Бессонные ночи Аркадьева и Якушина
В среду «Арена Химки» примет центральный поединок 22-го тура премьер-лиги ЦСКА — «Динамо».
Во второй половине 40-х эти клубы были сильнейшими в СССР. Бело-голубые под началом Михаила Якушина и «команда лейтенантов» во главе с Борисом Аркадьевым люто соперничали друг с другом в борьбе за золото. Порой судьбу чемпионства решали, что называется, миллиметры.
UEFA.com погрузился в литературу, содержащую ценный материал о прославленном московском дерби.
Лев Филатов, «Возвращение»: «Знаменитое послевоенное семилетнее противостояние ЦДКА и «Динамо» мало того что подняло футбол в глазах публики — заставило всех обернуться к тренерам. В то время принялись гадать не только о том, забьют ли Федотов с Бобровым или Соловьев с Карцевым, а и о том, что секретно задумали мудрый Аркадьев и хитрый Якушин. Оба они тогда сделались невероятно известными, каждое их словечко ловили и передавали».
Михаил Якушин, «Вечная тайна футбола»: «Меня и сейчас, когда я вспоминаю историю нашего соперничества в первых послевоенных чемпионатах страны с командой ЦДКА, охватывает волнение. Какой накал борьбы, какие драматические ситуации! 1945 год — мы уверенно выигрываем первенство».
«1946 год — безоговорочно проигрываем. 1947 год — при равенстве очков судьбу золотых медалей решает соотношение забитых и пропущенных мячей. У ЦДКА оно лучше на 0,01.
«1948 год — за четыре минуты до конца последнего матча первенства мы уже чувствуем себя чемпионами, так как счет 2:2 нас устраивает, но в этот момент Всеволод Бобров забивает третий мяч в ворота «Динамо»… 1949 год — московское «Динамо» на шесть очков опережает ЦДКА, в пятый раз в своей истории становится чемпионом и устанавливает рекорд результативности первенств, который не побит до сих пор, — 104 мяча».
«Широкая публика вряд ли знала о том, что старшие тренеры двух непримиримых соперников соседствуют не только в турнирной таблице, но и живут в одном доме, больше того — на одной лестничной площадке. Не одну бессонную ночь провели мы, разделенные лишь стенной перегородкой, обдумывая планы предстоящих игр наших команд… Но когда встречались, разговор шел о чем угодно, только не о делах «Динамо» и ЦДКА. Борис Андреевич Аркадьев и тут проявлял высшую деликатность, опасаясь быть неправильно понятым. Я отвечал тем же».
«Московское «Динамо» и ЦДКА. В составах этих команд играли тогда почти все лучшие советские футболисты. Вот почему их преимущество в чемпионатах над остальными соперниками в ту пору было столь ощутимым. Другие клубы проявляли себя лишь временами, на каком-то этапе первенства или в кубковом турнире, дистанция которого коротка — на несколько встреч собраться всегда можно».
Михаил Щеглов, «Динамо» Москва»: «[В 1947 году] армейцам оставался последний матч — в Сталинграде. В случае успеха они догоняли динамовцев. Тогда решающим фактором становилось соотношение мячей. До матча ЦДКА на берегах Волги этот показатель у «Динамо» был равен 3,80 (57:15), а у соперников — 3,50 (56:16). Только победа со счетом 5:0 могла помочь армейцам опередить конкурентов. В случае если они пропускали гол, им нужно было побеждать со счетом 9:1… ЦДКА выиграл 5:0 и, добившись коэффициента 3,81, стал чемпионов. Правило определения чемпиона страны со следующего года было изменено. С тех пор в случае равенства очков у лидеров чемпион должен был выявляться в дополнительном матче».
Константин Бесков, «Моя жизнь в футболе»: «Наша сугубо спортивная конкуренция была прекрасной. И болельщики-ветераны помнят, что на встречах ЦДКА и «Динамо» всегда был полный аншлаг. Более того, бросая взгляд с поля на трибуны, я видел, что люди (в основном, мальчишки и юноши) сидели на ступеньках лестниц, а многие стояли на галерках. Московские «умельцы» всегда находили способ пройти на стадион без билетов, достать которые тоже надо было уметь».
«В боевитости, мобильности, выносливости, настойчивости мы товарищам из ЦДКА в тот момент уступали. Борис Андреевич Аркадьев, обладая огромным опытом и обширными познаниями, зная при этом динамовцев как свои пять пальцев, делал в ЦДКА акцент на функциональные кондиции, на атлетизм, потому что в техническом и тактическом плане его подопечные были не хуже нас».
«В документальном фильме восьмидесятых годов «Футбол нашего детства», по замыслу сценариста и режиссера, на поле стадиона «Динамо» вышли армейцы и динамовцы первых послевоенных лет. Был там и я. Мы стояли двумя шеренгами, как перед началом матча, каждый на своем месте, но между многими образовались печальные бреши: не было в живых Сергея Соловьева и Григория Федотова, Владимира Демина и Василия Карцева, Всеволода Боброва и Алексея Хомича… Когда я смотрел эти кадры по телевидению, слезы сами собой выступили на глазах. Те и другие, неважно, в футболках какого цвета они играли, были друзьями моей молодости и остаются для меня символом Большого Футбола».
◊ источник