Эрнест и море
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Он любил вино, женщин, море, свой катер, простых рыбаков, но в его жизни была еще одна любовь, и это была Куба...
«Хотел бы я, чтобы это и в самом деле было сном. Впрочем, как знать? Всё ещё может обернуться к лучшему».
Всего в пятнадцати километрах от Гаваны находится небольшой, но очень уютный коттедж, утопающий в зелени и цветах, который называется Finca Vigia (Финка Вихия), что в переводе обозначает «Дом наблюдения». В этом доме во время своего пребывания на Кубе жил Эрнест Хемингуэй. Здесь он провел долгие годы...
К дому можно подняться по парковой дорожке, ведущей вверх. Справа будет дом для прислуги.
А уже за ним, чуть выше, стои́т дом писателя, окруженный кустами мальвы, высокими манговыми деревьями и королевскими пальмами. Некоторые из них Хемингуэй посадил сам. Рассказывают, что он не разрешал срывать с них плоды, а предпочитал пить кокосовое молоко из купленных орехов. В парке растут несколько видов акаций, фламбоян и другие растения. На освещенных участках высажены фруктовые деревья: апельсины, лимоны, персики, манго.
А вот и сам дом Хемингуэя.
Обратите внимание на колокол, который висит у входной двери. В этом доме было очень много гостей: именитых и простых, в честь каждого прибывшего гостя звонили. Следует отметить, что звук у него очень приятный.
В доме большая гостиная, рабочий кабинет, библиотека, спальня, столовая, из которой можно пройти на террасу.
В библиотеке писателя более 9000 томов.
В этом доме, неподалеку от Гаваны, Хемингуэй будет счастлив, он снова начнет писа́ть... и появится одно из самых известных произведений – «Старик и море», за которое получит Пулитцеровскую премию и Нобелевскую по литературе, бо́льшая часть которой будет отдана Кубе. Здесь он узнает цену настоящей мужской дружбе, здесь он познает радости и разочарования, любовь и страдания, встретит революцию на этой земле, которая будет называться Островом Свободы.
К дому вплотную примыкает Белая башня. Это уже более поздняя постройка. Изначально этот дом был приобретен без нее, и только уже потом, по настоянию его жены Мэри Уэлш, была пристроена к дому.
На первом этаже жили любимые писателем многочисленные кошки, а на втором и третьем этажах были оборудованы два небольших кабинета. Подняться на Башню можно по лестнице. И сразу же открывается невероятно красивый вид. Правда, из самого коттеджа вид тоже изумительный, так как дом находится на возвышенности, но из Башни смотреть в сторону Гаваны просто одно удовольствие!
Личные вещи писателя: папка с бумагами, его пишущая машинка, на которой он печатал свои знаменитые на весь мир произведения, заточенные карандаши... Все сохранено так, как было в день его отъезда.
Здесь он написал свои самые знаменитые произведения – «За рекой, в тени деревьев» и «Старик и море».
От дома нас ведет вот такая дорожка, в тени высоких деревьев.
Бассейн. Когда-то в нем плпвал Хемингуэй. Сейчас он не наполняется водой...
А здесь схоронены его любимые собаки.
А теперь мы подошли к одному из главных предметов обожания Хемингуэя – его катеру «Пилар», на котором он столько лет выходил в море. Подбирая судно, Эрнест придерживался такого же принципа, как и в своих произведениях: ничего лишнего, наносного, все внимание только на деловых качествах, все детали подчинены основному назначению. Этот катер, как и его проза, нес в себе простую и тонкую красоту.
Радости и огорчения, любовь женщин, встречи с друзьями, морские прогулки с детьми, даже рождение сюжетов для рассказов и повестей – все происходило здесь.
Ему предлагали новые и более комфортабельные судна в подарок, но Хемингуэй остался верен своей «Пилар».
Всего в шести с половиной километрах от Гаваны находится рыбацкий посёлок Кохимар (Cojimar), который был описан в повести Хемингуэя «Старик и море». Именно здесь Хемингуэй швартовал свою "Пилар". Вот за этим разводным мостиком и сегодня можно увидеть лодки. Примечательно и то, что частично сохранились рыбацкие причалы.
Давайте здесь остановимся и поговорим о его любви к морю, соленому ветру, рыбалке и об уважении к простым рыбакам.
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».
Роман Хемингуэя с Кубой был одним из самых длительных в его жизни. В FincaVigia Эрнест жил продолжительное время. Здесь он любил и был любим, были творческие взлеты и кризисы, здесь им были написаны самые лучшие его произведения. Одним из которых, безусловно, является «Старик и море».
*Куба. FincaVigia.*
«Человек в море никогда не бывает одинок».
Впервые эту историю Хемингуэй кратко рассказал в очерке «На голубой воде. Гольфстримское письмо», ещё в 1936 г. Писатель сам очень любил рыбалку (самую крупную летучую рыбу в Атлантике выловил именно он). Он дружил с кубинскими рыбаками, хорошо знал их законы и обычаи, ловил вместе с ними крупную морскую рыбу, выпивал с ними в маленьком рыбацком кабачке, слушал их рассказы о море.
Вот что вспоминает один из рыбаков: «Все дружили с ним, каждый был рад взять ему выпивки за свой счет... Да, таким он был — все лицо улыбается, со всеми тепло здоровается, особенно с бедняками. Здесь он был под нашей защитой, как бог этого маленького городка». «Папа» – так его называли на Кубе. Его обожали и боготворили. Здесь три культа - Фидель Кастро, Че Гевара и Хемингуэй, их «папа».
Хемингуэя можно без преувеличения назвать основоположником спортивной рыбалки. Он был настоящим практиком-новатором и испытателем.
«Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся».
С главным героем из его повести «Старик и море», Хемингуэй случайно встретился недалеко от берега Кубы еще в 1934 году. Он был поражен увиденным: на одной стороне лодки был пристегнут скелет огромной рыбы-марлина, который был в полтора раза длиннее ялика. Эрнеста удивили эта огромная рыба и совсем маленький измученный человек. Она была поймана рыбаком в тяжелой схватке и затем съедена акулами. Старику предложили доставить его к гавани Гаваны, но тот отказался, он не хотел, чтобы его жалели! Гордый дух старика поразил Хемингуэя, но писатель все же уговорил принять немного еды и воды, чтобы вернуться назад. Звали старика Ансельмо Эрнандес. «Я не читал рассказа Хемингуэя, вообще я ничего не читал – неграмотен. Но знаю, писатель любил правду. Часто приходил ко мне, душевно беседовал. Все понимал. Рыбаки вспоминают, как любил море Хемингуэй» (из интервью Ансельмо Эрнандес в 1962 году).
*Ансельмо Эрнандес с Хемингуэем, спустя много лет после первой встречи *
Существует несколько версий того, кто послужил прототипом старика. Вот еще одна история: как рассказывали очевидцы, Хемингуэй пристально наблюдал за небольшим судном, движущимся вслед за огромной рыбой. Он попросил своего капитана подойти к лодке поближе, но неожиданно услышал страшную брань в свой адрес от сидящего в лодке пожилого человека. Вместе со старым рыбаком был и мальчик. Чтобы не мешать ловле, Хемингуэй ушел на приличное расстояние, но длительное время пристально следил за тем, как старик и мальчик рыбачат.
Много лет он хранил в памяти эту историю, и он знал, что обязательно расскажет о ней. Сюжет он наполнил новыми деталями, обогатил глубоким жизненным и философским смыслом. И вот через пятнадцать лет писатель снова возвращается к притче о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования. Но теперь Хемингуэй вложил в образ старика часть себя. Возможно, что в основу рассказа лег эпизод, произошедший с самим писателем во время одного из первых визитов на Кубу, когда он поймал громадного марлина, который очень долго тащил его за собой по морю.
«Он вспомнил, как однажды поймал на крючок самку марлина. Самец всегда подпускает самку к пище первую, и, попавшись на крючок, самка со страха вступила в яростную, отчаянную борьбу, которая быстро ее изнурила, а самец, ни на шаг не отставая от нее, плавал и кружил вместе с ней по поверхности моря. Он плыл так близко, что старик боялся, как бы он не перерезал лесу хвостом, острым, как серп, и почти такой же формы».
Он сроднился с морем, знал о нем очень многое. Его Старик победил потому, что смысл жизни видел в борьбе, умел стоически переносить страдания, не отчаивался и не падал духом.
«А как легко становится, когда ты побежден! – подумал он. - Я и не знал, что это так легко… Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя… – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко ушел в море».
Загружаю...
В мире литературы часто возникали споры о том, кто же все-таки стал прототипом старика Сантьяго. Старик - это собирательный образ, который объединил в себе черты нескольких человек, одним из которых был легендарный рыбак – Григорио Фуентас. Случайная встреча Эрнеста и Григорио переросла в многолетнюю дружбу. Этот человек обслуживал катер писателя, и так сроднился и подружился с Хемингуэем, что тот стал считать его членом своей семьи.
«Он почувствовал, как приятно, когда есть с кем поговорить, кроме самого себя и моря».
С Хемингуэем Грегорио избороздил всё кубинское побережье – сначала в погоне за «Большой Рыбой», а затем, в годы войны, за нацистскими субмаринами.
* Григорио Фуентас *
Грегорио говорил, что это он придумал название книги и подарил его писателю. О своей многолетней дружбе с Хемингуэем он мог рассказывать часами и очень не любил намеков на пристрастие Эрнеста к спиртному. «Никогда он пьяницей не был, просто стакан у него в руке всегда был полным», – была любимая его фраза.
«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно».
Со дня смерти хозяина «Пилар» в море больше не выходила. Хемингуэй завещал ее своему капитану и лучшему другу, Старику Грегорио. Но содержать катер Фуэнтос не смог и вскоре передал ее кубинскому правительству.
– Что бы вы хотели с ней сделать? — спросил капитана Фидель.
– Чтобы она оказалась дома.
Многих удивил такой поступок капитана, ведь этот катер оценивался в полмиллиона долларов. Но Старик был верен своему другу Эрнесту...
– Разве бывает цена для любви и памяти? — задумчиво говорил Фуэнтес.
«Два раза ничего не повторяется».
Григорио намного пережил своего друга Эрнеста и дважды в год: 11 и 21 июля, в свой и его день рождения,- старик с бутылкой виски приходил к морю и делал два глотка: за себя и за него...
«Мир — хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать. И тебе повезло, сказал он себе, у тебя была очень хорошая жизнь. У тебя была жизнь лучше, чем у всех, потому что в ней были вот эти последние дни. Не тебе жаловаться».
_______________________________________________________
Я предлагаю вам, если будет желание и свободное время, посмотреть художественный фильм «Старик и море»
Также предлагаю вашему вниманию великолепный мультипликационный фильм по одноименному произведению Хемингуэя, созданный Александром Петровым в технике «ожившей живописи», выполненный на стекле масляными красками, и получивший премию «Оскар», как лучший короткометражный фильм (2000 г.)
Для работы использовались материалы:
Юрий Папоров «Хемингуэй на Кубе»,
Лестер Хемингуэй «Эрнест Хемингуэй. Обреченный победитель»
Эрнест Хемингуэй «Старик и море» (цитаты)
фотографии из личного фотоархива
материалы You Tube