Атрибутика. Уличная одежда

Одним из проблемных мест отечественного околохоккея является атрибутика. Сейчас в этом направлении наблюдается небольшой прогресс. Ассортимент постепенно расширяется, основные позиции потребительского спроса закрываются. Серьезную роль в этом сыграла компания «Атрибутика энд Клаб». В компании сформирована правильная философия. Собственник компании, Евгений Лариков, постоянно осваивает новые рынки, получает эксклюзивные лицензии. В хоккее его компания и вовсе забрала себе практически всю нишу и готова предложить любому клубу достаточно широкий комплекс атрибутики под ключ. Какое-то время назад «Атрибутика.ру» была мессией для хоккейных клубов. Она и сейчас не теряет свои позиции. Однако все чаще приходится слышать от представителей клубов определенные недовольства: из-за производства в странах Азии в условиях кризиса увеличилась цена; вследствие возросших объемов производства клубные коллекции стали однотипными. И хотя лицензиаты НХЛ делают так же — типовой дизайн для всех, клубы стремятся к эксклюзивности. Несмотря на некоторые проблемы, «Атрибутика энд Клаб» закрывает самую большую дыру — удовлетворяет спрос массового покупателя. 

Загружаю...

Тем не менее, основная тема моего поста будет не о самом массовом и прибыльном мерче. Существуют другие группы людей, которые хотят и готовы купить иные вещи по фасону, дизайну, качеству. К сожалению, таких вещей просто нет в клубных сторах. 

Начну с примитивных потребностей. Кроме множества ноунейм брендов, на полках клубных магазинов должны присутствовать товары известных мировых марок. На Олимпиаде я был приятно удивлен хоккейной линейкой «Найки». Материалы, технологии, качество и цена — все было достойным и приемлемым, в отличие от сомнительного «Боско». Еще один американский бренд «Андер Армор» стремительно набирает популярность. Он обязательно должен присутствовать в российском хоккее, не только в качестве термобелья игроков. Что уж говорить о кепках «Нью Эра», если бейсболки самого хоккейного бренда «Рибок» представлены не во всех клубах КХЛ. 

К слову, компания Романа Ротенберга «Спортконцепт» стала эксклюзивным дистрибьютером продукции «Рибок/ССМ» в России. Не удивительно, что именно у СКА «Рибок/ССМ» представлен достаточно широко. «Спортконцепт» молодая компания. Если говорить о мерчендайзинге, то пока она обслуживает только спортивный бизнес семьи Ротенбергов: СКА, «Йокерит», ФК и ХК «Динамо». В будущем этот мощный холдинг должен стать серьезным игроком на рынке.

Существенным недостатком практически всех клубов является отсутствие так называемой „уличной“ одежды. Этим сегментом не стоит пренебрегать, ведь уличная одежда пользуется спросом не только у армии тинейджеров, субкультур, но и у простых людей, которые научились понимать разницу между одеждой для пробежки и повседневными вещами. Стритвеар уже полноценно вошел в нашу жизнь: «Хауз», «Кропп», «Адидас Ориджиналс», «Рибок Классик» и др., а это значит, что и хоккейному менеджменту пора задуматься об этом. Естественно, речь идет только о крупных городах. Менеджерам условной «Северстали» этот пост можно не читать. В мегаполисах и больших городах процент молодежных течений значительный. Кроме этого, как я уже сказал, „городская“ культура начинает входить в обиход и простых граждан. Самым ярким атрибутом стритвеара является снепбэк (кепка с прямым козырьком). Еще пару лет назад их покупали только странные подростки, а все остальные обходили стороной, но сейчас ситуация поменялась, и в снепбэке можно встретить и взрослого мужчину, и подростка, не относящего себя к каким-то субкультурам. Естественно, снепбэки это только верхушка айсберга, к тому же они ограниченно представлены во многих клубных магазинах, но кроме них есть и другие вещи сегмента стритвеар: футболки, худи, свитшоты. Все перечисленные категории отличаются от обычных более дерзкими принтами и определенными материалами. 

Загружаю...

Разумеется, в лиге только передовой СКА уделяет хоть какое-то внимание этой нише.

Болельщик насытился однотипными вещами с логотипом своего клуба. Ему хочется выйти за пределы стадиона с атрибутами своей команды, показать, что он любит хоккей, при этом оставаться модным и быть в своей тарелке. Но он не может этого сделать, так как прямолинейный мерч для трибуны, не уместен для офиса, кафе или клуба.

Есть два направления для принтов. Первый — это леттеринги и альтернативные логотипы.

Загружаю...

Второй — отвлеченные иллюстрации на хоккейную тему с второстепенным небольшим логотипом или названием клуба.

Иллюстрации недавней коллекции СКА

Загружаю...

Аналогичный принт питерского бренда «Медуза»

Стили принтов могут быть абсолютно разными: от лайтового фана до серьезного творчества.

Отечественных брендов городской одежды сейчас достаточно много. И они продолжают появляться. В условиях кризиса для такого бизнеса благоприятные условия. Эксклюзивность небольших тиражей и производство в России позволяют им уверенно держаться на плаву. Это нельзя назвать кустарщиной. Дотошные хипстеры обладают чувством вкуса и ценят внимание к деталям.

Отличный леттеринг марки «Волга мама» новой коллекции «Победа»

Леттеринги всегда должны быть нарисованы от руки. Между нарисованными надписями и набранными шрифтом — пропасть.

 

«Масскотт» — единственный отечественный бренд, который специализируется на хоккее. 

Загружаю...

Футболки и шапки бренда «Масскотт»

Я упомянул о том, что одежда отличается не только принтами, но и материалами. Для уличной одежды характерно комбинирование материалов. Часто используется меланж. Причем меланж не только серый, но и цветной. Самым крутым материалом, на мой взгляд, является камуфляж. Про камуфляж можно написать отдельный пост — это огромный пласт науки и искусства. Не случайно камуфляж является неотъемлемой частью мира моды. С камуфляжем нужно работать аккуратно. Неправильно подобранный камуфляж может испортить товар.

Загружаю...

Натуральный (правильный) и искусственный (неправильный) камуфляжи

Есть несколько легендарных камо, из них получаются самые трушные вещи.

Вудленд и 6-ти цветная пустыня

 

Классная коллекция «Адидаса». Конечно, надевать нужно не более двух предметов.

Армейцам с Невы близка милитари тема. Но дело не только в этом. Там отличный смелый маркетинг и руководство. В лиге существует фраза «Такого еще нет у СКА». Как жаль, что для основной массы менеджеров это повод подождать и лишь для единиц призыв к действию.

 

 

Камо пак СКА

 

Загружаю...

Кепки хоккейного бренда «Гонгшоу»

 

Кепки коллекции СКА

Разумеется, в качестве основы камуфляж используется не так часто. В основном он служит дополнительным материалом для отделки и комбинирования. 

Загружаю...

Современные пиксельные камуфляжи я бы не рекомендовал использовать. Они еще слишком свежи и не так популярны в уличной одежде. 

Печально, но практически весь отечественный камуфляж, за редким исключением, очень слабый. В фешн индустрии его применять нельзя. 

Камуфляж, адаптированный под клубные цвета, имеет место быть, но выглядит менее круто.

Возможно, сейчас не лучший фон для камуфляжа, но его не нужно ассоциировать с политикой. Это вечная мода, в которой камуфляж живет своей жизнью без какой-то привязки к 23 февраля.

Заключительная часть поста получилось объемной из-за того, что не проста для понимания и требовала наглядных примеров. Надеюсь, этот текст будет полезен в первую очередь менеджерам клубов. 

Ссылки по теме:

Проект «Фейсес энд Лейсес» о субкультурной моде

«Масскотт»

«Волга мама»

«Медуза»

«Нью Эра»

«Атрибутика энд клаб»

«Спортконцепт»

«Файв стар кэп» 

Твиттер: @mihanti

Загружаю...

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
ReForma
Популярные комментарии
B@Y@ #85
еще очень важный аспект - не только производство широкого ассортимента, но и продажи. Вам прекрасно известно, что рулят продажи, если продаж нет, то хоть ты производи самую крутую атрибутику в мире - толку не будет. Наши клубы, к сожалению, продавать не умеют. Недавно писал 2 поста про интернет-магазин клубов КХЛ, по большому счету - это позор, а не магазины. Складывается ощущение, что в клубах особо никому это и не нужно. Я вижу основной вектор развития в уличной одежде для клубов в сотрудничестве с небольшими российскими компаниями. Это позволит добиться оригинальных фасонов и принтов, а так же даст толчок к продвижению. Небольшие компании более внимательно относятся к деталям и активно продвигают свою продукцию. Но было бы желание...
Дмитрий Куприн
Огромный минус маркетинга и прочего мерча, что ни у кого нет больших размеров кроме джерси. Средний болельщик все видели какой имхо 3хл должно быть
Sebastian Roberto Pereira
Михаил, я, собственно лишь выразил сожаление .что такой замечательный материал написан лишь о хоккее а не о баскетболе или футболе, к примеру
Ответ на комментарий Михаил Антипин
Если говорить о блоге, то да, он о хоккее. Ну а этот пост можно и к другим лигам применить. Думаю, что там примерно то же самое.
Еще 41 комментарий
44 комментария Написать комментарий