Как менялась стартовая решетка в «Формуле-1»

Рассказ о правилах, вариантах расстановки машин и исторических курьезах – в блоге на «Трибуне».

Как нам всем недавно с прискорбием сообщил Берни «4 миллиарда долларов» Экклстоун, финансовые проблемы «Катерхэма» и «Маруси» привели к досрочному окончанию сезона-2014 для этих двух команд. В результате на старт Гран-при США вышли только 18 машин. Если не считать гонку-фарс в тех же Штатах в 2005-м, в Индианаполисе, в которой «состязались» между собой целых шесть пилотов, то в последний раз в официальном Гран-при «Формулы-1» 18 машин участвовало в 2005 году в Монако. Но то было последствием дисквалификации команды «БАР», а Инди-2005 стала жертвой форс-мажорных обстоятельств. Если же предположить, что в будущем году 18 машин будут выходить на старт каждый гоночный уик-энд, то по минимальному среднему количеству участников 2015 год займет второе место за всю историю «Ф-1». Или первое, если вслед за «Марусей» и «Катерхэмом» уйдет и «Заубер», у которого тоже хронически не хватает денег.

Загружаю...

 

Отмечая этот факт как очередное доказательство того, в каком далеком от света месте находится нынешняя «Формула-1» с точки зрения глобального менеджмента и управления финансами, «Ынцыклопедия», тем не менее, предлагает отвлечься от проблем денежных и вспомнить историю того, как менялась стартовая решетка «Больших призов» от начала эпохи автогонок до наших дней. Правила, варианты расстановки машин, минимум и максимум участников, плюс любопытные исторические курьезы.

История до начала времен

Самые первые гонки автогонки, включая историческую гонку «Париж-Руан», официально считающуюся первым автоспортивным состязанием в истории, обходились без стартовой решетки вообще. Машины стартовали по очереди, по одной или по две, и на финише учитывалось не то, кто в каком порядке приехал, а время. Это было не очень удобно для зрителей, но с организационной точки зрения другого выхода не было – одновременный старт сотни машин превратился бы в бедлам. Но уже спустя всего несколько лет в обиход вошел и масс-старт. Так, в гонке «Ницца-Канны-Ницца» в 1898-м десять участников были выстроены на старте рядами по три, а в первом Кубке Гордона Беннетта (Gordon Bennett Cup) в 1900-м, все гонщики стартовали одновременно с первого ряда – все пятеро.

В США стартовая решетка применялась почти с самого начала эпохи автоспорта. В первой в истории пятисотмильной гонке в Индианаполисе в 1911-м участники стартовали рядами по пять машин. В первом ряду самую внутреннюю позицию (в наше время это место поул-позиции), занимал пейс-кар. Таким образом, решетка первого «Инди-500» может быть представлена следующей схемой.

Загружаю...

Или же с помощью более простой текстовой нотации: 5-5-5.

Индианаполис-500, 1911 год

В дальнейшие годы в разных гонках, в том числе и тех, которые стали называться Гран-при и стали прямыми предшественниками современных этапов чемпионата мира, использовались самые разнообразные стартовые решетки. По четыре в ряд (4-4-4), по три в ряд (3-3-3); в первом французском «Большом призе» после Первой мировой войны расстановка была 2-2-2, что очень похоже на современную решетку «Формулы-1» за исключением двух важных отличий. Во-первых, вплоть до Гран-при Монако 1933 года (по другим источникам впервые это произошло еще раньше, в 1931-м в Брно) в европейских гонках не было понятия квалификации – расстановки участников на старте в соответствии с их временем на круге.  Место на старте определялось либо по тому порядку, в котором гонщики подавали заявку на участие, либо голосованием, либо по жребию. Во-вторых, ряды на стартовой решетке тех лет, как правило, были горизонтальными. Вот, к примеру, как выглядел стартовый порядок на Гран-при Франции 1938 года.

Загружаю...

Довольно часто использовались решетки, в которых ряды были смещены друг относительно друга. Например, во время первых гонок в Монце гонщики на старте были расставлены по схеме 5-4-5.

 

Монца, 1925 год

Для того чтобы в дальнейшем не путаться в терминах, стартовые решетки с вертикальным смещением (между машинами внутри ряда) мы будем называть «удлиненные», а те, в которых используется смещение по горизонтали (одного ряда относительно другого) – «расширенными». По умолчанию все варианты расстановки, в которых нечетные ряды имеют не одинаковое количество машин по сравнению с четными (например, 5-4-5 или 3-2-3) – расширенные, в то время как 4-4-4 может быть как расширенным, так и обычным.

Загружаю...

Стартовая решетка Гран-при Великобритании 1948 года в Сильверстоуне

Пропустим остаток тридцатых годов и первые послевоенные Гран-при, пока еще имеющие объединенного чемпионата, и перенесемся в 1950-й.

Первые годы мирового чемпионата

«Большие призы» пятидесятых-шестидесятых годов с точки зрения используемых вариаций стартовой решетки были самым настоящим зоопарком. Организаторы каждой гонки сами выбирали, как будут расставлены машины, причем от года в год формат решетки мог меняться без видимых причин. Основным критерием, определявшим ширину ряда, была, разумеется, ширина самой трассы. Так в первой в истории официальной гонке в составе чемпионата мира, Гран-при Великобритании 1950 года в Сильверстоуне, трек был достаточно широк для расстановки 4-3-4; обладатель поула располагался справа.

Загружаю...

На более узкой городской трассе в Монако использовалась решетка 3-2-3, поул тоже справа.

В то же время в Инди-500, который первые несколько лет входил с состав чемпионата мира, машины стартовали из порядка 3-3-3, поул слева, на внутренней части овала.

Старт в Монце-1950, в свою очередь, проходил с расширенной решетки 4-4-4, поул слева.

Нужно заметить, что понятие «достаточно широкая» по отношению к трассе в те годы трактовалось весьма свободно. Трек в Реймсе, Франция, по нынешним меркам не способен принять даже гонки велосипедов, а в 50-х он казался «достаточно широким» для этапа «Формулы-1» и стартовой решетки 3-2-3.

Загружаю...

Гран-при Франции, Реймс, 1954 год

На трассе «Спа-Франкоршан», Гран-при Бельгии, в первом сезоне чемпионата мира обладатель поула стартовал справа с решетки 3-2-3, а спустя год из той же формации, но уже слева. В 1954-м Гран-при Италии в Монце неожиданно перешло от расширенной решетки 4-4-4 с поулом слева к расширенной решетке 3-3-3, поул справа. А спустя год Гран-при Аргентины в Буэнос-Айресе перенесло поул справа налево. Причем эти изменения не были обусловлены какими-то изменениями в конфигурациях трасс, как можно было бы предположить.

Гран-при Аргентины 1955 года в Буэнос-Айресе, стартовая решетка 4-3-4.

Неожиданные изменения формата стартовых решеток иногда становились источниками исторических анекдотов. На Гран-при Италии в Монце в 1956-м машины стартовали в следующем порядке.

Загружаю...

А всего год спустя первый ряд первый и все нечетные ряды стартового поля расширили до 4 позиций.

Если посмотреть на фотографию старта этой гонки, легко понять, почему из этого события получилась хорошая теория заговора.

Первые три машины (номера 20, 18 и 22, по порядку справа) принадлежали одной и той же команде, английской «Вануолл». То есть, если бы в Монце в 1957-м продолжили бы использовать решетку 3-3-3, весь первый ряд был бы зеленого цвета – гарантированный инфаркт для итальянских тиффози. А так на четвертой позиции уместилась одинокая красненькая «Мазерати». Доподлинно неизвестно, действительно ли изменения формата стартовой решетки в Монце были связаны с доминированием английских команд, но дыма без огня не бывает, это уж точно.

Гонки первого десятилетия чемпионата мира поставили несколько рекордов по количеству машин и пилотов, принимавших участие в одном Гран-при. Так, на «Большом призе Германии» 1953-го года, проходившем на трассе «Нюрбургринг», стартовало сразу 34 машины. Ни разу после этого ни одна гонка не повторила этот результат. Ближе всех были несколько «Инди-500», в которых стартовали по 33 участника. Однако же, с рекордом «Нюрбургринга-53» есть одна тонкость: чемпионат мира в тот год проводился по правилам «Формулы-2», так что 34 пилота это рекорд чемпионатов мира, но не этапов гонок в классе «Формула-1». К гонке «Ф-1» с рекордным количеством участников мы вернемся несколько позже.

Загружаю...

А первый Гран-при сезона 1958 года, состоявшийся в Аргентине, вошел в историю «Формулы-1» как гонка, в которой приняло участие минимальное количество машин за всю историю чемпионата мира – всего десять. Причиной этого была неготовность нескольких команд к новым правилам, касающимся топлива: топливные смеси на основе этанола, использовавшиеся ранее, были запрещены, и вместо них стали использовать авиационное топливо «авгаз» (авиационный газолин) с высокими октановыми числами. Но это требовало модификаций двигателей, на выполнение которых времени хватило не всем.

В 1961-м Гран-при Италии в Монце впервые в истории этапов чемпионатов мира использовалось расположение машин на старте 2-2-2, правда, отличающееся от современного варианта.

Нужно заметить, что в некоторых «Больших призах», не входящих в зачет чемпионата мира, формация 2-2-2 с разным расположением поула применялась и раньше, начиная с 1952-го года. Монца-61 так же стала настоящим рекордсменом среди гонок в классе «Формула-1» по числу участников – 32 машины.

Загружаю...

Гран-при Италии в Монце, 1961 год. Рекорд по самой длинной стартовой решетке в истории чемпионатов мира – 16 рядов.

В последующие годы, вплоть до начала семидесятых, стартовая решетка не претерпевала никаких интересных изменений. В начале 60-х основными формациями оставались 3-2-3, 4-3-4, а трассы в Монце, Мехико и Уоткинс-Глен использовали расширенную расстановку 2-2-2. Но машины «Формулы-1» становились все быстрее. Трассы менялись гораздо медленнее. Очень скоро стало понятно, что выпускать на трек по четыре или пять машин в ряд чревато большими неприятностями. Гран-при Германии 1967-го года на «Нюрбургринге» стал последним этапом чемпионата мира, на котором гонщики стартовали с решетки 4-3-4. После 67-го на официальных «Больших призах» в ходу остались только две расстановки: расширенная 2-2-2 и 3-2-3. Это было уже лучше, чем куча-мала на старте, но все еще далеко до стандартов, соответствующих нормам безопасности.

Стартовая решетка Гран-при Великобритании 1963 года: формация 4-3-4, близкое расположение рядов.

Загружаю...

Из гонок того времени, имеющих отношение к данной теме, заслуживает упоминания Гран-при Испании-1968 на трассе Харама – только одиннадцать участников. Одной из причин столь низкой явки команд и пилотов стала трагедия: за месяц до «Большого приза» Испании в Германии во время гонки «Формулы-2» погиб Джим Кларк, и некоторые команды и пилоты были морально не готовы продолжать соревнования.

Старт «Большого приза Испании» 1968 года на трассе Харама. 11 участников и всего 5 рядов. Это, правда, далеко до абсолютного рекорда по минимальной длине стартовой решетки: в Буэнос-Айресе в 1958-м было только три ряда.

Правила, написанные кровью

Понадобилось еще несколько аварий со смертельным исходом, чтобы отношение к безопасности гонок стало, наконец, меняться на более серьезное.

29 июля 1973 года во время Гран-при Голландии на трассе в Зандвоорте перевернулся и загорелся «Марч» двадцатипятилетнего английского пилота Роджера Уильямсона. Уильямсон не пострадал при аварии, но оказался заперт в горящем автомобиле и погиб от удушья. Единственным человеком, попытавшимся ему помочь, был другой гонщик, Дэвид Пэрли: увидев аварию, Пэрли остановил свою машину и попытался погасить пламя. Но все было тщетно. Маршалы и служба безопасности гонки оказались не готовы действовать в критической ситуации, ни у кого не было средств защиты от огня, а единственный огнетушитель на всю округу, который раздобыл Пэрли, не мог погасить факел, в который превратилась машина Уильямсона. Другие пилоты, думая, что это Пэрли, отчаянно размахивающий руками, попал в аварию, просто объезжали место катастрофы…

Загружаю...

Спустя неделю на встрече между пилотами, менеджерами команд и чиновниками из ФИА были приняты несколько решений, должных сделать гонки «Формулы-1» более безопасными. Одним из них был отказ от всех вариантов стартовой решетки, в которых в одном ряду находилось более двух машин. Таким образом, начиная с «Большого Приза Германии» 1973 года на всех Гран-при, входящих в состав чемпионата мира, гонщики стартуют только из формации 2-2.

В тоже время в неофициальных «Больших призах» некоторое время еще можно было встретить нестандартные решетки. Так, во время «Гонки чемпионов» в 1974-м году на трассе «Брендс-Хэтч» участники были расставлены следующим образом.

В 1974-м, после того, как в нескольких Гран-при случились грандиозные завалы на старте, впервые в регламенте чемпионата мира появляется требование к расстоянию между рядами на стартовой решетке: 12 метров. «Ынцыклопедии» не удалось найти документальных свидетельств того, каким было это расстояние в более ранних сезонах, но, судя по фотографиям, оно было существенно меньше.

Загружаю...

Гран-при Бельгии 1970 года на трассе в Спа. Решетка 3-2-3, близкое расположение рядов.

Гран-при Франции 1972 года в Клермон-Ферран. Решетка 2-2-2, но ряды все еще расположены очень близко друг от друга, а стартовая прямая очень узка.

В последующие годы решетку растянули по длине еще больше: в 1978-м дистанцию между рядами увеличили до 14 метров, в 1987-го до 16.

В 1975-м в Монако была предпринята попытка еще сильнее рассредоточить машины на старте: впервые в гонке, входящей в состав чемпионата мира, использовалась удлиненная стартовая решетка. Каждая нечетная позиция на старте была впереди четной, так, что получалась, фактически, решетка 1-1.

Любопытный факт: на прогревочный круг Монако-75 участники уходили из обычной формации 2-2 без сдвига между четными и нечетными позициями, а вот гонка начиналась уже из нового положения.

Загружаю...

Гран-при Монако 1975 года, старт гонки

Именно такой формат стартовой решетки используется в настоящее время. Как видно из схемы, понятие «ряда» в этом случае не совсем корректно: расстояние между первой и второй машиной такое же, как между второй и третьей. Если это и ряды, то ряды из одной позиции; однако же все, по традиции, продолжают говорить, что в каждом стартовом ряду по две машины.

Эксперимент 1975-го в Монако в то время еще не стал нормой, зафиксированной в правилах. На большинстве трасс по-прежнему использовалась обычная или рассширенная решетка 2-2.

Так, совершенно правильно, показана стартовая решетка Гран-при Германии 1976 года в кинофильме «Rush»: расширенная 2-2

А в 1977-м организаторы Гран-при Монако отличились еще раз, применив уникальную, ни разу более не использовавшуюся, одновременно и расширенную, и удлиненную решетку 2-2: не только машины внутри ряда были смещены по вертикали друг относительно друга, но еще и ряды имели небольшое смещение по горизонтали.

Загружаю...

Но эта формация оказалось чрезмено запутанной, и, к тому же, не дающий никаких реальных преимуществ.

Окончательно на удлиненную 2-2 решетку (или, правильнее, 1-1) чемпионат мира перешел с 1980 года, и единственное, что еще осталось индивидуального у каждой трассы, это расположение поула – справа или слева.

Хорошие годы и плохие

Кроме конфигураций стартовой решетки, в разные годы менялось и допустимое число участников гонки. До 1978-го эта величина определялась организаторами каждого Гран-при независимо от общих правил, как бог на душу положит. Это иногда приводило к курьезным и не очень случаям, когда пилоты, приехавшие участвовать в гонке, вдруг обнаруживали, что для них нет места на старте.

В 1974-м была предпринята попытка ограничить число машин на старте централизовано. Правила предписывали допускать только 25 участников, но некоторые Гран-при, например, бельгийский, продолжали принимать большее количество участников – 32 заявки и 31 машина на старте в 1974-м. На следующий год «официальный максимум» мест на старте увеличили до 26; с этим есть небольшая путаница – в некоторых документах того времени указано 25, в других – 26, последнее число кажется более правильным, если судить по статистике гонок. Затем в какой-то момент решетку укоротили до 24 машин. Единственным исключением была гонка в Монте-Карло: там мест на старте было то 18, то 20 – стартовая прямая была недостаточно длинной.

В 1982-м допустимое число участников было увеличено до 26 для всех трасс, кроме Монако. Это исключение просуществовало до 1987-го года. С тех пор и до начала 1995 года в каждом Гран-при неизменно стартовали по двадцать шесть машин. Из этого правила было несколько исключений в сторону уменьшения, самым значительным из которых отметился едва не отмененный «Большой Приз Сан-Марино» в 1982-м – только 14 участников.

Загружаю...

Кроме того, несколько раз организаторы чемпионата допускали на старт двадцать седьмого участника – в том случае, если он был единственным, не прошедшим квалификацию. Так произошло несколько раз в 1984-м (Гран-при Нидерландов, Гран-при Великобритании, Гран-при Португалии), 1985-м (Гран-при Германии) и 1986-м годах (Гран-при Италии, Гран-при Португалии). Чаще прочих с «бонусного» 27-го места стартовали автомобили команды «Озелла» – три раза.

Начиная с Гран-при Канады-1995 в чемпионате мира уже ни разу не набиралось тринадцати команд, необходимых для заполнения стартовой решетки. Всего за несколько сезонов «Формула-1» прошла путь от соревнования, в котором мог создать свою команду практически любой энтузиаст из младших классов или даже просто романтично настроенный производитель автозапчастей, до закрытого клуба миллиардеров.

Полупустая стартовая решетка одного из самых скандальных Гран-при в истории: Большого приза США 2005 года в Индианаполисе

В последние годы правила ограничивают число участников двадцатью четырьмя, но с тем же успехом максимум машин на старте можно определить в сотню: команд не хватает ни на 24 места, ни уже даже на 20 – а это число долгое время фигурировало в правилах как минимальное количество участников.

Загружаю...

Остается только дождаться того момента, когда количество мест в очковой зоне будет превышать количество участников.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ынцыклопедия F1
Популярные комментарии
koteu4
"Старт на бегу" был вовсе не на заре автоспорта - это была фирменная "фишка" гонки 24 часа Ле-Мана в 60-е годы. Отменили такой старт вскоре после того, как появились ремни безопасности, так как многие гонщики, торопясь стартовать, не пристегивались. От туда же идет традиция на машинах "Порше" размещать ключ зажигания слева от руля, чтобы одновременно включать стартер и передачу.
Ответ на комментарий Daniel Petr
Спасибо за статью. А ещё вспомнилось, что на заре автоспорта бытовала такая практика: пилоты по сигналу бежали к автомобилям и стартовали после того, как смогли устроиться, завести технику и т.д. И исправьте «Caterham» в начале статьи.
olegg
Ёмко, познавательно. Спасибо.
Li
здоровская статья. давно не читала здесь столь познавательного. спасибо ! ))
Еще 17 комментариев
20 комментариев Написать комментарий