К вам приехал ревизор!
Период перед презентациями новых болидов самый секретный в «Формуле-1». Представители команд будут вспоминать прошлый год, общими фразами говорить о целях на будущий и максимум, что скажут, о новом болиде, что он стал еще быстрее. Хорошо, если Джорджио Пиола что-нибудь зарисует, просочится какая-то минимальная техническая деталь или проскользнет информация о том, что кто-то прошел или, наоборот, провалил крэш-тесты
Но в 2010-м в «Формуле-1» многое меняется, и с этими новыми командами начинает зарождаться мода показывать свои наработки, и как вообще идет процесс. Им, собственно, деваться-то некуда нужно как-то доказывать скептикам, что коллектив работает по плану, что на старте в Бахрейне они будут, иначе вон «Стефан Гран-при» только и ждет, что кто-то оступится. Но не все, что показывают дебютанты, идет им самим на пользу. Например, «Лотус», как самая по времени отстающая команда, решил показать, что там все более чем нормально, и еще в прошлом году продемонстрировал фотографии модели нового болида, предназначенной для продувки в аэродинамической трубе. А через некоторое время разразился мини-скандал о плагиате и промышленном шпионаже у «Форс-Индии». Или появился в сети ролик о крэш-тесте того же «Лотуса» сразу болельщики заприметили, что какой-то уж очень топорный нос получился, совсем не «формульный» дизайн.
Не все, что показывают дебютанты, в стремлении доказать свою состоятельность, идет им самим на пользу
Но больше всего досталось US F1, которая, очевидно, в ответ на мнение Экклстоуна о том, что команда до «Сахира» не доедет, начала вести активную пропагандистскую работу. Наконец-то заработал сайт, на котором раньше дальше заставки никуда, включился обещанный канал на YouTube, Питер Уиндзор разродился аж двумя записями в блог и дал эксклюзивное интервью официальному сайту «Ф-1». По общей активности можно подумать, что работа кипит, но после просмотра всего этого потока информации понимаешь, что скептицизм уже закипает.
Вот первое видео команда строит базу, рисует, работает, все это завершается созданием симпатичного кокпита и носа будущего болида. На следующем, очевидно, этот самый нос радостно разбивают на осколки во время крэш-теста, а один из наблюдателей этого действа как-то подозрительно качает головой. Что-то пошло не так? Или жалко единственного носа?
Дальше интереснее мини-интервью с персоналом, который вместо того, чтобы вселить уверенность в зрителя, заставляет серьезно задуматься о том, что пытается скормить нам Уиндзор. Ребята, ну это же не «К вам приехал ревизор!» У US F1, между прочим, уже готов телевизионный отдел, и Уиндзор даже хвастается, что в нем работают люди из компании Питера Джексона. Так почему же продукт на «двоечку» по десятибалльной системе? Ну да, нос разлетался достойно, спецэффекты на уровне. Но вот кастинг и сценарий явно подкачали. Главный конструктор, Джейсон «тоже Андерсон», который с трудом может связать два слова? Или инженер, на вопрос: «Какими будут ощущения, когда болид выйдет на старт?» отвечает что-то вроде: «Э-э-э-э. Я завязал с «Формулой-1» десять лет назад»? Это как-то несерьезно, особенно со стороны Уиндзора, который как специалист с более чем 30-летним опытом, должен знать, как убедить публику, и что из отснятого не стоит выставлять на всеобщее обозрение.
Скажете, что не стоит во всем искать плохое, что команда старается, парни привыкли работать, а не болтать, и уже за это нужно отдать им должное? Возможно, но за US F1 уже тянется такой шлейф невыполненных обещаний и сдвинутых сроков, что сложно не поддаться пессимистичному настрою.
Собственно, слабенького качества YouTube единственное из задуманного, что сделала команда, да и то, далеко не в том объеме, в котором обещалось. Ведь мы уже готовились заглядывать в онлайн-трансляции с расставленных по всей базе веб-камер и следить за всеми этапами рождения болида и чуть ли не за идеями этого самого Джейсона главного конструктора.
Например, гонщики. Ладно, гонщиков пока нет никаких. Но поначалу планировался полностью американский состав, потом он трансформировался в «один американец и может быть через эдак годик», затем состав стал международным, но с как минимум одним опытным пилотом, который поможет развивать стартующую с нуля команду. Сегодня уже Уиндзор рассуждает о том, как логично будет пригласить двух молодых и талантливых, которые будут расти вместе с организацией, а на вопрос о том, будут ли это рента-драйверы, начинает толкать крамольную мысль о том, не рента-ли-драйвер Фернандо Алонсо, за переход которого в «Феррари» платит Santander?! Что тут сказать Хосе-Мария Лопес, последнее достижение которого на международной арене 10-е место в чемпионате GP2, выбор, без сомнения, уступающий Алонсо разве что в финансовой составляющей.
За US F1 уже тянется длинный шлейф невыполненных обещаний и сдвинутых сроков
Одним из основных материальных активов US F1 с самого начала считалась аэродинамическая труба, самая современная и очень популярная среди команд «Формулы-1», находящаяся по соседству с базой и доступная. Но вот же сюрприз оказывается, американцы не собираются использовать свое главное оружие на этапе проектирования болида, а проведут все расчеты, как и Ник Уирт для «Верджина», в CFD. Еще один логичный шаг, веяние времени, но никак не его времени нехватка. В связи с трубой Уиндзор оставил очень странный комментарий: «Нашей моделью для продувки в трубе будет уже готовый настоящий болид, и как новая команда мы сможем его протестировать несколько раз на протяжении 2010 года». Питер, конечно, не забыл о том, что тесты полноразмерных болидов в «Формуле-1» запрещены уже два года как, или и по этому вопросу, как с тестами в США и дополнительными днями для прямолинейных испытаний, им предоставят послабление?
Вся эта команда построена на пиаре чего еще ожидать, когда один из основателей журналист но в какой-то момент стало ясно, что все «фишки», на которых держалась их кампания, есть и у других команд.
US F1 пришла с гордой целью показать всем, как можно работать на небольшом бюджете, почти на порядок меньшем, чем у «Феррари» или «Макларена». Но сейчас эта тема уже не катит все новички такие, да и некоторые существующие команды сокращаются под тяжестью Соглашения об ограничении ресурсов. Так что этим никого не удивишь, тем более что все эти Лопесы у американцев появились явно не от хорошей жизни эффективно построить работу, не имея стартового капитала, не получается никак. Аэродинамическую трубу, которой можно гордиться, использовать не получается и кичиться болидом построенным только при помощи CFD тоже эту идею уже успешно разрекламировал «Верджин». Можно было бы привлечь внимание громким именем: «Кампос», если доберется до старта и по дороге не потеряет Бруно Сенну, получит внимание публики хотя бы потому, что в ее составе дебютирует племянник Волшебника. Но и этот путь для US F1 с его возможными пилотами закрыт. То же касается личности технического директора: в «Лотусе» и «Верджине» этой частью команды руководят известные личности, посмотреть на результаты которых будет интересно в любом случае.
В какой-то момент, исчерпав свои возможности, американцы затихли А теперь у них новая «фишка» на старую национальную тему противопоставление Европы и Америки. Как будто болельщикам автоспорта недостаточно подобных «священных войн».
В какой-то момент стало ясно, что все «фишки», на которых держалась кампания US F1, есть и у других команд
Теперь Уиндзор во всем ищет, что в Америке хорошо, в то время как в Европе плохо. И зима у них шашлыки можно жарить под ясным небом, и фабрика не закрывается на три недели на время рождественских каникул, и летом вся Америка пашет как проклятая, тогда как в Европе все разъезжаются по отпускам, собирая пробки на дорогах. И днем в США можно работать продуктивно шесть часов без перерыва, тогда как в Европе на базах команд, по старой «уильямсовской» памяти Петера сплошные встречи и разговоры, ну просто некогда заняться делом. Ах да! Еще US F1 оснастила свою базу всего за три недели (непонятно, что же она делала остальные три месяца молчания), потому что в индустриальной Америке все делается на один щелчок пальцами. Только попроси, и все уже строится само. Особенно хороша была фраза: «Я бы хотел, чтобы кто-нибудь поспорил о том, какая из новых команд, строящая болид целиком у себя на базе и не в Европе, будет лучшей». Очень оригинально. И ни разу не смешно.
Вот только одно мне не понятно: если у них там все так быстро, продуктивно и замечательно, почему команда до сих пор вызывает сомнения в том, что она выйдет на старт, вокруг нее ходят странные слухи (хорошо, не подтвердившиеся) о начале чемпионата в только Европе, почему ей, как примадонне из Нового Света необходимы поблажки И это при том, что заявила она о своих планах еще в феврале 2009-го года, собиралась прийти в «Формулу-1» независимо от обстоятельств и войны между ФИА и ФОТА, а значит, как минимум, на четыре месяца должны была опережать всех новичков, год назад и не мечтавших о королевских автогонках.