Музпросветом по галактике

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Предисловие от Шерлока:

Друзья, очень хочу порадовать вас перед Новым годом (лучше бы валюты прислал) - мы все вместе будем узнавать современную музыку благодаря книге "Музпросвет". Для меня эта книга в свое время стала настольной. Все примеры, приводимые в ней, я буду стараться сопровождать композициями, видео, аудио, фотографиями. Лично мне этого очень не хватало при прочтении - сразу слушать то, о чем говорит нам рассказчик. У вас такая возможность будет. Книга очень спорная (самая частая мысль - автор мудак не прав), провоцирующая на собственные исследования (а правда ли, что диджеинг пошел с ямайки, действительно ли хаус изобрели в США, а не в Европе, что круче - электронная музыка или "живая"), она станет некой попыткой понять все, что происходит в мире музыки на данный момент. Очень надеюсь, что вам она понравится. Вместо унылой тишины можно насладиться вот этим:

Загружаю...

1

2

Загружаю...

Погнали! 

 

О чем эта книга:

Первая краткая история современной музыки после рок-н-ролла, написанная по-русски. Семидесятые, восьмидесятые, девяностые и нулевые. Базовые стили от регги до easy listening, от техно до транса, от индастриала до пост-рока с остановками в фанке, диско, трип-хопе, драм-н-бейсе, хаусе и др. Ключевые термины новой музыкальной реальности, история «новой волны», рождение электроники и диджейства, портреты музыкантов, совершивших революцию в звуке и способах его записи, фрагменты интервью с Ли «Скретч» Перри и участниками группы Kraftwerk. Все это в авторской книге кельнского музыкального критика, ведущего передачи на «Немецкой волне», Андрея Горохова.

Что такое Музпросвет? (предисловие от автора книги)

Музпросвет – довольно противоречивое предприятие, ставящее своей целью расхваливание болячек современной музыки.

Охватить взглядом современную музыку просто невозможно. Искренно полюбить ее во всех ее многообразных проявлениях – тем более. Но и игнорировать ее нельзя.

Загружаю...

Ситуация несколько облегчается тем обстоятельством, что не так уж она нова и разнообразна, как кажется на первый взгляд.

Новы и разнообразны ее потребители. В 1998 году в Москве на Горбушке на вопрос «Есть у вас Panasonic?» – я получал ответ: «Да, стоит дома в углу». Продавцы оригинальных западных CD, то есть люди, казалось бы, осведомленные в новых тенденциях, не были в курсе, что вот уже несколько лет финский дуэт Pan Sonic – это одно из самых интересных и радикальных явлений современной музыки.

3

С тех пор ситуация кардинально изменилась. В прошлом году каждый, кто добрался до Интернета, тут же узнавал, что самое модное и интересное – это электроника, IDM, минимал техно, Владислав Дилэй, Oval, Autechre, лейблы Warp, Mille Plateaux и Mego.

Глядящим сквозь mpЗ-призму стало казаться, что электроника (музыка, ведущая на Западе, скорее, маргинальное существование) – это вообще единственное, что есть интересного и ценного. Все остальное – не считается.

Мне кажется, что вот именно это «mpЗ-поколение» и находит в Музпросвете пищу для ума. Я сам отнюдь не считаю, что электроника – это единственное, что можно называть музыкой, но должен признать, что это именно то, чем сегодня занимаются наиболее инициативные и независимо мыслящие музыканты.

Загружаю...

В любом случае, современная музыка, от Kraftwerk до драм-н-бэйса, уже давно заслужила, чтобы на нее был пролит свет.

70-е

Глава первая. Ямайка

Истоки современного, так сказать, ди-джейского отношения к музыке следует искать на Ямайке. Там уже в середине 50-х годов действовало более 250 саундсистем (soundsystems).

Они состояли из колонок, усилителя, проигрывателя грампластинок и грузовика, на котором все это добро разъезжало по дорогам. Но саундсистема – это, разумеется, не столько гора аппаратуры, сколько кустарное предприятие по организации дискотек на свежем воздухе. Саундсистемы заводили ритм-н-блюз, изготовленный в южных штатах США. Почему, собственно, именно его? А потому, что причиной возникновения и распространения саундсистем было то, что далеко не все жители Ямайки обладали портативными радиоприемниками. Особенным шиком считалось слушать транзистор на улице. А из ямайских радиоприемников неслись, разумеется, программы южных радиостанций США. Устроить саундсистему, чтобы орошать модной музыкой всю улицу, – это довольно логичный шаг.

Загружаю...

В конце 50-х хозяева саундсистем пришли к выводу, что следует самим приступить к изготовлению музыки, то есть к печатанью семидюймовых сорокапяток.

Самодельный ямайский ритм-н-блюз был довольно быстрым и попрыгучим. Эта музыка называлась ска (ska).

4

Загружаю...

Несколько замедленный и утяжеленный вариант ска в середине 60-х был назван рок-стэди (rock steady).

5

Музыка продолжала замедляться, значение баса возрастало. В 68-м появился регги, музыка стала более резкой, отрывистой и экстатичной. Бас-партия уже не занималась мягким сопровождением мелодии, а поломалась на части и распалась в последовательность однообразных пассажей, которые задавали ритм. Партия же барабанов становилась все менее виртуозной, ударные ставили лишь акценты на вершинах бас-холмов, служа своего рода ритмическим пунктиром. Вся музыка держится целиком на бас-партии, которую называют риддимом (riddim – ритм).

6

Загружаю...

Многие риддимы состоят всего из двух нот, между которыми и извивается бас. Поскольку мощные удары баса не очень сильно отличаются друг от друга, особое значение обретает пауза, пропущенный удар, сбой в равномерном пульсировании. Поэтому риддим – это последовательность из мощных толчков баса и коротких пауз, ямайский бас не мелодичен, бас задает ритм.

Один раз сочиненный или где-то украденный риддим может быть использован сотни раз – существуют авторские права на мелодию, но не на ритм-партию! Бас-партии, появившиеся в конце 60-х, применяются и по сей день. Общее количество классических риддимов оценивается примерно в пятьдесят штук.

Постоянно повторяющийся короткий бас-пассаж – в музыковедении это явление называется остинатным басом (basso ostinato) – является регги-эквивалентом риффа, на котором строился ритм-н-блюз, а позже – и тяжелометаллический рок.

Рифф исполняется в унисон всеми имеющимися в распоряжении рок-группы электрогитарными силами, не меняется по ходу песни и выполняет функцию одновременно и фундамента, и кованого сапога. Риддим тоже несет музыку вперед, но в отличие от хард-рока вовсе не норовит дать слушателю под зад, а, наоборот, как бы укачивает.

Ямайская музыка предназначалась исключительно для танцев, но, несмотря на то что танцы – это явно профаническое занятие, музыка вовсе не была религиозно нейтральной. В американском ритм-н-блюзе была сильна госпел-традиция, на ямайскую музыку сходным образом большое влияние оказывали религиозные секты и группы.

Загружаю...

Во времена ска и рок-стэди стиль одежды и поведения был вполне интернациональным и характерным для моды буги-вуги, твиста и рок-н-ролла: у девушек – высокие прически и узкие цветастые блузки, у юношей – зауженные пиджаки и брюки. Появление регги означало настоящий переворот и изменение мировоззрения. Регги неразрывно связан с религией растафари. (Нельзя не заметить, что бум растафарианства на Ямайке по времени совпал с хиппи-бумом в США, хотя прямой связи тут нет.)

Цель религии – исход из неволи, то есть из Вавилона, и возвращение на священную родину, где закопаны корни – сами понимаете, roots. То, что для темнокожего населения Ямайки далекой родиной является вовсе не Эфиопия, а Конго, значения не имеет. Кстати, в Эфиопию так никто и не вернулся: победило мнение, что нужно сначала разрушить злой Вавилон – царство распутства, порока и наживы – и лишь потом всем вместе – и белым, и черным – вернуться на родину.

7

Загружаю...

Символы религии – лев в короне и триколор. Зеленый, желтый и красный – это цвета эфиопского императорского флага. Долгие тридцать лет – до конца 60-х – религия растафари была уделом кучки фанатиков – мирных и дружелюбных, но крайне немногочисленных и замкнутых. Лишь с появлением регги она стала всеобщим ямайским делом.

Марихуана, бас и Ветхий завет – вот три столпа музыки регги и религии растафари.

Андрей Горохов, Музпросвет ©

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Audios by Sherlock ヽ(・ω・)ノ
Популярные комментарии
Артем Кистев
Да были времена) Помню к нам приезжали The Wailers, там еще три старичка оставалось из состава Боба, но на вокале был другой чел, хотя голос был очень похож. Вот там было круто. Появился какой-то мелкий чел, который ходило по всему залу с огромным пакетом травы и всех накуривал без разбора. Мы его зеленой феей прозвали. В общем было весело) На ленинградке был клуб, а вот год не помню. Сейчас даже не знаю остался ли кто живой из старого состава.
Ответ на комментарий voodoochild
Аналогично))
Артем Кистев
Хайле Селасси Ай, кинг оф кингс энд лайон оф джуда. Джа! Раааастафарай
Raaalf
Великолепно. Желаю удачи и уже жду новых постов. Мне кажется, это самая перспективная форма, когда текст сопровождается музыкально-визуальным контентом. Хотелось бы больше ссылок на целые альбомы или же просто большего перечисления представителей того или иного стиля, но это сугубо личные пожелания. https://www.youtube.com/watch?v=Y3bD8N4hl5I
Еще 36 комментариев
39 комментариев Написать комментарий