рыбака породил волну скрипок на конкурсе. В этом году на Евровидении было как никогда много парочек — женщина плюс мужчина. Ответ на австрийский «два в одном». Литовская парочка даже поцеловалась, и, скажем честно, лучше этого момента у них на сцене ничего и не случилось. Первыми на Евровидении в 1957 году целовались датчане. Есть на свете вечные ценности, есть.

Написано для "Центра политического анализа" ("Евровидение-2015. Вечные ценности")

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Стоящий на перекрёстке
Популярные комментарии
Pirouette
Знаете, когда Германия объявила, что России, зрители отдали 12 балов. Ведущий, что озвучивает этот конкурс по телевизору, потерял дар речи. Он минимум секунд 30 молчал, а до этого говорил без остановки. Особенно о том, что большее количество балов раздают соседи друг другу. Только вот Австрия и Швейцария не дала Германии не одного бала. "Мальчик симпатичный, световое шоу замечательное". Пел неплохо, чего уж там), да и презентация на уровне. Второе место вполне себе был бы нормальный результат. Полина спела отлично. По голосовым данным, молодой человек из Швеции, далеко позади. Я не знала этой певицы. В начале, мне показалось, что немного волновалась, но потом... Ведущий и здесь не смог промолчать про политику. Мол, песня в ухо Путину. Отличный обзор, спасибо.
Евгений Румкин
Очень интересный обзор.С многими вещами высказанными вами согласен.Полина большая умничка и для меня именно она настоящая победительница.Швед мне вообще никак ни песней ни шоу.
ЗА АТЛАНТ
Конкурс настолько низкосортный, что смысла в нём участвовать не вижу. Тем более хвалиться достижениями среди "холмов мусора" - брезгливо как то.
Еще 6 комментариев
9 комментариев Написать комментарий