Здравствуй, молодость!
Олимпийские игры в танцах на льду проиграл не танцевальный дуэт Оксана Домнина и Максим Шабалин, их проиграла тренер Наталия Линичук и чиновники Российской Федерации фигурного катания. При этом нужно отметить, что Геннадий Карпоносов Олимпиаду в Ванкувере выиграл. Потому что в тренерском дуэте Линичук Карпоносов Геннадий Михайлович отвечает именно за обязательные танцы, постановкой оригинальных и произвольных занимается Наталия Владимировна. В обязательном танце Домнина и Шабалин были лучше всех. Но обязательные танцы уходят в прошлое, со следующего сезона их не будет А это значит, что мастерство Геннадия Карпоносова останется невостребованным, а главное уже не поможет никому из танцоров, как помогло Оксане и Максиму, даже при спорном оригинальном и не лучшим образом исполненном произвольном танце, стать двукратными чемпионами Европы.
Наталия Линичук плакала сегодня в kiss&cry, плакала над своей творческой неудачей, над бессилием своим как постановщика. Блиставшие и подававшие когда-то огромные надежды танцевальные дуэты Танит Белбин Бенджамин Агосто и Оксана Домнина Максим Шабалин увяли в руках выдающегося тренера и постановщика прошлого века. Современные тенденции в танцах на льду Наталия Владимировна совершенно не улавливает. Впрочем, надо признать, танцевальные дуэты в руки ей достались, конечно, не простые. И в том, и в другом дуэте страдает базовая техника у партнёрш, а партнёры серьезно травмированы, оба катаются через боль. Сам факт, что они выступают и борются за медали на крупнейших международных соревнованиях, а ещё год назад занимали на чемпионате мира первое и второе места, говорит о способности Линичук работать с любым, даже трудным «материалом».
Наталия Линичук плакала сегодня в kiss&cry, плакала над своей творческой неудачей
Но у тренера свои цели и не всегда эти цели совпадают с целями федераций. Американская федерация фигурного катания, понимая, что время Белбин Агосто ушло, и что в свою лучшую форму они уже не вернутся, а отчитываться по результатам Ванкувера придётся, не пренебрегла молодыми талантами и ещё год назад выдвинула вперед молодых Мэрил Дэвис Чарли Уайта, сделав их чемпионами США. Год маленький срок, в прошлом году Дэвис Уайт на международной арене ещё проигрывали Белбин Агосто, в этом году уже выигрывали везде У Российской Федерации фигурного катания был шанс завоевать золото в Ванкувере. Два года назад, когда канадцы Тесса Виртью Скотт Мойр стали серебряными призерами чемпионата мира, а Мэрил Дэвис Чарли Уайт были только шестыми, третьими стали Яна Холова Сергей Новицкий. Наш танцевальный дуэт тогда проиграл Виртью Мойру только по компонентам, при этом россияне допустили в произвольном танце заметную помарку, но и с ней обошли по технике канадцев и оба американских дуэта.
О том, что Виртью Мойр и Дэвис Уайт будущее танцев на льду, все специалисты говорили ещё в сезоне 2006/2007 годов тогда на первом чемпионате мира эти пары вопреки сложившейся в танцах на льду традиции «очереди на пьедестал» стали, соответственно, 6-ми и 7-ми. За всю историю танцев на льду такого прорыва не было ни у кого! Но уже через год, когда всего лишь на втором для себя чемпионате мира канадцы взошли на пьедестал, причём на вторую его ступеньку, Яна Хохлова и Сергей Новицкий показали, что с новым явлением в фигурном катании можно бороться. Именно тогда руководству нашей Федерации нужно было, не сомневаясь, сделать всё для того, чтобы именно Яна с Сережей впредь воспринимались всеми как первый дуэт в России. Так советовали поступить нашей Федерации большинство журналистов, много лет пишущих о фигурном катании, а также Татьяна Тарасова.
Позиция первой пары в танцах на льду очень важна для адекватного восприятия дуэта судьями, для второй оценки за компоненты. Дэвис Уайт тоже проигрывали Белбин Агосто на международных соревнованиях за счёт второй оценки, пока дважды не стали чемпионами своей страны. Но наша Федерация решила по-другому, вместо того, чтобы поставить на технически более сильную пару, Федерация заставила уйти Домнину-Шабалина от своего тренера Алексея Горшкова, который ради призрачной олимпийской медали Ванкувера в 2005 году предал интересы своих первых (в смысле главных на то время) учеников болгарского дуэта Албены Денковой Максима Ставийского.
Болгары, поняв, что интересы тренера и их самих отныне расходятся, ушли сами Ушли к Наталье Линичук, и стали двукратными чемпионами мира! Однако следует понимать, что безмерно талантливая Албена на тот момент уже была Президентом Федерации фигурного катания на коньках Болгарии и могла разговаривать с Линичук на равных. Идея поставить оригинальный танец под Астора Пьяцоллу и сделать показательный номер для сезона, в котором чемпионат мира проводился в Японии, под песню на японском языке, насколько я знаю, принадлежала именно Албене. Оксана Домнина и Максим Шабалин, отданные в руки Наталии Линичук по приказу Российской Федерации фигурного катания, оказались безмолвными исполнителями её воли.
Кроме того, Линичук привыкла быть многостаночницей. В олимпийском сезоне она тренировала не только Белбин Агосто, Домнину Шабалина, но и итальянцев Файелла Скали. Однако конвейерное производство рано или поздно даёт сбой. Тоже самое можно сказать о многих тренерах, работающих потоками не на команду, а в индивидуальном спорте. Поэтому долгие годы Татьяна Тарасова не брала больше одного спортсмена в каждом виде фигурного катания к себе. После Солт-Лейк-Сити она стала браться за многих, но работать на конвейере качественно просто не смогла. Конвейер Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, наоборот, наконец-то заработал в полную силу. Но неизбежно, рано или поздно, и он даст сбой. В этом плане Линичук Карпоносов и Зуева Шпильбанд просто оказались на разных стадиях производства. А вот если говорить о реальных ошибках, то тренерскую ошибку Наталия Владимировна в этом сезоне допустила.
Поставленные ею на олимпийский сезон оригинальные танцы, что для Танит Белбин и Бенджамина Агосто, что для Оксаны Домниной и Максима Шабалина, были проигрышными. Ясно, что Линичук в оригинальном танце решила быть оригинальной, простите за каламбур. Но американцы, танцующие молдавский танец, смотрятся, безусловно, смешно! Они никогда не будут в этом танце выглядеть естественно. Также как никто из ныне существующих в мире танцевальных дуэтов не будет естественно смотреться в танце аборигенов. Да, этот танец утвержден Международным союзом конькобежцев в списке танцев, разрешенных для исполнения в качестве оригинального в этом сезоне. Но почему же из этого списка танец аборигенов выбрала только Наталия Линичук? Если бы за счет его экзотичности можно было выигрывать, танец аборигенов танцевали бы все танцоры в мире!
В танце аборигенов или в молдавском народном танце все судьи понимают одинаково, потому что ни молдаван, ни аборигенов в судейской бригаде в танцах на льду нет
С введением новой системы судейства именно оригинальный танец стал решающим в борьбе за медали. Позиции, на которых находятся пары после оригинального танца, редко меняются после произвольного. И это тренеру, у которого на визитке написано «тренер олимпийских чемпионов», не знать нельзя. Недаром большинство спортсменов предпочло поставить в качестве оригинального свой народный танец. Никто из судей-иностранцев не посмеет сказать, что пара плохо исполняет народный танец своей страны, что она не чувствует его или недостаточно полноценно представляет образ танца. А свои судьи, даже если в чем-то сомневаются, всегда поддержат свою страну.
Заметьте, почти все пары, которые исполняли народный танец своей страны, в этом сезоне улучшили свой Personal Best в оригинальном танце, получили более высокие оценки за компоненты. Ну кто скажет, что живущие в Москве Александра и Роман Зарецки плохо исполняют Хава Нагила или брат и сестра Рид, которые в общей сложности провели в Японии менее года из своей жизни, плохо танцуют под японские национальные песни? А вот в танце аборигенов или в молдавском народном танце все судьи понимают одинаково, потому что ни молдаван, ни аборигенов в судейской бригаде в танцах на льду нет.
Именно оригинальным танцем Наталия Линичук проиграла. Что касается произвольного танца Оксаны и Максима, то он был лучшим лучшим из танцев пар прошлого! Отличие Изабель Делобель Оливье Шонфельдера, Федерики Файелла Массимо Скали, Танит Бебин Бенджамина Агосто и даже Шинед и Джона Керр от чемпионов и серебряных призёров Ванкувера можно описать легко. Все названные мною пары танцуют медленно по сравнению с Виртью Мойр и Дэвис Уайт. Молодые американцы и канадцы катают намного задорнее, живее и быстрее своих старших товарищей. И нет ничего удивительного в том, что на олимпийском соревновании победила молодость! Ведь Олимпийские игры, согласно заветам Пьера де Кубертена это форум лучшей молодёжи мира!