Культовый фильм Андрея Тарковского – Сталкер

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Осторожно! Вы входите в зону трансцендентного заражения!

Зона — это очень сложная система… ловушек, что ли… и все они смертельны! Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение.

Бывшие ловушки исчезают — появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и лёгким, то запутывается до невозможности!

Это — Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы её сами сделали… своим состоянием.

Загружаю...

Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с полдороги, не солоно хлебавши. Были и такие, которые гибли у самого порога Комнаты. Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!

Сталкер о «Зоне»

Интересное описание, не правда ли? Очень похоже на описание нашего подсознания. Действительно, оно таит немалую опасность, оно наполнено ловушками (бессознательные фобии,  неукротимые эмоции), и запутывает нашу жизнь до невозможности.

Бывают случаи, когда люди гибнут от работы подсознания – сходят с ума, заканчивают жизнь самоубийством. Возможно, наша душа тоже спрятана в его глубинах. Подобная трансцендентная аллегория сразу же приходит на ум, и не покидает весь фильм.

Главный герой - "Сталкер" в исполнении Александра Кайдановского

Загружаю...

В центре картины – трое: Сталкер, Профессор и Писатель. Их имена не названы, и уже на этом этапе начинают закрадываться подозрения, что обезличены наши герои не случайно.

Главный же герой – Сталкер – является проводником в Зону, где, по легенде, расположена комната желаний. Профессор и Писатель нанимают Сталкера в угоду своим личным мотивам. 

Один из сильнейших кадров фильма

Сюжет кинофильма менялся многократно. Как и сама картина переснималась целых 3 раза. В итоге из сценария был убран практически весь фантастический замысел братьев Стругацких. Кстати, для многих фанатов «Пикника на обочине» это стало причиной даже ненависти к фильму. 

Сталкер стал блаженным проводником, а не рисковым человеком, который похищает артефакты. Провести кого-то в Зону – стало смыслом его жизни, его благородной миссией.

Загружаю...

Андрей Тарковский буквально создал свою собственную Вселенную, которая по праву называется культовой, и является его величайшим вкладом в сокровищницу мирового кинематографа. 

Фильмография Андрея Тарковского

P.S. У фильма невероятно мощное радиоактивное поле, как и у самой Зоны.

Вы – почувствовали?

Дополнительные материалы

Мнения о фильме:

 

Андрей Тарковский

Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма… 

Загружаю...

Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке.

 

Борис Стругацкий

Работать над сценарием «Сталкера» было невероятно трудно. Главная трудность заключалась в том, что Тарковский, будучи кинорежиссёром, да еще и гениальным кинорежиссёром вдобавок, видел реальный мир иначе, чем мы, строил свой воображаемый мир будущего фильма иначе, чем мы, и передать нам это своё, сугубо индивидуальное видение он, как правило, не мог, — такие вещи не поддаются вербальной обработке, не придуманы ещё слова для этого, да и невозможно, видимо, такие слова придумать, а может быть, придумывать их и не нужно.

Загружаю...

Впрочем, всё это теория и философия, а на практике работа превращалась в бесконечные, изматывающие, приводящие иногда в бессильное отчаяние дискуссии, во время коих режиссёр, мучаясь, пытался объяснить, что же ему нужно от писателей, а писатели в муках пытались разобраться в этой мешанине жестов, слов, идей, образов и сформулировать для себя наконец, как же именно (обыкновенными русскими буквами, на чистом листе обыкновеннейшей бумаги) выразить то необыкновенное, единственно необходимое, совершенно непередаваемое, что стремится им, писателям, втолковать режиссёр.

 

Майя Туровская

Фильм суммирует всё накопленное режиссёром мастерство.

Мир «Сталкера» в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к той степени единства и напряжённости, когда он почти перестает быть «внешним» миром и предстает как пейзаж души после исповеди.

Кажется даже, что комплекс постоянных тем и изобразительных мотивов, обуревавших режиссёра долгие годы, реализованный им до конца, исчерпанный и отданный экрану, из «Сталкера» вычтен. За этот счет «Сталкер» выглядит гораздо целостнее, более сжато и едино, чем было «Зеркало».

 

Актерский состав:

Безусловно, это именно тот фильм, когда ты наслаждаешься великолепной игрой всех без исключения, ведь достаточно было одной фальшивой нотки, чтобы вся волшебная аура исчезла.

Загружаю...

Александр Кайдановский, один из самых вдохновенных блаженных на экране, мне запомнился особенно. Возможно, именно эта роль обессмертила его для будущих поколений. Многих уже с нами нет: ни Анатолия Солоницына, ни Николая Гринько, ни оператора Александра Княжинского, ни упомянутого Кайдановского, ни самого Андрея Тарковского. Но память о них живет и пройдет сквозь века, в том числе и благодаря этому фильму. 

 

Фотографии со съемок

Загружаю...

 

Постеры к фильму

Загружаю...

 

Кадры из фильма

Загружаю...

 

Трейлер:

1

 

Музыка:

Отдельного внимания заслуживает музыка Эдуарда Артемьева.

Личность в советской электронной музыке коллосальная, причем Артемьев зарекомендовал себя мастером написания музыки именно к фантастическим фильмам. С Андреем Арсеньевичем сотрудничали прежде еще в фильме "Солярис".

Лично мне эти мотивы очень помогли настроиться на нужную волну.

Плейлист Дуарда Артемьева:

2

Загружаю...

Ссылки: (картинки кликабельны)

Загружаю...

Желаю всем приятного просмотра, с вами был Шерлок, специально для проекта кинорулетка Парадизо

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Movies by Sherlock ★★★★★
Популярные комментарии
Dr_White
Первый фильм Тарковского, который я посмотрел. Блестящий фильм. Еще очень люблю "Зеркало".
Лешик
"Поддержите автора" - просит спортс. Поддерживаю.) "Пикник на обочине" - одна из любимейших книг. На мой вкус ни одна из экранизаций книг Стругацких и близко не дотягивает до первоисточника. Разумеется - по моему скромнейшему мнению.)
Ответ на комментарий Кир Носов
Книга Стругацких лично для меня имеет гораздо большее значение, чем фильм Тарковского. Хорошо его помню, но пересматривать не буду. Гениальное не для всех - в данном случае это значит - не для меня.
Kosta
Папа Тарковского писал замечательные стихи, но никогда не мог понять, почему эти стихи пелись Ротару, как веселая песенка...
Ответ на комментарий Тот-самый-паук
"Вот и лето прошло, Словно и не бывало. На пригреве тепло, Только этого мало..." Тяжёлый фильм вообще. Но поработал, ты, Шерлок, здорово!
Еще 80 комментариев
83 комментария Написать комментарий