Трансляция матчей Премьер-лиги России почти не приносит дохода

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

По материалам издания 'Коммерсантъ' за 2013 год. Очень познавательно. Посмотрим, как будет меняться рынок медиаправ на пути к ЧМ-2018. Клубы российской Премьер-лиги продолжают набирать солидность, зрелищность и класных исполнителей...

В конце 2013 года состоялось заседание совета директоров ООО "Лига-ТВ" с участием представителей ведущих клубов РФПЛ. На заседании был представлен отчет о реализации медиаправ РФПЛ за прошлый (2012-2013) и текущий (2013-2014 на тот момент) сезоны и прогноз на будущий (то есть текущий 2014-2015). Из документа следует, что футбол, по крайней мере пока, ощутимых доходов генерировать не способен. Что неудивительно, учитывая низкие рейтинги телетрансляций. 

"Лига-ТВ" была создана РФПЛ в 2011 году для того, чтобы заниматься реализацией коммерческих и медийных прав на чемпионат, проводимый премьер-лигой. Одной из целей ее формирования было названо "повышение доходов клубов". На деле впервые о себе "Лига-ТВ" заявила лишь летом 2012 года, когда был подписан трехлетний контракт с "НТВ плюс", по которому телекомпания получила права на трансляцию матчей чемпионата России. Примечательно, что "НТВ плюс" предложила меньшую сумму, чем ВГТРК. Последняя совместно с международным спортивным агентством Infront Sports & Media была готова заплатить за право показа матчей чемпионата в течение семи сезонов $420 млн. Этот вариант, однако, был отвергнут РФПЛ, после чего ВГТРК выдвинула новое предложение уже без партнера — $110 млн за три года. Плюс компания брала на себя расходы на производство контента. Но РФПЛ не устроило то, что в обоих случаях ВГТРК требовала передачу ей эксклюзивных коммерческих прав. "НТВ плюс" же на эксклюзивности не настаивала и в итоге получила права на трансляцию матчей за 4,38 млрд руб. с НДС (почти $138 млн на день совершения сделки), из которых 1,57 млрд руб. телекомпании вернули — на покрытие расходов на производство контента.

Загружаю...

Руководители футбольных клубов, комментируя сделку, полагали, что она "знаковая", поскольку знаменует собой переход РФПЛ к самостоятельному созданию контента, что в перспективе должно усилить конкуренцию среди телекомпаний за право показа матчей национального первенства. Однако, как следует из "Отчета о реализации медиаправ РФПЛ", реализация футбольного продукта идет сложно.

В документе, отправленном генеральным директором ООО "Лига-ТВ" Ильей Геркусом президенту РФПЛ Сергею Прядкину, в частности, перечисляются шесть платформ платного телевидения, с которыми у организации заключены договоры на дистрибуцию. Помимо "НТВ плюс" это еще "Триколор", "Ростелеком", "Акадо", "Орион-Экспресс", "Вымпелком" и МТС. Общее количество абонентов "Лиги-ТВ" по состоянию на 31 октября нынешнего года составило 266 тыс. человек. По сравнению с данными на конец июля прошлого года оно увеличилось на 214 тыс. В отчете отмечается, что каждый абонент, подключившийся к телеканалу "Наш футбол", приносит "Лиге-ТВ" в большинстве случаев 74,5 руб. в месяц. В сумме выходит около 20 млн руб. в месяц.

Загружаю...

Однако остальные цифры выглядят куда менее впечатляющими. Скажем, в отчете приведен список из 32 матчей чемпионата России, которые транслировались на федеральном канале НТВ начиная с июля 2012 года. Причем необходимо отметить, что на него попадают только важнейшие игры тура. Напротив каждого матча указан рейтинг, который получила его трансляция. Так вот только у одной встречи ("Спартак"—"Зенит", 11 октября) он превышает три пункта — 3,2, при доле 12,4 пункта, что в любом случае показатель очень скромный. Отметим, что средняя доля по каналу НТВ в настоящий момент примерно 14 пунктов, а по заведенной практике, если передача регулярно показывает процент ниже средней доли по каналу, она подлежит либо закрытию, либо реформированию. А ведь подавляющее большинство игр показали еще меньшие цифры.

В отчете приведены и данные по рекламным доходам на канале "Наш футбол". В сезоне 2013-2014, по данным на 1 декабря, они составили всего 13,118 млн руб. Это совершенно несущественная для футбольных клубов цифра. По оценкам экспертов, бюджеты самых небогатых команд премьер-лиги все равно превышают $30 млн.

Между тем из отчета следует, что "Лига-ТВ" все-таки надеется изменить ситуацию в лучшую сторону. В нем приводятся и пожелания к партнерам из головных футбольных структур, с помощью которых эти улучшения можно осуществить. Так, в документе говорится о том, что необходимо "построить стадионы, позволяющие проводить качественную съемку, закрепить в контрактах игроков и тренеров обязанность участвовать в передачах и программах канала в течение года, а также в съемках рекламных роликов для канала и РФПЛ". Отмечается также, что "необходимо развивать собственное производство передач на канале".

Загружаю...

Гендиректор "Лиги-ТВ" прогнозирует, что "к 2020 году большую долю рынка составит Smart TV и мобильные технологии". Эти направления "Лига-ТВ" начала активно развивать с 2014 года.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Международное спортивное право
Популярные комментарии
Отморозок
Несколько цифры в 266 тысяч смещают. Особенно на фоне увеличения за год на 214 тысяч? Вы хотите сказать, что два года назад было всего 50 000 подписчиков Нашего футбола? Я встречал совершенно иные цифры.
AlexL
Ну здесь цифровые выкладки Коммерсанта. Думаю они связывались с медиа-компаниями, и те предоставляли те или иные данные (полные/неполные/строго официальные или нет...). Но в том и суть, что спрос на цифровой контент в нашей стране за последние пару лет серьезно вырос. Больше людей готово платить за контент и онлайн-сервисы. Поэтому вполне можно верить, что рост абонентов с июля 2012 по октябрь 2013 (то есть за год+квартал=15 месяцев) составил более 500% - от 52 тыс до 266 тыс. Может там еще какой агрессивный маркетинг подключили.
Ответ на комментарий Отморозок
Несколько цифры в 266 тысяч смещают. Особенно на фоне увеличения за год на 214 тысяч? Вы хотите сказать, что два года назад было всего 50 000 подписчиков Нашего футбола? Я встречал совершенно иные цифры.
Отморозок
Алекс, при всем уважении, в 2012-м году было на порядок больше абонентов Нашего футбола. Я точно знаю, что дерби ЦСКА-Спартак в 2011-м именно через контент платного ТВ смотрело более 100 тысяч домохозяйств. Это без учета тех, кто в это время был на стадионе или в баре.
Ответ на комментарий AlexL
Ну здесь цифровые выкладки Коммерсанта. Думаю они связывались с медиа-компаниями, и те предоставляли те или иные данные (полные/неполные/строго официальные или нет...). Но в том и суть, что спрос на цифровой контент в нашей стране за последние пару лет серьезно вырос. Больше людей готово платить за контент и онлайн-сервисы. Поэтому вполне можно верить, что рост абонентов с июля 2012 по октябрь 2013 (то есть за год+квартал=15 месяцев) составил более 500% - от 52 тыс до 266 тыс. Может там еще какой агрессивный маркетинг подключили.
3 комментария Написать комментарий