Хоккей для спонсоров или спонсоры для хоккея?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Финиш года был ознаменован очередным скандалом в благородном семействе российских профессиональных спортивных клубов. Хоккейный «Спартак», уже имевший горький опыт финансового кризиса вновь наступил на старые грабли. Отзыв лицензии у «Инвестбанка» (владельца и единственного спонсора) поставил известнейший российский клуб на грань выживания.
Главная причина проблем – в сложившейся системе экономических отношений. Чаще всего финансовые трудности у профессионального спортивного клуба возникают, когда он не в состоянии влиять на структуру и уровень собственных доходов и рассчитывает лишь на те средства, которые получает от владельца – будь то государство или частное лицо. Пример «Спартака» весьма показателен. Клуб поплатился за беззаботность менеджмента, не сумевшего подстраховаться привлечением коммерческих спонсоров.
Мы заведомо не будем вдаваться в хитросплетения хоккейных интересов политических и крупных деловых кругов. Наше внимание сосредоточено на анализе объективных показателей маркетинговой активности клубов КХЛ – посещаемость матчей, затраты на зарплаты игроков и количество спонсоров.
«Как действующий акционер ХК «Спартак», хочу принести свои извинения за сложившуюся ситуацию с финансированием команды – ситуацию крайне сложную. Понимая всю степень ответственности за тяжелое материальное положение клуба, я позволю себе сказать несколько слов об обстоятельствах, к нему приведших. В августе 2012 года я стал совладельцем «Инвестбанка», и с моим приходом банк продолжал оставаться генеральным и единственным спонсором ХК «Спартак». После анализа ситуации мне стало очевидно, что этот социальный проект – непосильная ноша для «Инвестбанка». Осознавая, что без помощи других спонсоров не обойтись, мы сразу начали искать новых инвесторов. Но, не будучи хоккейным болельщиком и спортивным экспертом, я не сразу смог оценить инвестиционную привлекательность российского спорта и, в частности, хоккея. Найти собственными усилиями добровольного спонсора оказалось практически невозможно. Осенью 2013 года мы с партнерами обратились к руководству КХЛ и попросили содействия. И, должен признать, сразу же ощутили поддержку коллег из лиги и заинтересованность в сохранении клуба. КХЛ использовала все возможные ресурсы для привлечения новых спонсоров, совместно мы провели ряд переговоров с потенциальными покупателями клуба в реальном секторе, финансовой сфере, был задействован административный ресурс. Не исключаю, что картина могла быть иной, если бы я обратился за помощью к КХЛ раньше. Я все еще надеюсь, что клуб найдет поддержку».
Член совета директоров и соучредитель ХК «Спартак» Сергей Мастюгин
От нуля до бесконечности
Чем больше значение показателя, тем менее эффективен клуб. Так, абсолютный лидер среди клубов КХЛ по CASR сейчас – московское «Динамо» с показателем 16 баллов. Аутсайдер – подольский «Витязь», его результат – 621 балл.
Очевидный плюс методики в том, что компоненты CASR являются открытыми данными и доступны для анализа и сравнения. Наибольший эффект может быть получен при использовании оценки количественных показателей и качественных характеристик объектов оценки (клубов и спонсоров). Кроме того, соотношение показателей CASR является универсальным, что делает его пригодным для оценки профессиональных клубов в других видах спорта.
Зоны: Поскольку в клубах КХЛ ключевой источник доходов (80–95%) – средства спонсоров, возник вопрос о том, как их количество влияет на финансовую устойчивость.Эксперты выделили пять основных зон, отличающихся друг от друга степенью финансового риска:
- Критическая зона (0–1 спонсор) – абсолютная зависимость клуба от единственного спонсора, одновременно являющегося владельцем.
- Зона риска (2–3 спонсора, среди которых и владельцы) – высокая значимость каждого спонсора и высокая степень финансовой зависимости клуба.
- Зона комфорта (4–6 спонсоров) – такое количество позволяет чувствовать себя более уверенно, и его вполне достаточно для эффективной работы клуба.
- Зона развития (7–10 спонсоров) – это может означать, что в их числе не только владельцы, но и коммерческие партнеры. Менеджмент клуба рассматривает их в качестве важных клиентов и ориентируется на удовлетворение их потребностей. Такие отношения создают неплохие условия для эффективного развития клуба и открывают хорошие перспективы на будущее.
- Зона контроля (более 10 спонсоров) – такой вариант требует значительных усилий по контролю над отношениями со спонсорами. Рост числа контрагентов приводит к повышению затрат на квалифицированный персонал. Актуальным становится вопрос уже не о количестве спонсоров, а о качестве отношений с ними.
Чтобы подтвердить эти предположения, мы разместили клубы КХЛ по пяти зонам в зависимости от числа их спонсоров. Наилучшие показатели CASR оказались у клубов, входящих в зоны контроля и развития. Хуже обстоят дела у тех, кто оказался в критической зоне и зоне риска. Впрочем, об этом следует поговорить подробней.
Больше спонсоров – больше стабильности
Критическая зона: Всего в этой зоне восемь клубов. Лишь два клуба КХЛ – «Витязь» и «Югра» – не заявляют публично о наличии у них спонсоров. Приходится лишь предполагать, что вся тяжесть финансовой нагрузки лежит на плечах их владельцев (о них уже упоминалось выше). Оба клуба находятся среди аутсайдеров по соотношению CASR с показателями: 621 («Витязь») и 600 («Югра»).
Но мало того, что ЦСКА имеет единственного спонсора-владельца административного типа (Госкомпания «Роснефть»), но вместо привлечения партнеров на взаимовыгодных условиях клуб объявляет тендер на оказание ему услуг – поставки оргтехники, питьевой воды, оформления рекламной продукции. Все это в большинстве клубов поручают партнерам в обмен на соответствующий статус. Создается впечатление, что менеджмент великого российского клуба игнорирует специфику спортивного маркетинга. Но самое опасное – не предпринимается никаких видимых усилий по расширению круга спонсоров.
Впрочем, «Кузня», «Нефтехимик», «Северсталь» и «Салават Юлаев» тоже не утруждают себя поиском партнеров, хотя открытых тендеров на их сайтах не обнаружено.
Средний показатель соотношения CASR для восьми клубов, входящих в критическую зону, самый низкий – 456 баллов.
Зона риска: В эту зону входят имеющие по два спонсора магнитогорский «Металлург» и «Авангард», а также «Амур», «Торпедо», «Ак Барс», «Барыс», у которых по три спонсора. Средний показатель соотношения CASR – 156 баллов.
Наши рекомендации всем клубам зоны риска банальны: необходимо активизировать свою маркетинговую деятельность по привлечению спонсоров и работе с болельщиками.
Зона комфорта: Здесь расположилось шесть клубов: «Динамо» Рига, «Адмирал», СКА, «Автомобилист» и «Динамо» Москва имеют по четыре спонсора, а «Трактор» – шесть. Притом, что у всех клубов, кроме «Автомобилиста» и «Трактора», есть спонсоры-владельцы, наличие других спонсоров (в том числе и коммерческого типа) создает комфортные возможности для деятельности, поскольку риски в этом случае значительно ниже. Средний показатель соотношения CASR здесь равен 103 баллам.
В зоне комфорта и дебютант КХЛ – «Адмирал», у которого показатель CASR очень хороший – 126 баллов. Но очень важно учитывать эффект эйфории, который сейчас сопровождает клуб из Владивостока. И владельцы, и игроки, и болельщики, и спонсоры находятся под его воздействием: новый проект – новые надежды и перспективы. Очень важно сохранить этот настрой на будущие сезоны.
Зона развития: Здесь расположились пять клубов – «Локомотив», «Лев», «Атлант», «Донбасс» (по семь спонсоров) и минское «Динамо» (восемь спонсоров). У них весьма высокие показатели соотношения CASR (в этой зоне в среднем он составляет 98 баллов), но довольно средние турнирные результаты.
Ситуация с минским «Динамо» тоже дает повод для раздумий. С одной стороны, налицо весьма эффективная работа менеджеров как с болельщиками (минчане лидируют по посещаемости матчей), так и со спонсорами. Но небольшой бюджет сказывается на подборе игроков и в итоге – на турнирных результатах. Очень интересный кейс по определению приоритетов клуба!«Донбасс» и «Лев» в качестве основного источника финансирования используют ресурсы владельцев-спонсоров и сумели привлечь к партнерству еще несколько компаний.
Весьма показательна ситуация с ярославским «Локомотивом». Формально он имеет семь спонсоров. Но шесть из них – сам владелец РЖД и компании, принадлежащие госмонополии. По этой причине клуб скорее следовало бы включить как минимум в зону риска. Его менеджменту вряд ли следует почивать на лаврах: риск для клуба довольно высок и ситуация требует активного привлечения коммерческих партнеров.
Коротко охарактеризуем еще два клуба рассматриваемой зоны: очень сбалансированных по показателям CASR клуба «Лев» и «Динамо» Рига. Их менеджмент действуют весьма эффективно, учитывая интересы болельщиков и создавая хорошие коммуникационные возможности спонсорам. Такой опыт заслуживает серьезного изучения и распространения.В целом клубы этой зоны обладают хорошим потенциалом для развития.
Зона контроля: В нее входят всего три клуба, имеющие от 11 до 14 спонсоров. Рекордсмен КХЛ – «Сибирь» заявляет о 14 (!) спонсорах. Помимо собственников (правительства Новосибирской области и ЗАО «Сибирский антрацит»), это строительные, сервисные, логистические компании, розничные сети, банк и авиакомпания.
Братиславский «Слован» и загребский «Медвешчак» – представители самой малочисленной в КХЛ группы частных клубов, успешно использующие рыночные методы управления. Они рекордсмены по заключенным контрактам со спонсорами и партнерами. У «Слована» их в общей сложности 60, а у «Медвешчака» – 45. Эти цифры красноречиво говорят о маркетинговой активности менеджмента.Подводя итог, отметим, что доминирующей моделью финансирования клубов КХЛ (таковых в лиге 21) является использование ресурсов владельцев-спонсоров, имеющих разные цели. Такая модель уже сегодня представляет опасность для нескольких клубов, которым необходимо перестраивать стратегические приоритеты, и в целом серьезно тормозит развитие всей спортивной индустрии. К сожалению, рыночная модель финансирования клуба пока скорее исключение, чем правило.
Отдадим должное достижениям Континентальной хоккейной лиги – почти за шесть лет существования она заслуженно заняла место вслед за лучшей лигой мира NHL. Наступает следующий этап – развития и совершенствования экономической системы клубов, что потребует от них большей открытости, более активного использования инструментов маркетинга и вовлечения в управленческие процессы компетентных менеджеров.
Менеджменту клубов необходимо смещать акценты в сторону коммерческих спонсоров, потому что именно такой приоритет может обеспечить уверенное развитие профессиональных хоккейных клубов. Настало время баланса – хоккей может дать спонсорам не меньше того, что они дают хоккею.
Текст: Андрей Малыгин, директор Центра спортивного менеджмента, заведующий кафедрой спортивного маркетинга МФПУ «Синергия»Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" № 1(13) 2014