Холостой патрон. Драфт НБА-1999

В истории драфтов НБА последних двадцати лет выпуск-99 занимает особое место. Он слишком другой, не похожий на остальные. Если выпуски, допустим, 1995 и 1998 можно по некоторым признакам поставить в один ряд, то у драфта 1999-го слишком уж «необщее выражение лица». Как говорится, плесните колдовства в хрустальный мрак бокала, и все такое. 

По глубине и уровню таланта этот драфт можно сравнить разве что с 1996-м годом, «годом всех звёзд». Девять участников МВЗ! (А должно быть еще больше). Будущих игроков звездного и околозвездного статуса – полтора десятка, и почти все они (редкий прецедент) выбраны в верхней части драфта! Стало быть, большинство генеральных менеджеров в этот раз сработали нормально? Удивительно, но да! (Кроме, само собой, Рика Питино, но кого этим можно удивить?) Даже титул лучшего новичка пришлось во второй раз за пять лет делить напополам; о’кей, в 2014-м тоже можно было поделить между Картер-Уильямсом и Оладипо, но это был бы случай из серии «оба хуже», а в 1999-м – совсем наоборот.

Загружаю...

Так что же – перед нами идеальный драфт?

Увы! Выпуск-99 вызывает в памяти строчку из «Полых людей» Т.С. Элиота: «Вот так и кончится мир/ Только не взрывом, а всхлипом». 44-й «Магнум» зарядили холостым патроном: замахнувшись на рубль и на звание лучшего драфта десятилетия, призыв-99 ударил на копейку. Ни один игрок из этой плеяды молодых талантов не привел свою команду к чемпионству в качестве главной звезды. Ни про одного нельзя было сказать – «Этого парня надо включать в Зал славы за пять лет до окончания карьеры». Драфт-99 зажег на диаграмме Герцшпрунга-Рассела десяток новых звезд – и ни одного настоящего гипергиганта класса О, ринглидера, от которого Герцшпрунг и Рассел удавились бы: как такую величину уместить на главную последовательность?..  

Благодарный зритель телеканалов «Ren-TV» и «ТВ-3» наверняка увидит в этом какие-то знаки судьбы, кармические штучки-дрючки. Только что закончился уродливый усеченный чемпионат; общая депрессивная атмосфера после очередного ухода Кобзона со сцены Джордана из баскетбола; престарелый Почтальон становится MVP регулярки; его ровесник Тим Данкан приносит команде скучных стариков первый чемпионский титул – короче, в НБА наступают темные времена. Как же привить добродетель на такой уродливый ствол?

Так вправе ли мы называть драфт-99 одним из сильнейших выпусков девяностых? Вы знаете – вполне. Да, игроков калибра Гарнетта или Брайанта он не дал – зато взял количеством; вычеркните из истории НБА хотя бы одного Рона Артеста во всех его ипостасях – и как сразу поблекнут баскетбольные нулевые! 

- Первый пик драфта: Элтон Брэнд

Загружаю...

Как мы уже сказали, звание MVP в тот год получил Карл Мэлоун. Выбор под первым пиком Элтона Брэнда был совершенно логичен – в лидере могучего «Дьюка» все видели человека, который станет новым Почтальоном. Превосходя Мэлоуна в подвижности, обороне и защите кольца, Брэнд не уступал ему в мощи, считался прекрасным финишером и ассистентом, обладал трендовым вингспаном и поставленным броском. В общем, даже сравнительно невысокий рост (206 см) не мешал Брэнду считаться идеальным большим.

Увы, считаться и быть – вещи разные. Очевидно, что нюхать клей Стива Керра научили именно боссы «Чикаго»: получив потрясающий подарок в лице Брэнда и возможность хоть как-то сгладить трагизм распада великой команды, – они щелкнули пальцами, взялись строить новую династию вокруг Эдди Карри и Тайсона Чендлера, а своего франчайза отправили в «Клипперс». В «Клипперс», Карл! (Да, я тоже поддался этому тренду; да, я все еще не в курсе, что это за Карл такой; да, я ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ использовать этот мем только в текстах, посвященных Джорджу Карлу).

Это стало началом конца, причём ужасно растянутым во времени. Вместо того, чтоб жонглировать гайками и толкаться на баскетбольном Олимпе с Новицки, Данканом и Гарнеттом, Брэнд не смог достичь даже калибра Амаре Стаудемайра или Зака Рэндольфа. Отправить Брэнда вместо «Клипперс» на пожизненное в тюрьму Сан-Квентин – верх гуманизма; во всяком случае, намного мучительней было наблюдать за тем, как Элтона перемалывает великий калифорнийский Пожиратель Карьер.

- Деррик Уэстбрук драфта: Стив Фрэнсис (2)

Загружаю...

- Расселл Роуз драфта: Бэрон Дэвис (3)

Если при слове «разыгрывающий» вы вспоминаете Джона Стоктона и Криса Пола; если ваш идеал «единички» – floor general, игрок, ставящий во главу угла пас, а не скоринг; если крен НБА в пользу гиператлетичных фриков-финишеров заставляет вас нервно цыкать зубом, -

– тогда вы просто обязаны изобрести машину времени, отправить в прошлое пару терминаторов и сделать все от вас зависящее, чтобы второй и третий пики 1999-го года никогда не появились в НБА. Именно Стив Фрэнсис и Бэрон Дэвис (в меньшей степени – Стеф Марбери) стали провозвестниками лютой эпохи уэстроузов и роубруков. Влететь на сумасшедшей скорости в «краску», бешеным вихрем, как Тасманийский дьявол, разметать всех, подпрыгнуть выше кольца и поставить могучего кола через Кириленко (простите) – это все про них. Ассист? Какой ассист? ПОДБОР В НАПАДЕНИИ СДЕЛАЙ, вот тебе и ассист!

Друг с другом эти парни за пик не конкурировали – Фрэнсис, конечно, был уже полностью готовым к НБА игроком, в отличие от Бороды. Первый звоночек насчет Стива, однако, прозвучал уже на драфте. Видевший себя бесспорным первым пиком Фрэнсис был унижен и оскорблен, наблюдая, как «Чикаго» вместо наследника Джордана выбирают какого-то там Брэнда! Но главным было даже не это, а факт, что Стиви-Франчайза выбирал уже «Ванкувер». Носить шубу в условиях дурманящей южной жары – милое дело; но надевать шубу в минус двадцать – нет, на такое Фрэнсис пойтить не мог. Начались скандалы и истерики; дошло уже до гротеска – Стив заявил, что играть в Канаде ему запрещает... воля Божья! Наконец руководство «Гриззлис» с чувством сильной неловкости отправило смутьяна в Техас – в обмен на удивительный пакет игроков, самым заметным из которых был Отелла Харрингтон, и то лишь благодаря своему трагическому имени. 

С Бэроном Дэвисом все вышло посложнее. Фрэнсис почти сразу оказался в статусе главной надежды «Хьюстона» (Баркли травмировался, от Хакима уже потихоньку оставалась одна мечта). Борода начал карьеру, сидя на лавке за Дэвидом Уэсли – не бог весть каким великим игроком, но очевидно, что Дэвис не мог тогда составить конкуренцию даже ему. Вполне вероятно, что боссы «Хорнетс» сознательно берегли Бороду, потихоньку адаптируя его к новым условиям: они и без того серьезно рисковали, выбрав под топовым пиком человека, недавно перенесшего ужасающую травму «крестов». То, что Дэвису после такой катастрофы удалось стать одним из самых атлетичных защитников в истории, доказывает: НБА – единственное место в мире, где может случиться Чудо.

Загружаю...

(Информация к размышлению: вместе с «Бэрон Дэвис» люди часто ищут в Гугле некий «папа-досвидос». Переходить по ссылке и выяснять, что это за чертовщина, я не стал, но «папа-досвидос» – знаете, а ведь это потрясающая эпитафия для всей карьеры Дэвиса. А еще: «Он заигрывался и бросал кирпичи». А еще: «Он был великим шоуменом». Все подходит.)

- Лотерейные ошибки драфта: Джонатан Бендер (5), Траджан Лэнгдон (11), Александр Радоевич (12) , Уильям Эйвери (14)

Драфт оказался настолько глубоким и ровным, что серьезных лотерейных провалов на нем практически и не было. Откровенным бастом оказался Александр Радоевич – его, как это часто случается, брали в основном из-за роста в 221 см. Позже оказалось, что от малейшего прыжка у Радоевича подламываются ноги, подозревать его в наличии баскетбольных талантов тоже не приходилось – в общем, стандартная история европейских дылд, которые скаутам кажутся красными сверхгигантами, а оборачиваются субкоричневыми карликами. 

Загружаю...

Нехорошо получилось с Джонатаном Бендером. Профессиональный адвокат без труда вывалит на вас целую гору смягчающих обстоятельств. Да, он приходил в лигу совсем юнцом, а скаутинг в те годы был не тот, что сейчас. Да, его карьеру загубили травмы. Да, он оказался чертовски умным парнем, изобретателем (!) и бизнесменом. Но все же Бендер – ходячее подтверждение тезиса, что не стоит называть вторым Гарнеттом любого атлетичного 19-летнего сопляка, пока он не проведет в лиге хотя бы пару сезонов. Бендер и в здоровом состоянии не ослеплял окружающих сиянием своего таланта. А уж отдавать за него условно-звездного Антонио Дэвиса и вовсе было опрометчиво (через год Дэвис поехал на МВЗ; Бендер в это время играл в «Индиане» по десять минут за матч – что символично). Наконец, заметим, что симпатичная хоррор-короткометражка «Разочарование Джонатана Бендера» не имеет к пятому пику драфта-99 никакого отношения.   

Траджана Лэнгдона приходится вписывать в рубрику «Ошибки» дрожащей рукой: как может быть ошибкой покоритель всего и вся, попиратель турций, италий, евро- и ВТБ-лиг, одна из главных легенд евробаскетбола нулевых? Но все же для «Кливленда» его выбор действительно оказался ошибочным: в «Кавс» Лэнгдон не заблистал. Зато он стал объектом так называемого «парадокса Гомельского»: почему Владимир Александрович называет Рэджона Рондо Рахоном, в то время как Лэнгдона он все-таки именует Траджаном? 

- Первые пики драфта-2000: Ламар Одом (4), Уолли Щербяк (6), Рип Хэмилтон (7), Андре Миллер (8), Шон Мэрион (9), Джейсон Терри (10), Кори Магетти (13)

Загружаю...

Это просто небольшая затравочка. Да, большая часть лотереи-99 в следующем году претендовала бы на первый пик. Да, включая узкоспециализированного Щербяка и стального Андре Миллера, который дебютировал в НБА в возрасте шестидесяти двух лет. Теперь представьте, каково мне будет писать следующий текст цикла! (Симмонс, кстати, в своем воображаемом редрафте и вовсе ставит Мэриона на первое место уже в 1999-м году – и в какой-то мере с его мнением можно согласиться). 

 Из этого Уникального Журналистского Коллектива™ по-настоящему великую карьеру не сделал, пожалуй, никто – даже Хэмилтон. Кому-то помешали травмы, кому-то – невезение, кто-то просто уперся в потолок, кто-то получил помутнение рассудка от стилевых изысков своей жены... Но и разочарованно вздыхать по их карьерам тоже не хочется. Объективно говоря, никто из этих игроков не обладал потенциалом великого баскетболиста – это не уэбберы и не гранты хиллы. Но многие из них участвовали в МВЗ, были важнейшими звеньями своих команд, выигрывали титулы – короче говоря, все у них сложилось нормально.

(Ах да, я уже слишком устал, чтоб расчехлять рубрику «Питинизм драфта», но все-таки напомню – любой игрок начиная с восьмого пика мог стать игроком «Бостон Селтикс», если бы Виталий Потапенко перед этим не спас из горящего дома любимую болонку Рика Питино. Питино в ответ выменял его на пик. Если эту сделку не заблокировал Стерн, ее должен был заблокировать сам Господь Бог – но вот как-то не сложилось, и мэрионы-терри-кириленки проехали мимо Новой Англии. Занавес).  

- Стилы драфта: Рон Артест (16), Андрей Кириленко (24), Ману Джинобили (57)

Из трех главных «краж» драфта-99 настоящими «стилами» можно считать двоих: Андрея Кириленко и великого тараканьего гуру, сокрушителя мичиганских болельщиков и лучшего парня в мире после Шиди Уоллеса. В случае с Кириленко все, в общем, понятно: 18-летний Андрей был очевидно сырым для НБА, и 24-й пик для молоденького странного европейского дрыща без броска – и то серьезный аванс. Трудней объяснить, почему Артесту предпочли Уильяма Эйвери и Фредерика Вайсса – но такие истории случаются на каждом драфте, ничего экстраординарного.

Загружаю...

Манучар «Ману» Джинобили (Жинобили, Хинобили, Шнобеле) – это, конечно же, не стил. Под 57-м пиком нельзя «украсть» игрока. Ману – это другое. Это флопер, симулянт, хитрoжопый стервец, обладатель респектабельной плеши (когда-то успешно сочетавший ее с длинными распущенными волосами), сумасшедший слэшер, утром гений, вечером Turnobili, человек, принесший в лигу евростеп, большой шутник и нос майора Ковалева – короче, один из самых раздражающих парней лиги (СЛЫШЫШ, ДЖИНОБЕЛЕВСКИЙ?! ВСЕ ТЕБЯ НИНАВИДЯТ!!!). А еще – лучший второраундовый выбор в современной истории НБА. Игрок, открывший для «Сперс» новую эру – первая ласточка системы Бьюфорда-Поповича, «абсолютно нового способа развития команды, в котором менеджер находит талантливого иностранца, а тренер делает из него если не звезду, то точно крепкого игрока.»  

Ману пришел в НБА с большим запозданием – лишь через три года после драфта. Впрочем, едва ли его огорчает это обстоятельство: в 2001-м он успел стать чемпионом и MVP Финала Евролиги, самолично поставив на колени «Тау» в финале (27 очков в переломной 4-й игре), а в год своего дебюта в НБА уже поднял над головой чемпионский кубок в составе странных «Сперс»-2003.  

- Техас-Пекин драфта: Ван Чжичжи (36)

Ничем не примечательный китайский центровой, тем не менее, стал основоположником важного тренда: в каждой техасской команде непременно должен поиграть китаец. Приютивший Вана «Даллас» наступил на эти грабли дважды (вторым был И Цзяньлянь); одного китайца усыновил Грегг Попович (Менге Батыр в 2002-2003), ну а самые известные представители Поднебесной играли, само собой, в «Хьюстоне» – но о них речь пойдет в наших следующих материалах.  

Загружаю...

- УНИКС драфта: никто

Все, что имеет начало, имеет и конец; ну, или, по крайней мере, делает паузу. Делает паузу и наша любимая рубрика: как ни печально, но драфт-99 не дал казанской команде ни одного игрока. Они ехали в Москву и Пермь, Цзянсу и Ашкелон, Сантьяго-де-Компостелу и город Слупск; но ни один из выпускников этого года не захотел отправиться в столицу Татарстана.

- Имя драфта: Метта Рон Панд

Серьезно, парни, – неужели это мог быть кто-то еще?

- Факты драфта: 

Место проведения: Вашингтон, США

Дата: 30 июня 1999-го

Играли в НБА: 46 игроков из 58 выбранных

Участники Матчей всех звезд: девять игроков (Элтон Брэнд, Стив Фрэнсис, Бэрон Дэвис, Андрей Кириленко, Ману Джинобили, Рон Артест, Шон Мэрион, Рип Хэмилтон, Уолли Щербяк)

Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel/Allsport, Craig Jones/Allsport, Donald Miralle/Allsport

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Драйв-н-кик
Популярные комментарии
умная Илона
про Парадокс вспомнилось: в 90-е Александр Яковлевич в репортажах называл Базаревича Базиком. меня волновал вопрос, как Базаревич называет Гомельского...
Роман Сприкут
Лучший друг Расселла Роуза.
Ответ на комментарий steffaville
Кто такой Деррик Уэстбрук?
Роман Сприкут
Чтобы создать коллективный образ высокого атлетичного разыгрывающего "новой формации", прототипами которого стали 2 и 3 номера драфта-99. Почему я должен объяснять чужие шутки?))
Ответ на комментарий steffaville
смысл был менять имена?
Еще 129 комментариев
132 комментария Написать комментарий