Кто вы, мистер Якин?
Мнение относительно персоны Мурата Якина разнятся в самой Швейцарии, а между тем молодой специалист проводит встречи с руководителями "Спартака" и имеет все шансы возглавить популярный клуб. "Соккер.ру" постигает грани личности молодого тренера.
Лучшие годы своей футбольной карьеры Мурат провел в Швейцарии, имеет на своем счету около полусотни встреч за национальную команду, хотя в качестве игрока быстрее вспоминается его родной младший брат – Хакан. Объяснить это легко – последний играл на позиции атакующего полузащитника и в нападении, в то время как Мурат выступал в опорной зоне и центре защиты. На счету кандидата в тренеры "Спартака" есть матчи против сборной России, а также он приложил ногу и голову к печально знаменитой под грифом "1-18" кампании москвичей в Лиге Чемпионов. Якин тогда играл за "Базель", вместе с которым дважды с одинаковым счетом 2:0 брал верх над "красно-белыми".
С одной стороны, крутость нрава – хорошее качество для специалиста, собирающегося работать в России, ведь мягких тренеров у нас рано или поздно "съедают". Но в то же время Якин, если говорить о стиле поведения с подопечными – это такой себе Карпин по-швейцарски, который умеет создавать интеллигентное впечатление на публике и не сталкивался с необходимостью наведения порядка в коллективе. Потому что в чемпионском "Базеле" и без того порядок, несмотря на то, кто у руля. Специфика работы в России и "Спартаке" - совершенно иная, возможно, у Мурата и имеются необходимые для этого качества, но в Швейцарии ему не приходилось их применять. Это только подчеркивает формирующийся образ "кота в мешке", как и то обстоятельство, что за пределами родной страны у Якина непродолжительный и неудачный опыт в качестве игрока и полное отсутствие такового в роли наставника.
Правда, здесь снова всплывает отсылка к состоянию дел внутри "Спартака". В "Базеле" вот уже лет десять команду не строят, ее постоянно обновляют, поэтому можно говорить о том, что серьезный тактик Якин работал с подготовленным материалом, в то время как в Москве его ждет неизвестность. Нет единства в формировании состава, а все, что имеется сейчас – дело рук Карпина, которого Федун резко раскритиковал за трансферную деятельность. Валерий Георгиевич наделал массу ошибок – это не обсуждается, но он собирал футболистов под себя, исходя из своего видения игры, пусть и ставил порой свое мнение выше здравого смысла. Но кто будет формировать команду для условного Якина?
Особенности характера тоже могут проявиться по-разному: с одной стороны, успешная работа в российском клубе без методов кнута невозможна, а Якин умеет быть требовательным, с другой – у нас часто встречаются столь нежные футболисты, что быстренько организуют акцию известного содержания по смещению неугодного наставника, из-за чего пострадают снова болельщики. Противоречий хватает, причем их даже больше, чем в случае, скажем, Аленичева, понимающего местную специфику. Это когда Фабио Капелло приходил в сборную России, вероятность его успеха можно было оценить в соотношении где-то 75% на 25%, в случае же Якина, как и у Лаудрупа с Эмери, всего лишь 50 на 50. Тренерское резюме наработано, но класс за пределами Швейцарии еще не подтвержден.