Как это работает. Влияние Тимофея Мозгова на игру «Кливленда»

Переход российского центрового в «Кливленд» стал переломной точкой в сезоне команды ЛеБрона Джеймса. Блог «Планшет» изучает вклад Тимофея Мозгова.

Тимофей Мозгов приехал в «Кливленд» 8 января. В майке «Кливленда» он провел 41 матч: и если не считать первую неделю, когда не было Джеймса, то после объединения сегодняшнего костяка «Кэвз» выиграли 31 матч из 38, то есть больше 80 процентов, что, естественно, является лучшим показателем в лиге.

Значимость Мозгова не стоит переоценивать, так как его появление в «Кливленде» связано и с другими факторами (возвращением Джеймса из Майами с совершенно другим отношением и в другой форме, переходом (и абстиненцией) Джей Ар Смита и Имэна Шамперта, удалением разлагающего влияния Диона Уэйтерса и более удачным перераспределением ролей). Но также очевидно, что влияние российского игрока – один из основных факторов, которые помогли «Кэвз» спасти сезон. Даже скептически настроенный по отношению к Тиме Билл Симмонс не отрицает этого, пускай и в эпатажном духе: «Если Мозгов – это решение проблемы, то я не хочу знать, что у вас была за проблема»… В общем, все же имеет смысл посмотреть, что за проблемы помогал решать Мозгов.

Загружаю...

Присутствие в «краске»

В новую мантру Марка Джексона «значение «большого» под щитом переоценивают» пока никто не верит. А потому «Кливленд», особенно после потери Варежао, искал игрока, который бы принимал на себя главный удар в защите и замыкал на себя всю систему.

Мозгов – «большой», и, как известно, это то, чему нельзя научить. Его значимость для команды, вроде бы не столь заметное со стороны, очень хорошо видно в цифрах. До обмена «Кэвз» пропускали в среднем 100,1 очка при 47 процентах соперника (второй с конца показатель в лиге) и имели защитную эффективность 108,8 при эффективном проценте попадания соперника 51,7 (средние показатели по лиге – 105,5 и 49,5). После обмена – 97,3 очка при 43 процентах (один из лучших показателей в лиге), при защитной эффективности 105,3 и эффективном проценте 48,5.

То же самое отражается и по статистике присутствия/отсутствия Мозгова на площадке: при нем рейтинг эффективности атаки соперников составляет 102,1, без него – 107,7.

С ним «Кэвз» набирают на 14 очков больше соперника (на 100 владений), тогда как без него эта цифра составляет 1,8.

Что же такого делает Мозгов?

Загружаю...

Лучшая иллюстрация влияния Мозгова на защиту – это броски соперника в метре от кольца. Без него (до его перехода и в те моменты, когда он сидит на скамейке) 31,8 процента всех бросков совершается именно отсюда, из них реализуются 65,0 (средний показатель по лиге 62,6). В присутствии Тимы эти цифры снижаются до 27,5 процентов от всех бросков с игры, а процент падает до 58,5.

Индивидуальные показатели Мозгова в данной области тоже находятся на вполне добротном уровне. Согласно данным SportVU, он противодействует 8 попыткам под кольцом за матч и позволяет соперникам забивать в 46 процентах случаев. Это, конечно, немного ниже, чем у новоявленного монстра защиты Руди Гобера (39,2), гуру в данной области Роя Хибберта (43) и Эндрю Богута (41), но вполне сопоставимо с Тимофеем Данканом (тоже 46).

Последний матч с «Чикаго» очень хорошо подтвердил все эти наблюдения: Мозгов по большей части очень удачно оборонялся против Пау Газоля, выдавливал того из поста и не давал пасовать, а одновременно зацементировал «краску», наведя страху на маленьких «Буллс».

Бывает, что Тима все так же допускает ненужные ошибки (чаще всего из-за чрезмерной старательности), и ему еще нужно работать над вертикальным выпрыгиванием, смертоносным оружием Роя Хибберта. Но те стереотипы, которые были при переходе в «Кэвз» (ужасный актер, слишком мягкий в защите, склонен к позиционным ошибкам), Мозгов уже разрушил. Он просто стоит в «краске», просто не требует помощи при защите один на один против элитных центровых, просто пугает маленьких соперников своими габаритами…

Загружаю...

В результате его партнеры в защите выглядят совсем не так, как об этом привыкли думать. До прихода Мозгова при защите в пределах 3 метров от кольца через Кевина Лава забивали 62 процента бросков, через Кайри Ирвинга – 70,9. Сейчас эти цифры улучшились до 43,2 и 42,7 процентов.

Защита против пик-н-роллов

Продолжение этой истории находит отражение и в одном из определяющих элементов защиты: с Мозговым противодействие пик-н-роллам у «Кэвз» оказалось одним из самых эффективных в лиге. По данным Synergy, в подобных ситуациях против центрового «Кливленда» набирают 0,8 очка при 41 проценте с игры.

Как это работает, также вполне объяснимо.

В матче с «Чикаго» и Аарон Брукс, и Джимми Батлер опасались идти под кольцо против Мозгова, предпочитая искать другое направление или бросать с дистанции. При этом, даже когда у «Чикаго» вроде бы получался пик-н-поп (как вот здесь, где Брукс отбрасывает мяч Газолю), скорость Тимы позволяла ему быстро восстановить позицию и успеть помешать броску.

Загружаю...

Возвращение в защиту и подстраховка

Кажется, что качество, выделяющее Мозгова на фоне остальных «больших» – мобильность, плохо сочетающаяся с его габаритами, стало очень важным для обретения себя в «Кливленде», рядом с Кайри Ирвингом, Джей Ар Смитом, ЛеБроном Джеймсом и другими. В среднем за 48 минут центровой преодолевает 3,5 мили – и это лучший показатель в лиге для «больших», сопоставимый разве что с цифрами малышей и свингменов (максимум в лиге – Пэтти Миллс, 3,8).

В «Кливленде» российский центровой – лишь дополнительный элемент, важный, но мало задействованный. В нападении он редко получает мяч и больше помогает заслонами и подборами, освобождает зону для атаки. В защите противодействует центровым, до которых редко доходит мяч, старается заполнять зоны, мешающие атакам. Чтобы успевать за партнерами и не выпадать из ритма, Мозгову и приходится так много бегать, где-то он даже прикладывает слишком много усилий. Но «Кэвз» повезло, что у них оказался такой «большой», который готов подстраиваться под них и носиться туда-обратно. Они не ждут Мозгова в атаке и не оказываются с неприкрытой дырой в защите – почти всегда он успевает добежать вовремя.

Загружаю...

(Забавно, что с Мозговым на площадке «Кэвз» играют даже быстрее, чем без него).

Опция в позиционном нападении

Согласно статистическим наблюдениям, «Кливленд» выглядит предпочтительнее и в атаке в те минуты, когда их центровой находится на площадке: рейтинг атаки – 116,2 с ним и 109,5 без него (плюс прогресс в эффективном проценте попадания).

Прежде всего, растет процент попадания в метре от кольца – до 68 с Мозговым (62 без него), что объяснимо, учитывая его 73 процента.

Мозгов не так часто получает мяч на чужой половине (у него 16,2 касания), но в «Кливленде» это и не нужно. Основные функции центрового: заслоны и борьба за отскоки. Если учесть, что в команде есть Кайри и ЛеБрон, и им и так нужно думать о том, чтобы больше загружать Лава, то это вполне работает.

Важно, что партнеры Тимы вполне понимают, что могут рассчитывать на большее.

Пара иллюстраций из матча с «Чикаго».

Загружаю...

1 – Кайри Ирвинг немного завозился с мячом, отбросил его Мозгову в хай-пост и рванул под щит, где и получил мягкую передачу. Соперники оказались не готовы к тому, что центровой в такой ситуации будет искать партнера.

2 – Несколько раз за матч в позиционном нападении получалось так, что при растянутом периметре Мозгов отвоевывал место внизу против Газоля и энергично требовал мяч. Каждый раз (чаще всего Джеймс) эти призывы не оставляли без ответа. (В пост-апах Мозгов набирает 0,9 очка за владение при 88 владениях, для сравнения – Тьяго Сплиттер – 1,07 за 85, Уайтсайд – 0,9 за 91).

(При этом Мозгов вполне интересен и при пик-н-роллах – за свои 76 владений он набрал 93 очка (1,2 за владение), что вполне сопоставимо с 1,3 Ховарда и 1,4 Уайтсайда).

3 – Ну, и какой еще центровой донесется от дуги до кольца.

Загружаю...

Заслоны

Хотя Мозгов не произвел ни одного трехочкового в форме «Кливленда», атаки из-за дуги в его присутствии тоже получаются лучше (39 процентов при 36,5). Если тут дело не в исполнителях, то, скорее всего, в том, что центровой, во-первых, стягивает внимание на себя, во-вторых, ставит такие заслоны, что дает снайперам полнейшую свободу.

Вот иллюстрация первого.

При пик-н-ролле Мозгов бежит к кольцу параллельно с Джеймсом. На него смещается Ноа, оставляя Лава в углу – скидка следует именно туда.

А вот второго.

Даже при наличии Ирвинга и Джей Ара Смита нападение «Кливленда» получает импульс именно после двоечек – после заслона Мозгова («А Мозгов ставит такие заслоны, какие и нужно ставить», – говорят в лиге) игрок с мячом получает необходимую свободу, и дальше уже все идет само собой.

Характерно, что среди пяти самых полезных сочетаний в команде Мозгов фигурирует в трех – это Мозгов-ЛеБрон (+17,1 очка), Мозгов-Лав (+15,1 очка) и Мозгов-Кайри (+13,5 очка).

Загружаю...

Подборы в нападении

Ввиду индивидуалистичного стиля нападения «Кэвз» у центрового появляются возможности поэкспериментировать и на чужом щите: небольшая, но все же помощь в атаке (27,3% с ним, 26,6 – без него)

В целом

По общей эффективности Мозгов – третий в «Кэвз» и по PER (19,2), и по показателю Win shares за 48 минут (0,17) после Джеймса и Ирвинга.

Фото: REUTERS/David Richard/USA TODAY Sports

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Планшет
Популярные комментарии
Pasta
Вау, какой объемный и качественный материал, да еще про нашего игрока) Мое почтение)
томск
Тима молодец. всего трудом добивается
iliada-73
Спасибо за долгожданный материал. Понимаю политику сайта: наверняка хотелось выпустить подобный текст поближе к плей-офф (из самых разных соображений, не исключая и суеверные). Нам, болельщикам Тммофея, оставалось лишь запастись терпением. Теперь, когда плей-ооф у Кавс уже в кармане и Тима прошел регулярку без травм и болячек, можно, не боясь сглазить, выпускать материал на суд широкой публики. По-прежнему считаю, что главную пользу Мозгова трудно отразить в цифрах. Например, если малыши команды соперника регулярно забираются под самое кольцо (как это было в гостевом матче с Далласом) и вместо кольца видят ствол и две тяжелые ветки, полностью заслоняющие белый свет - как это перевести в числовой ряд? Это не блок-шот, не подбор. Просто раз за разом запоротые атаки. То, как комфортно Леброну и Кайри атаковать из-под Тимохиных заслонов. Та же история. Смит - нет, ему чем тяжелее, тем лучше, а этим двум заслоны нашего центрового - как бальзам на душу. Неоднократно видел, как Леброн морщится от заслонов Томпсона. Морщится и досадливо машет рукой: мол, иди под кольцо, вылавливай подбор, если с заслоном толково помочь не можешь. Еще одна важная (может быть, даже самая важная) деталь, которую ну никак не отразить в цифрах - это, конечно, общая адекватность Мозгова. Причем заметно, что Леброн вошел в тот возраст, когда подобную адекватность начинают ценить и, повторю, ценить даже больше всего остального. Мы же видим, какие разнообразнейшие тараканы селятся в головы других центровых и вообще больших. Достаточно произнести слово байнум - ну и еще полтора десятка особей вслед за ним. Также все эти молодежные примочки, закосы, залеты, гетто-привычки и прочее, и прочее. А тут вдруг - взрослый, надежный, абсолютно адекватный. Леброн уже по-всякому говорил, что это просто подарок. Ну что ж, болеем и ждем плей-офф? У Мозгова и Шамперта опыт в игре навылет минимальный (и скорее негативный), у Лава, Ирвинга, Томпсона и Деллаведовы - нулевой. О том, КАК ЭТО РАБОТАЕТ в плей-офф, они, в общем, понятия не имеют. Тем интереснее. И - спасибо еще раз. Будем надеяться, повод для повторного (уже летнего) материала у автора появится...
Еще 61 комментарий
64 комментария Написать комментарий