Алжан Жармухамедов: «Американцы до сих пор не забрали свою медаль»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Алжан Жармухамедов – участник знаменитого баскетбольного финала СССР – США на олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. Тогда сборная Советского Союза впервые стала олимпийским чемпионом в абсолютно «американском» виде спорта! Так случилось, что заработав «золото» олимпиады, Алжан стал первым казахом – олимпийским чемпионом, представляем интервью с ним портала oversport.kz.

- Вы выиграли матч, который называют даже «самым драматичным матчем в истории олимпийского баскетбола». Каким был для Вас этот матч?

- Мы ведь играли со сборной Америки, а эта команда не проигрывала не то чтобы одной игры, она не проигрывала не одного тайма на олимпийских играх. И постоянно они становились чемпионами олимпийских игр. Матч, складывался трудный, протяженный, нервный, итоговый счет был 51-50 в пользу сборной Советского Союза. Тогда в среднем забивали по 70-80 очков в каждом матче, а тут вот получилось так. И еще эти 3 секунды, которые запомнили все.

Загружаю...

Мы всю игру выигрывали, и за 3 секунды до конца матча американцы впервые вышли вперед, на одно очко, потом была остановка времени, возврат времени, из-за которого и произошел весь прецедент, и мы за 3 секунды успели выбросить мяч, забить и время закончилось.

После окончания матча мы сидели в течение 3 часов и ждали результата. Потому что американцы подали протест, и вот это сидение в раздевалки в неизвестности и ожидание я запомнил. Нас это ожидание решения сильно утомило, тем более после такой игры. Нас только под утро увезли в Олимпийскую деревню, всем так хотелось спать, все мы устали, а еще это ожидание. И только на следующий день в час дня нам сказали результаты, что принято решение признать нас чемпионами.

Так сложилось, что мы смогли их обыграть в 1972 году, и впервые в истории чемпионами олимпийских игр стала не команда США. На награждение американцы не явились. И до сих пор американцы не забрали свою серебряную медаль.

Сирена прозвучала слишком рано. Испортилась электроника. К тому же отсчет времени пошел не по правилам: не с того момента, как Паулаускас принял мяч, а с момента передачи Едешко. Президент ФИБА американец Уильям Джонс вновь дает переиграть 3 секунды. Он тоже не верит, что его земляки успеют пропустить…

Иван Иванович Едешко позже то ли всерьез, то ли красного словца ради убеждал, что незадолго до Олимпиады на тренировке он такой же пас через все поле давал, и тоже Саше Белову. Так что у Кондрашина все было предусмотрено: комбинация не была актом отчаяния — это был просчитанный ход. Кондрашин же лишь сказал, что ничего другого не оставалось, а еще — что он очень верил в Белова: если мяч окажется у него — забьет.

Загружаю...

Белов принял пас, рванулся от щита к центру, затем обратно — и его опекуны запутались. Один остался у него за спиной, другого вынесло за лицевую, Саша Белов поймал мяч, подпрыгнул и — кто в России не видел этой видеозаписи? — от щита мягонько так сунул его в кольцо. В третий раз прозвучала финальная сирена. Паулаускас схватил Кондрашина в объятия — тот стоял отрешенный от всего и, видимо, не сразу понял, что произошло. Герой Белов в раздевалке сидел, схватившись за голову — до сих пор не мог простить себе потери мяча, которая могла стать роковой. Провел рукой по голове и увидел: на ладони — клок волос.

Американцы пошли писать протест. Протест отклонили. Паулаускас вспоминал потом: «Пришли на награждение — кубинцы стоят (они заняли третье место.— Ъ), штатников нет. Перенесли награждение на день — американцы опять не пришли. Так и остались они без серебряных медалей…»Потом американцы многократно крутили видеозапись, чтобы определить: кончилось время или нет. А на табло четко высвечивались три секунды, вошедшие не только в спортивную историю.Баскетболисты, выигравшие тот матч, стали героями — не только баскетбольными. Кроме славы, им досталось за победу немного денег — по 3000 рублей и 300 долларов. И вот их судьбы.Анатолий Поливода. Пенсионер. Живет в Киеве. Серьезно болен.Модестас Паулаускас. Старший тренер вильнюсской «Статибы».Зураб Саканделидзе. Директор чайной фабрики. Живет в Тбилиси.Алжан Жармухамедов. Второй тренер сборной России. Живет в Москве.Иван Едешко. Работает тренером в Ливане.Сергей Белов. Президент федерации баскетбола РФ, главный тренер сборной России.Михаил Коркия. Бизнесмен в Тбилиси. В советские времена за попытки заняться предпринимательством отсидел в тюрьме.Иван Дворный. Пенсионер, живет в Омске. Тоже сидел. В Ленинграде болельщики долго не могли с этим смириться: на трибунах скандировали «Свободу Корвалану и Дворному Ивану!»Геннадий Вольнов. Пенсионер, живет в Москве.Александр Белов. Скончался от болезни сердца.Сергей Коваленко. Пенсионер, живет в Киеве.Александр Болошев. Начальник команды «Динамо», Москва.Владимир Кондрашин, старший тренер. Главный тренер санкт-петербургского «Спартака».Сергей Башкин, тренер. Работает в федерации баскетбола России.Нина Еремина, комментатор матча. Комментатор телеканала REN-TV.Александр Белов умер в 1978-м. Диагноз — панцирная сетка на сердце. Так часто бывает в спорте: кто-то высший ставит драму, потом выбирает героя, а потом — берет плату. Жестокую плату. Виталий Дараселия, забивший решающий гол в финале Кубка кубков, Ким Вилфорт, принесший сборной Дании победу в первенстве Европы и потерявший дочь,— сколько еще их, примеров той цены, которую платят за подобные победы?(С) «ИД «Коммерсант»

Загружаю...

 В тот период тренером сборной ЦСКА стал не Гомельский, а тренер Ленинградского Спартака Владимир Кондрашов, потому что в 1970 году на чемпионате мира в Любляне, наша команда проиграла и заняла впервые 3 место, и тогда Гомельского сняли с поста тренера и назначили Кондрашова. Он был очень талантливый тренер, у него была своя тактика и свои подходы, интересная система игр и тренировок, игра была всегда творческой, отточенной. У него была сила внушения, убеждения, и он нам всем своей уверенностью дал веру, что мы сможем стать чемпионами.

Как вы пришли в баскетбол?

Ну в целом случайно. Благодаря тому, что я вырос. Я был всегда высоким мальчишкой. И рост мой довольно долго не останавливался, обычно рост прекращается в 17 лет, а я рос до 22 лет. После окончания школы я пошел работать на завод. И инструктор физкультуры на заводе, Кемаль увидел, что через проходную проходит высокий мальчишка. Пришел познакомиться со мной, спросил, играю ли я в баскетбол? Я ответил, нет, я не играю. А он мне, вот у тебя такие хорошие данные, не хотел бы потренироваться с заводской командой? Мне стало интересно и после смены пришел на тренировки.

Загружаю...

Пару раз походил, но после смены было тяжело ходить на тренировки, и потом еще была проблема с транспортом. Я жил далеко, не в самом Чирчике, где находился завод, а еще до тренировок нужно было ехать километров 15 до поселка Табаксай. Транспорт туда вечером не ходил, и после конечной остановки мне приходилось ходить пешком еще 5 километров, ну я, естественно, прекратил ходить на тренировки.

И я очень ему благодарен за то, что он не бросил меня, постоянно приходил и приглашал к себе в кабинет, просвещал, давал читать газеты, журналы про спорт. Я впервые приобщился к спорту, начал интересоваться баскетболом. Он подал мне идею поступать в институт физической культуры, а с удивлением, говорю ему, а что есть такой ВУЗ? Он начал говорить мне, что такие природные данные надо использовать. Будешь заниматься спортом будешь здоровым и крепким. Я в то время был ростом около 2 метров и весил 70 кг. Хотелось немного прибавить в весе и стать здоровее, я же в то время был совсем мальчишкой. И я решил по его совету поступать.

Загружаю...

На заводе мне оторвало 2 пальца на правой руке, и я естественно расстроился, это было 7 июня 1962 года, и я подумал, как я буду играть в баскетбол, а он мне давай-давай, и я через год поехал поступать. Меня в институте сразу приняли, не смотря на то, что у меня не было квалификационного билета. В то время надо было еще иметь ГТО, но естественно у меня его тоже не было, но меня без слов приняли, просто увидев мой рост, все вопросы сразу отпали. И вот 1 сентября 1963 года, месяц до моих 19 лет, началась моя спортивная карьера.

Довольно поздно вы пришли в спорт, не тяжело было конкурировать с теми, кто занимался этим спортом с детства? И как так получилось, что вы, не смотря на столь поздний приход в спорт, пошли дальше и стали профессиональным спортсменом?

Тренер мой, который принял меня в институте, объяснил мне, что я потерял много времени, тот период, когда наиболее легко и быстро осваивается техника баскетбола. Что мне нужно догонять своих сверстников, если я хочу, чего-то добиться. И каждый свободный час я бегал в спортзал, у нас допустим было 2 пары, потом был большой перерыв полтора часа, я бежал в спортзал, переодевался и начинал водить мяч, передавать, бросать, потом быстренько бежал в столовую, чтобы перекусить. Потом опять на занятия, а после занятий бежал снова на тренировки. У всех летом каникулы, у меня – тренировки. Правда, тренировался я на улице, потому что зала у нас не было.

Загружаю...

Рано утром я выходил из дома и бежал в сторону гор 40 минут, а обратно минут 20, наш поселок находился у подножья горы и рядом был канал. Я переходил этот канал, метал камни в этот канал, чтобы отрабатывать передачу мяча, броски, делал зарядку. В итоге стал очень быстро прогрессировать. Попал в сборную Узбекистана. На 4 Спартакиаде народов СССР меня назвали «Открытием спартакиады». И включили меня в число кандидатов в сборную Советского Союза. В 1967 году я впервые попал на чемпионат Европы в Хельсинки и стал чемпионам Европы. Так что за эти четыре года я прошагал путь от новичка до игрока сборной Советского Союза.

Затем меня тренер сборной ЦСКА Александр Гомельский пригласил к себе, он был военным человеком и работал в ЦСКА. Он меня начал усиленно тащить в ЦСКА, но я отказывался, не мог взять и уйти со своей команды, потому что у меня были перед своими ребятами обязательства, которых я не мог нарушить. Они были теми людьми, у которых на плечах я шел вверх.

Я два года скрывался от армии. И все это время Гомельский звал меня в ЦСКА, а я так и переходил к нему. Поэтому в 1968 году я не попал в Мексику, хотя на тот момент уже был в составе сборной. В 1969 году на чемпионат Европы в Италии, я тоже не поехал, хотя был уже одним из сильнейших игроков в то время.

Загружаю...

Я несколько раз убегал от армии. Как только начинается призывная компания, меня начинают отлавливать в Ташкенте. Однажды один милиционер и двое военных пришли на тренировку, подошли к тренеру, спросили который из них, потом подошли ко мне и говорят, давай одевайся, и поехали в военкомат. А я пришел в раздевалку и быстренько вылез в окно и побежал домой, благо там квартира была не далеко. Помылся, взял паспорт, деньги, в аэропорт, купил билет и приехал в Алма-Ату.

Прятался  я до тех пор, пока там у нас в Узбекистане все не решили на верховном совете не призывать меня в армию. Потом мне давали отмашку, что все решено, и я возвращался в Ташкент. В 1969 году мне тренер сам сказал, что да, тебе надо расти, что уровень команды для меня был уже низкий. Он сказал, что мне надо играть с сильными командами, с сильными противниками. И вот в 1969 году я перешел в ЦСКА и сразу стал основным игроком.

В течение 11 лет я играл в ЦСКА, играл за сборную Советского Союза, практически участвовал во всех Чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх, которые проходили в этот период.

Загружаю...

- Как вы оцениваете уровень Казахстанского чемпионата?

- Я видел всего лишь одну игру, честно говоря, не очень-то радует, потому что и в той и в другой команде главными игроками являются иностранцы, чтобы создать более сильный чемпионат, а своих игроков как всегда не хватает. Это печально. Такая тенденция есть и в России, и на Украине. То, что не хватает своих высококлассных игроков в командах, конечно, это удручающее положение.

- Почему как вы думаете сейчас такое состояние у баскетбола? Казалось бы, этот спорт со школы преподается, он такой доступный, в него все с малых лет играют. Вопрос в селекции? Нет школы хорошей? В чем причина?

- Первая причина в том, что не работают, как положено детские спортивные школы. Детский тренер – это такая трудная работа. Нужно ведь найти такого ребенка, отобрать его среди многих, работать с ним целенаправленно, с ним же надо напряженно работать индивидуально. Нужно не просто дать в руки мяч и заставлять бегать,  надо очень скрупулезно к этому относиться. Все начинается с детского спорта.

- То есть времена, когда можно было придти в спорт в 17 лет и стать олимпийским чемпионам уже  прошли?

- Поверьте, уже давно прошли. В то время баскетбол был менее  атлетичный, менее скоростной, больше работали над техникой и с умом играли. А сейчас он скоростной, быстрый, грубый, физический. Сейчас техника на скорости.

Сейчас я работаю с детьми, в системе дополнительного образования, не далеко от дома в школе тренирую детей. И вот буквально в мае, я двух своих лучших ребят порекомендовал в детскую спортивную школу, чтобы они могли дальше расти, у них очень высокий потенциал стать профессионалами в своем спорте. Ведь я тренирую их в неделю по 3 раза, а в спортивной школе их гоняют по 5 раз в неделю и даже по 2-3 раза в день. И соответственно от такого количество тренировок у них будет расти мастерство, и техника рук будет быстрее развиваться.

Загружаю...

Над ними в таком вот возрасте нужно много работать. С талантливым ребенком нужно усердно заниматься, ему нужно внимание уделять, учить его. Вот как со мной, если бы он не висел бы надо мной, то вряд ли я бы стал отличным игроком.

- Вы преподаете детям, это ваше хобби или ваша работа на данный момент?

- Я же пенсионер уже и занимаюсь только детьми, мне нравиться это. Я с удовольствием провожу время с ними, делюсь с ними своим многолетним опытом. Мне интересно и приятно. Я очень строгий и требовательный тренер, так что не каждый может продержаться до конца. Я с каждым ребенком стараюсь заниматься и уделять им каждому, то внимание, которое они от меня ждут. И их родителям я говорю, пусть даже ваш ребенок не станет великим спортсменом, зато я их научу, как правильно падать. Вот ради этого надо заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, чтобы у ребенка была гибкость, ловкость и координация.

- Как вы думаете, сейчас есть единая команда ВТБ, есть баскетбольный клуб «Астана» достаточно ли иметь пару команд или надо иметь много команд, чтобы развивать баскетбол?

- Нужно сделать тренерский баскетбол, чтобы не прерывался процесс роста, и они сразу звездами не стали. И еще если будет приток хороших мастеров, то через некоторое время нужно будет приглашать и иностранцев. Наряду с этим надо готовить детских тренеров, молодежных тренеров. Всех их надо готовить по новой методике, надо отходить от старых методов. И вот тогда будет отдача.

Загружаю...

Это большой труд, согласен, не одного дня и не одного года. Чем больше команд, чем больше игроков и чем больше лиг, тем сильнее будут проходить соревнования, тем проще будет собирать сборную страны. И тогда наша сборная будет выступать на мировой арене более успешно. Мой сын младший был тренером сборной России вместе с Дэвидом Блатом. В истории новой России они впервые завоевали бронзовую медаль. И у моего сына тоже есть наработанный метод, но его не ставят тренировать, больше акцент делают на иностранных тренеров.

Типичный пример, Югославия, в 1970 году, мы на чемпионате в Любляне проиграли им. Они стали впервые чемпионами мира по баскетболу и подняли вокруг этого такую рекламу. И все стали приводить детей на этот вид спорта. Они начали открывать спортивные школы, детей туда толпами начали водить, они начали изучать американский баскетбол. Одним словом, поставили это дело на поток. И потом они редко кого приглашают на тренерскую должность иностранцев. Наоборот, везде своих тренеров суют, потому что они их подпитывают и готовят. И на всем этом они прилично зарабатывают. По мне великий тренер после себя должен оставить учеников, потомков, последователей.

- В Казахстане вы часто бываете?

- Не очень часто. В 1987-88 годах я здесь работал. После этого я приехал в Алмату в 2008 году, когда началась компания по выяснению, кто первый казах – олимпийский чемпион? Ну и меня начали приглашать в Казахстан. Ну как обычно, начали расспрашивать меня кто мой отец, с какого я рода и жуза? Мой отец из рода Жаппас, младший жуз, из под Кызылорды, Теренузекский район. Он был не высоко роста. А я в деда пошел, вот он говорят, был высокий. А мать у меня казачка с Украины, и ее отец, мой дед тоже был высоким. Отец и мать познакомились на стройке, и так появились мы.

Загружаю...

У меня два сына и оба пошли по моим стопам, оба спортсмены. Старший перворазрядник, а младший мастер спорта, он играл в хороших командах, но таким большим игроком он не стал, зато как тренер он хорош. Старший работает в детской спортивной школе олимпийского резерва, завуч и тренер. Младший работал в ЦСКА, сборной России. А супруга моя тоже играла за сборную Узбекистана, так мы и познакомились, а потом поженились, и она сразу же перестала играть, потому что я сказал «хватит!». Потом сын появился старший, потом второй сын родился. Меня постоянно не было дома, поэтому она у меня всегда была дома, воспитывала сыновей. Самая тяжелая и самая главная работа женщины хранить очаг и воспитывать детей. Это мое личное мнение.

- Что вы испытываете при слове Казахстан? Все-таки эта ваша родина, у вас здесь еще есть родственники?

- Вы знаете, я как то очень привязан к своей родине. Я когда играл, когда все уходили в отпуск, кто-то, куда-то ездил, то я все время приезжал к себе на родину, к себе домой, в наш поселок. Потому что там была мама, там были братья-сестра. Я практически все время проводил свой отпуск у себя в деревне, только один раз я с семьей ездил в Сочи.

Загружаю...

Потом после развала Советского Союза, наступили такие трудные времена, что у меня не было возможности часто приезжать на родину. Тяжело было жить в эпоху перемен. Потом жизнь стала налаживаться, стали получать пенсии, своевременно зарплаты, льготы какие то. Потом президент России стал платить стипендии олимпийским чемпионам в размере 1000 долларов. Мэр Москвы стал платить стипендию в размере 500 долларов. И я стал снова ездить к себе на родину.

Этот клочок земли, где отец наш построил дом и где мы выросли, и есть самое дорогое и родное место для меня. А на данный момент в Узбекистане к сожалению, к лучшему я не вижу ничего. Я же все-таки родился в южно-казахстанской области, это потом её в Узбекскую ССР передали. Отец мой – казах, я – казах, дети мои – казахи. Вот поэтому тянет меня сюда. И отношение у меня к Казахстану совсем иное, родное.

- А с Жаксылыком Ушкемпировым, которого называют первым олимпийским чемпионом – казахом, вы знакомы?

- Ну вот познакомился недавно. Я никогда на это место не претендовал, я не такой честолюбивый может быть.

- Ваши пожелания читателям нашего портала.

- Так как вы заинтересовались моей персоной, значит, вы пропагандируете спорт. Я желаю, чтобы молодежь занималась больше спортом и не увлекалась другими вещами, как алкоголизм, наркомания. Желаю вашей работе успеха в этом деле, в пропаганде здорового образа жизни.

Чтобы руководители вашей страны уделяли больше внимания спорту и здоровому образу жизни, выделяли как можно больше средств для развития. Тренерам, особенно молодым, желаю стремления к большим достижениям и результатам в своем спорте. Желаю, чтоб каждый тренер работал с отдачей и с любовью. Чтобы у каждого тренера было сопереживание к каждому своему ученику. Вот мои пожелания!

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
oversport.kz