Алексей Немов. Победы, эмоции, переживания
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Пришел я домой, спросил сразу, без подготовки: «Мам, а что если я буду заниматься и футболом, и гимнастикой?» Мама ответила тоже очень быстро: «Будешь заниматься только одним видом спорта, все!» Почему она так настаивала на гимнастике? У нее в жизни был и есть принцип — бросать начатое нельзя. В общем, вернулся я душой и телом к гимнастике.
Алексей Немов является рекордсменом сборной России по количеству олимпийских медалей — 12 (четыре золотых, две серебряных и шесть бронзовых).
Помимо четырех золотых олимпийских наград Немов также обладатель двух серебряных и шести бронзовых медалей. А уж мировых и европейских титулов – не счесть.
Алексей Немов появился на свет 28 мая 1976 года в мордовском поселке Барашево. Детство Алексея нельзя назвать легким – мать воспитывала сына в одиночку, а потому часто сталкивалась с различными трудностями. Вскоре семья переехала в Тольятти. Алексею не было и пяти лет, когда мать впервые привела его в спортивную школу; но Лёшу туда не взяли – не подходил по возрасту.
Через полтора года в спортивной школе проводился набор в гимнастическую группу знаменитого тренера Ирины Шестаковой. Посещая детские сады и расспрашивая воспитателей об их подопечных Ирина самостоятельно подбирала ребят в свою группу. Однажды она заглянула и в детсад, в котором воспитывался Алексей. Усаживая ребят ужинать, воспитательница заметила, что Немова не хватает, тогда дети рассказали ей, что он остался в игровой комнате. Выяснилось, что Леша спрятался здесь, когда остальные пошли мыть руки, а потом, оставшись в одиночестве, настойчиво старался раскурить сигарету. Но, несмотря на столь скандальную ситуацию, мальчика не наказали – решено было отдать его в гимнастическую группу Шестаковой на «перевоспитание». Так Немов оказался в группе по спортивной гимнастике. Теперь из детского сада мама вела его не домой, а на тренировку.
Чуть больше полугода Алексей оставался в группе Шестаковой, которая, уходя в декретный отпуск перевела его в группу другого тренера, Павла Денисова, где будущий чемпион занимался около года. По тренерским записям, учился Алексей удовлетворительно, имел высокую координацию, но не обладал достаточными физическими данными, был задирист и нахален. Несмотря на это, уже тогда его считали перспективным спортсменом. Но все же Денисов, ведущий на тот момент две группы, решил распределить Немова и прочих слабых ребят в группы других мастеров. Так, в 1983 году тренером Алексея стал мастер спорта по гимнастике, заслуженный тренер России Евгений Григорьевич Николко. Именно Николко начал интенсивно заниматься с Немовым, проводя по две-три тренировки в день.
«Я был очень вспыльчив, и если у меня что-то не получалось, плакал, потом ругался матом. Когда появились успехи, многие мне говорили в момент крика: «Ты что? Кто ты такой, что так себя ведешь?» Но дело было не в том, что я возомнил о себе слишком много. Я просто переживал всегда за свою работу. Сильно, до отчаяния. А как иначе выразишь это отчаяние?...»
Алексей сменил несколько школ, так как он проводил больше времени в спортзале, чем в классе, и в итоге его выгоняли «из-за спорта». Немов получил высшее образование по специальности «тренер» в Тольяттинском филиале Самарского педуниверситета, который окончил в 1999 году.
« А мозги всегда должны быть при деле. Ведь спорт — это не только талант. Ты будешь без мозгов и на одном таланте что-то делать — ничего не выйдет. На самом деле про меня тренер всегда говорил: ты не талантливый, ты способный.»
Тренер Немова Евгений Николко:
«В жизни маленького Леши Немова было немало случайностей. Тренеры могли бы запросто пройти мимо него. Но когда сегодня я анализирую цепочку этих случаев, то все больше убеждаюсь: этому мальчику на роду было написано стать гимнастом. Леша действительно был слабеньким, физически неподготовленным. Но на батуте крутился как волчок: ловкий, цепкий, "обкрученный"... Это шло от природы, от Бога - такому "трюкачеству" нельзя научить.
С Лешей мы стали работать очень интенсивно. Уроки в школе начинались в 12 часов, и каждое утро мальчик приходил на тренировку. Потом учеба. В семь вечера - вторая тренировка, после чего он шел домой, делал домашнее задание, а вечером минут на сорок прибегал "попрыгать" на батуте... Жил Лешка через дорогу от Дворца спорта и на тренировки всегда прибегал с удовольствием. Он по натуре шустрый, заводной. Очень боялся, что я отчислю его из группы. Стоило мне припугнуть - он в слезы. За гимнастику Леша сильно держался.»
«Нужно себя в чем-то истязать, чтобы получился результат. В любой работе. Ограничивать себя, не давать воли эмоциям. Если ты себя не прижмешь в жизни, ничего не получишь.»
Евгений Николко об Алексее:
«С Лешей нелегко. Потому что он - личность, и к нему нужен особый подход. Приходится подстраиваться под него, иногда даже играя роль якобы более слабого. Например, Леше не нравится, когда ему прямо указывают на ошибки. Не любит, когда с ним сюсюкаются. Даже после удачных выступлений, когда я поглаживаю его по плечу, он обижается: "Евгеньич (это сокращенно от Евгения Григорьевича), не надо". Парень не терпит отеческого панибратства и в таких случаях обычно дистанцируется. Он редко откровенничает со мной, потому что привык сам всегда принимать решения. Чаще всего ему нужен не совет, а поддержка. Так было и в вопросе с семьей, когда Леша решил жениться на девушке с ребенком. Многие его за это осуждали, а я сказал: "Леш, в любви нет советчиков. Раз ты выбрал - значит, я тебя поддерживаю".»
«Спина у него с детства травмирована. Леша, когда еще маленьким был - мама рассказывала, - упал на железное ведро... Когда спортивный врач потом ребенка обследовал, сказал: беда со спиной. Поэтому для Леши я разработал даже специальный комплекс упражнений. Перед стартом самое пристальное внимание парню уделяю: хороший массаж, мну, проминаю спину, тру-тру минут двадцать. Как он умудряется выигрывать с такой спиной?.. Терпит. И доскок у Леши практически идеальный: намертво встает, потому что у этого парня - врожденное чутье гимнаста.» - рассказывает Евгений Николко.
«Знаете, что-то вдруг вспомнил — я, когда только еще входил в гимнастику, получал талоны на питание. А иногда обменивал их на деньги, не ходил есть. С мамой мы жили ведь вдвоем, поэтому когда я начал получать деньги и приносил домой эти 67 рублей, она всегда меня встречала словами: «Хозяин пришел!»
Тренер Евгений Николко об Алексее:
«Несмотря на ранимую натуру, парень быстро выбился в лидеры. Он и в сборной занял место вожака - человека, которого уважают не только за спортивные успехи. Да, он вспыльчивый, горячий, иногда в сердцах может меня и послать. На весь зал, как Кафельников на корте... Но я понимаю, откуда эта необузданная ярость -усталость, перегрузки, болячки. В таких случаях делаю вид, что ничего не слышал. Понимаю, что парню просто нужно выплеснуть эмоции. Иногда сам говорю: "Леш, выругайся, тебе полегчает".»
«Журналисты часто называли меня «Капитан Немо». Наверное, произошло это после первых Олимпийских игр — в Атланте в 1996 году. Я тогда звание капитана получил. После Сиднея-2000 — майора. Потом еще в звании подрос. Не было у меня, конечно, армейской службы в полях и лесах. Мы защищали Родину, как я говорю, в трико и накладках, на помосте. Стрелять из пистолета и автомата приходилось, с парашютом прыгал, но все это — не по долгу службы.»
Загружаю...
"Я должен был показать, что наша победа оправдана от начала до конца. Что команда, каждый ее представитель, становится чемпионом, потому что иначе и быть не может. На балл с чем-то мы обыграли китайцев. Это стало для меня кульминацией Игр, самым запоминающимся моментом Атланты-96. Команда взяла золото. Никто не подвел, в нас верили, и мы — выдержали."
«Я сова, поздно ложусь, поздно встаю. Глаза открываешь — одна мысль кружится: «Все, не хочу, не могу, не буду! Не пойду на первую тренировку! Нет, нет, нет!» Потом слышу — ребята зашуршали, помылись, оделись: «Леха, пошли!» И я тут же включаю скоростной подъем: все, надо! Все пошли, значит, и ты пошел, без разговоров.»
Загружаю...
Выступление Алексея Немова на XXVIII Олимпийских играх (г.Афины), к сожалению, было омрачено серьезным скандалом. Тогда, в 2004-ом, Алексей прибыл на игры в ранге лидера сборной России. Травмировавшись перед состязанием, но оставаясь при этом совершенно очевидным фаворитом, Немов продемонстрировал высокий класс исполнения и сложность программы. Выступление гимнаста на перекладине включало трудные элементы, в их числе один подлёт Гингера (махом вперёд сальто назад с поворотами) и связка из трёх перелетов Ткачёва (махом вперёд контр-движением назад без сальто). Но, несмотря на невероятную сложность выступления Алексея, судейские оценки были явно занижены (9,725 в среднем).
Публика, возмущенная таким поведением судейства, стоя поддерживала Немова аплодисментами. В то же время, выражая несогласие с решением судей непрекращающимися свистом, криками и рёвом, зрительный зал в течение 15 минут не давал исполнить свою программу следующему гимнасту. Впервые в истории спортивной гимнастики оценки были изменены (до средней 9,762), что все равно лишало Алексея медали. Зрители перестали протестовать только после личной просьбы Немова успокоиться. После этого конфликта судейский состав был частично изменен, а гимнаст получил официальное извинение. Также были откорректированы правила: кроме оценивания техники, было введено оценивание сложности, которое учитывает связки между сложными элементами и каждый элемент в отдельности. Этот конфликт – беспрецедентный случай в истории спорта.
"Когда подходил к перекладине, лишь одна мысль билась: «Боженька, дай мне силы достойно выступить. Просто достойно». Хотя никто не знает — как это, достойно. Иду к снаряду, а мне с трибун кричат: «Леша, только золото!» И когда закончил, только одно стучало: слава Богу, без позора"
Ощущение помню — хорошо отработал. Посмотрел на судью, а он головой так с сожалением мотнул: не видать тебе, мол, парень, медали — никакой, как своих ушей. Я это сразу понял. И поняв уже, уходил. Как всегда, зрителям рукой махнул, а по пути думал: «Конец пути, так все было хорошо, и на тебе».
« Мысли путались, единственное, что я понимал, что за мной — люди. Что это безобразие судейское просто накрывает волна гнева людского. Мурашки по коже бежали.»
Гимнаст сделал все практически идеально. Небольшая погрешность имела место при соскоке. Свист зала вызвала оценка – 9,525 баллов. Болельщики со всего мира скандировали имя Немова на протяжении десяти минут. Буря возмущения заставила судей пересмотреть оценку – ее повысили до 9,762. На тот момент это было третье место. Однако и это не устроило зрителей.
«Смотрю, Пол Хэмм весь как струна, 12 минут без разминки стоит, нервничает, его тренер тоже, ну, я и пошел... Каждому человеку важно, каким его видят. Те, кто говорит, что не важно, лукавят. Просто вид делают — мне, мол, по барабану. Спорт это борьба, но всегда нужно человеком оставаться.»
Загружаю...
Выступающий следом американец Пол Хэмм был вынужден просить российского спортсмена успокоить публику. Зрители утихомирились, только когда Немов им поаплодировал и приложил палец к губам, призывая сохранять тишину. Полу Хэмму судьи выставили 9,812, после чего зал опять взорвался криками. Однако на итог соревнований это уже не повлияло - Немов оказался на пятом месте, Хэмм – на втором. Золотым призером стал итальянец Игор Кассина, бронзовым - японец Исао Йонеда.
«Я не помню, что происходило вокруг. Никто, кажется, успокаивать меня или что-то говорить на ухо особенно не лез. Тренеры молчали, ребята… Вышел к автобусу, встал на колени, спасибо зрителям сказал. Я не знал, как выразить свои эмоции. Они же за меня бились как могли. Не знаю, что я хотел сделать, но получилось вот так. Наивно, может, даже глупо.»
Алексей Немов - «спортивная» легенда, легенда мировой гимнастики. За его джентльменское поведение на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, когда болельщики выражали протест оценкам судей, а Немов успокаивал трибуны, ему была присуждена главная награда Международного Олимпийского Комитета «Fair play» - приз Пьера де Кубертена в номинации «За благородный жест».
Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Успехи талантливого российского гимнаста отмечены рядом высоких наград и званий.
В 1997 году он был удостоен Ордена Мужества.
В 2000 году в Лондоне ему как лучшему спортсмену планеты вручен спортивный Оскар «World Sports Awards».
В том же году Алексею Немову присвоено воинское звание майора Российской Армии, а в 2001 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством » IV степени.
Также Алексей был награжден Орденом Почёта (18 февраля 2006 года) — за большой вклад в развитие физической культуры и спорта и высокие спортивные достижения.
Его именем назван элемент, Немов (Nemov) ( опорный прыжок. Мужчины ). Рондат на мост – фляк на коня – сальто вперёд согнувшись с поворотом на 180.
Но зрители любят Алексея не только за его спортивные и государственные награды. Их любовь он завоевал своей неповторимой теплой улыбкой и обаянием, открытым сердцем и душевным отношением к своим поклонникам по всему миру.
В 2015 году Алексею Немову присвоено очередное воинское звание полковника запаса.
«В гимнастике ничего просто так не дается, каждый элемент, как хорошее вино, настаивается долго. Терпение и труд должны включаться сразу.»
"Когда я выступал в свое время, я представлял, что на тренировку выхожу, как на Олимпийские игры. Настраивался максимально. А когда уже подходил момент выйти на снаряд перед заполненными трибунами, мысленно говорил себе: «Так, Лех, как на тренировке… Ты все знаешь, ты все умеешь». В большинстве случаев эта схема работала"
Загружаю...
Сейчас Алексей Немов — вице-президент федерации спортивной гимнастики России, а также главный редактор журнала «Большой Спорт».
«Странно, что всегда все говорят только про золотые медали. Золото это, конечно, здорово. Но, если честно, я хотел завоевать в Афинах хоть какую-нибудь медаль, для меня это казалось счастьем. Понимал, что и зрители, и главный тренер Леонид Яковлевич Аркаев, и все-все ждали от меня только победы. Но для меня всегда — и в Атланте, и в Сиднее, и в Афинах — главной задачей было призовое место. Почему многие не считают бронзу и серебро за медали? Еще есть расхожая фраза — для чемпионов не бывает другого места, кроме первого. Мол, не встал на главную ступеньку пьедестала, считай, что проиграл. Это неправда — бывает. Потому что любая медаль зарабатывается тяжелейшим трудом.»