Алессандро Дзанарди: «Повезло же тебе, болван. Хорошо, что ты не плакал о случившемся с тобой»

Чемпионский титул в автогонках? Ага, целых два. Золото в летних Паралимпийских играх 2012 года? Ага. Мы встретили разностороннюю личность.

Момент, когда Алекс Дзанарди вскинул вверх свой велосипед, выиграв золотую медаль в индивидуальной мужской гонке на время на Брендс-Хэтч, буквально вышиб слезу. Такого героического возвращения в спорт мы еще не видели... Дзанарди остается легендой для фанатов автогонок. За три года участия в чемпионате Champ Car он завоевал два чемпионских титула, победил в 15 гонках, научил всех резать “пятак почета” после победы. И совершил великий обгон, обойдя Брайана Херту в “Штопоре” на Лагуна-Сека в последней гонке в 1996 году. Его бесстрашие привлекло внимание Фрэнка Вильямса, и после первой пробы сил в “Формуле-1” с тающей тогда командой Lotus Дзанарди вернулся туда в 1999 году. Это было время неудач, и Дзанарди с трудом держал форму с неконкурентоспособной машиной. Контракт расторгли.

Загружаю...

Он вернулся в Champ Car. 15 сентября 2001 года на Лаузитцринге в Германии он вел гонку. Но после выезда с пит-лейн его развернуло... и произошла самая страшная авария в автоспорте. Алекс Тальяни ударил в бок болид Дзанарди, снеся весь нос. При ударе одну ногу Дзанарди оторвало, а другую искорежило. Бэнкинг был залит его кровью... По пути в больницу на вертолете Дзанарди семь раз реанимировали и уже даже соборовали. Но, пролежав неделю в коме, он все-таки очнулся. И начал долгую и трудную реабилитацию.

Его возвращение и последующие победы – гонки в Champ Car, победы за рулем BMW на протяжении пяти сезонов в WTCC, нью-йоркский марафон, две золотые медали в Паралимпийских играх 2012 года – создали историю невероятной человеческой храбрости и упорства. Но сам Дзанарди смотрит на это иначе. Алекс Дзанарди считает, что надо просто уметь жить.

- Ваша жизнь напоминает сценарий голливудской мелодрамы.

Еще два с половиной года назад, когда примерялся к лондонским играм, я знал, что это сверхсложная затея. Но я ко всему подхожу технически. Есть ли у меня то, что нужно, чтобы это сделать? Если да, то даже если будет трудно, я берусь за дело с энтузиазмом и страстью. Я никогда не знал, выиграю ли золото в Лондоне, даже когда до финиша было несколько метров, но с самого начала пути я знал, что технически это возможно.

Загружаю...

- Уверен, что тут дело было не в технике. Но каково быть источником вдохновения для других?

– Я знаю, что моя история со стороны выглядит невероятно, хотя вообще-то ничего чудесного в том, что я сделал, нет. Ничего тут нет потрясающего, по-моему. Но мне просто повезло, я выбрал то, что мне нравится. Я просто делал, что могу, и оказалось, что смог сделать гораздо больше того, что казалось возможным поначалу. Во время реабилитации я познакомился с очень многими людьми, вдохновившими меня. У них была другая история, но они делали удивительные вещи.

- Все гонщики и атлеты очень верят в себя. Им необходимо верить, что они лучшие. Это помогало вам выкарабкаться?

Я никогда не считал себя лучшим в мире пилотом. Может быть, в начале карьеры я думал, что мне необходимо в это верить. Я быстро понял, что лучшего пилота в мире просто нет. Ты настолько хорош, насколько нужно, чтобы победить при правильном снаряжении и подготовке. Ты можешь быть уверен в себе, но надо понимать, что это может оказаться чертовски трудно. Вот почему успех приносит столько удовлетворения.

- Вы помогали разработать протезы для себя?

Да, однажды сын захотел со мной поплавать, как до аварии. Трехлетке трудно было объяснить, почему мне не хотелось вываливаться из коляски в бассейн, словно мешок с картошкой. Поэтому я обратился к ортопеду, с которым мы потом подружились, и попросил разработать мне специальные протезы. Нетонущие, и чтобы на них можно было бы ходить, как на обычных протезах. Тогда таких не существовало. Мы использовали материалы из автоспорта и специальную пену, которой обычно заполняют топливные баки.

Загружаю...

ВПЕРВЫЕ ВЫИГРАТЬ ГОНКУ WTCC ПОСЛЕ АВАРИИ БЫЛО КРУТО, НО ЛОНДОН-2012 – ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МОИХ УСПЕХОВ

- А это помогло вам в подготовке к летней Паралимпиаде-2012?

Я сделал все, что мог, чтобы подготовить свою машину, тело и мускулы. Кровообращение у меня теперь устроено по-другому, есть опасность переборщить с тренировками. Когда возрастет резистентность, тогда можно будет работать с велосипедом по-настоящему. В этом спорте твой успех зависит от того, на что именно ты способен со своими специфическими недостатками. Велосипед тоже не может быть у всех одинаковым, и это здорово. Мне мешало отсутствие опыта по сравнению с соперниками. Но я и это преодолел. Зато у меня получился лучший велосипед для моего тела. Он и выглядит круто. Он прочный и легкий, а главное – идеально мне подходит.

- Кажется, у вас после аварии открылось второе дыхание, включилась новая передача. Новый стимул. Насколько глубоко надо было заглянуть в себя?

Для меня получить золото было сродни пробуждению в больнице в Берлине, когда жена прошептала мне: “Ты жив!” В тот день я был невероятно счастлив – я был жив! Если есть возможность создать что-то новое, то почему бы не попробовать? Я знал, что это будет трудно, потому что ноги все-таки нужны. Но все же у меня еще есть руки и много чего другого. Я понял, что не так важно, как именно ты идешь из пункта А в пункт Б, важно дойти до этого Б. Там мне будет плевать, как я туда дошел. На этом я и сконцентрировался.

- Где стоят Паралимпийские игры в рейтинге ваших достижений?

– Победить в первой гонке в WTCC [в Германии в 2005 году] после аварии было здорово, но Лондон, несомненно, один из величайших моих успехов. Но это уже в прошлом – повешу фото на стенку, и все. Мне не нужны другие такие же спортивные достижения, но если у меня есть возможность что-то сделать, почему бы не сделать это? И я буду искать новые возможности. Было время, когда быть Алексом Дзанарди ничего не значило. Теперь значит много. Теперь двери, которые я раньше открывал с большим трудом, открываются передо мной сами.

Загружаю...

- Можете ли вы описать ваше возвращение на передовую автогонок? Думали ли вы, что окажетесь там, и так скоро?

Когда я вышел из больницы, журналисты сразу меня об этом спросили. Вернусь ли я за руль гоночной машины? Я сказал им, что я тот же, что и раньше. Если я найду способ подключить мозг к болиду, то уверен – смогу ехать достаточно хорошо, чтобы побеждать в гонках с подходящей машиной. Конечно, приоритеты в то время у меня были другие. Я был беспомощен. Я даже в туалет сам сходить не мог! К счастью, спустя год все решилось. Я понял, что смогу вернуться за руль гоночной машины. Да, свое эго я успокоил. Я знаю много людей, которые очень удивились, когда я снова сел за руль. Я очень быстро изменил их настрой. Если квалификация была не очень, они просто спрашивали: “Что с тобой сегодня, Алекс?”

- Открыли ли вы о себе что-то новое на этом пути?

Даже в самых трудных обстоятельствах после аварии я никогда не терял способности смотреть и видеть, что делается вокруг меня. Меня окружали источники удивительного вдохновения. В реабилитационном центре [в Будрио, в Италии] я встретил одного парня. Сначала я не понял, почему он здесь, ведь он был совершенно нормальным. Однажды в обед я увидел, как он смотрит в окно и плачет. А на руках у него ребенок. Без ног. Я не знал, что сказать, а он говорит: “Все нормально, это я от радости”. У него дочь родилась без ног, и ему сказали, что до трех лет ничего нельзя сделать. Но они приехали сюда и сделали протезы. И он сказал: “Я только что ходил покупать ей ботинки. И я понял, что это ее первые ботинки”. Я заплакал вместе с ним. Потом я посмотрел на себя в зеркало и сказал: “Ну и повезло же тебе, болван. Хорошо, что ты не плакал о том, что случилось с тобой. Что твоя проблема по сравнению со страданиями людей в этом мире?”

Загружаю...

1. Алекс Дзанарди после аварии: снова на старте, 2005; 2. Вперед, к победе: Паралимпийские игры 2012; 3. Дзанарди в WTCC – трасса Guia в Макао, 2009.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ,   ФОТО: Max&Douglas/Contour by Getty Images, Леон Нил/AFP/Getty Images, BMW, Corbis

---

Читайте нас сайте, в ВК, в Facebook, подписывайтесь на наш Instagram: topgearrussia

Читать еще:

5 лучших авто, которые паркуются сами

Плохие киски: самые уродливые Jaguar всех времен

Тест-драйв: новый Ford Focus

Супертест: Lexus RC F

Сдача на права: Уэсли Снайпс

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Top Gear
Популярные комментарии
ahi
Блин,тоже слезу пустил на последнем абзаце(( Мужику респект
Ко Козак
Прослезился на последнем абзаце...
sheva1976
Сразу же вспоыла ассоциация с Алексеем Маресьевым, помните?
Ответ на комментарий admin2
Пост о настоящем человеке
Еще 16 комментариев
19 комментариев Написать комментарий